СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии в 5 классе по теме "Географические координаты"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 5 классе по теме "Географические координаты"»

14 11.12.2019 5 класс ГЕОГРАФИЯ Чернобиль А.В.

Тема: «Географические координаты».

Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.

Задачи:

Обучающие: обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на карте полушарий.

Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;

- осознание необходимости понимать и читать карту;

- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.

Предметные:

- знать понятия: географические координаты, географическая долгота, географическая широта;

- определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов;

- находить объекты на карте по географическим координатам;

- сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.

Тип урока: урок-практикум.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в паре.

Межпредмеиные связи: математика, биология, ОБЖ.

Способы оценки: - правильное определение географических координат – 5 (« отлично»)»

- неточность в определении географических координат – 4 ( «хорошо»).

Материально-техническое обеспечение:

- Учебник. География 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина- М.: Просвещение, 2015:- ( Полярная звезда).

- Атласы.

- Физическая карта полушарий.

- Мультимедийное устройство.

- Компьютер.





Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие:

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие.

Проверьте свои принадлежности к уроку.

II Мотивационно-целеполагающий этап.

Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Слово учителя:

- Случалось ли вам где-нибудь заблудиться? Потеряться? Каковы были ваши действия?

При спасении людей, которые терпят бедствие важна каждая минута.

- Корабль терпит бедствие в Тихом океане ( показ точки на карте) ,как его найти?

(Отвечают на вопрос: нужно определить широту и долготу)

- вспомним основные понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках:

Мини – тест

( Приложение 1).

Совместная проверка.


Чтение отрывка стихотворения:

На карте – огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект» -

Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы ее отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – ее долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик?

Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается вспомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся.

Итак, как вы думаете, изучением чего мы займемся?


- Итак, как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке?

( Корректировка формулировки темы урока)

- Какова будет цель нашего урока (Формулировка темы урока.Записывают тему в тетрадь.)

- Как вы думаете, а зачем нужно уметь определять географические координаты?(отвечают Научиться определять географические координаты.

- Для профессий штурман, военные, геологи, географы)

III Основная часть урока.

Вдруг в кабинет ходит секретарь с письмом.

Учитель возмущается, что письмо вручают во время урока, принимает письмо, читает.

( Приложение №2)

На доске вывешивается портрет кенгуру

( на интерактивной доске).

_ Ребята, а вам хочется , чтобы кенгуренок быстрее вернулся домой?

Тогда давайте поможем спасателям и кенгуренку быстро найти это место на карте, сообщим спасателям и начнем свой урок. (Дети ищут это место на карте, но найти не могут. ( возникла проблема).

Учитель просит еще раз назвать адрес. (Дети называют адрес: 320ю.ш. и 1500 в.д.)

_ В чем проблема?

- Мы не знаем как найти объект по координатам на карте.

Итак, перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить.

- Ваши предложения, что для этого нужно сделать?

(Поставить задачи:

- узнать, что такое географические координаты;

- Узнать, как определять географические координаты;

- узнать место, куда нужно отправить кенгуренка и сообщить об этом в службу спасения)

Итак, мы с вами уже знаем, что такое географическая широта, что такое географическая долгота. Давайте вспомним ( стр. 49, 51 учебника)

Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от неё до экватора. Называется она географическая широта. Если мы говорим «60-я параллель», то это значит, что любая её точка находится от плоскости экватора под углом 60°. Данный угол получил название географической широты. Широта отсчитывается от 0° до 90° по обе стороны от экватора и соответственно называется северной или южной Чтобы определить широту какого-нибудь города или другого пункта, нужно определить широту параллели, на которой он находится. Например, Санкт-Петербург имеет широту 60°с.ш., потому что он расположен на параллели, отстоящей от экватора

Вторая географическая координата определяется с помощью линий называемых меридианами (в переводе означает «полуденная линия»), эта линия соединяет полюса.

Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится. Если пункт расположен между двумя меридианами, то: 1) узнают долготу ближнего к пункту меридиана (со стороны начального); 2) к ней прибавляют число градусов дуги параллели между этим меридианом и самим пунктом. Долгота может иметь значения от 0° до 180°.Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится. Например, Санкт-Петербург имеет долготу 30°в.д., потому что он расположен на меридиане, отстоящем от начального меридиана на 30°.

Каждая точка на земной поверхности имеет свою географическую широту и долготу, по которым определяется её точное положение на Земле. Широту и долготу точки земной поверхности называют географическими координатами.

Физкультминутка

Ребята! Впереди у нас ответственный момент! Нужно определить адрес кенгуренка. Главное не ошибиться! А теперь мы с вами немного сменим обстановку за рабочими столами. Я прошу вас сейчас выйти из-за парт, встать лицом к карте полушарий и кенгуренку. У меня есть для вас подсказка. Каждый из нас свами по талии имеет разную ширину. Но это сейчас неважно. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите левую руку по талии. Как она у вас лежит? Горизонтально. значит широту мы будем определять по параллелям.

Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх?

Меридианы. Значит долготу мы будем определять по меридианам. Садимся за парты

IV Применение знаний.

Игра «Морской бой» (Приложение №3) Применяют полученные знания в новой ситуации: определяют географические координаты


А теперь давайте приступим к определению адреса Кенгуру

Работа в парах по определению адреса Кенгуру.

После того, как ребята нашли адрес города и материк, они озвучивают свои результаты

Учитель просит одного ученика отправить данные сотрудникам МЧС письмом.

- Считайте, что Кенгуру спасен!

V Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- То, что вы сегодня получили на уроке, может ли это пригодиться в жизни?

- Думали ли вы, когда шли на урок, что сегодня будете помогать кого-то спасать?


Молодцы! Все сегодня работали хорошо!

- Выставление оценок за урок.

VI домашнее задание

Д/з: В.6 после п.15 ( «Географический адрес моего населенного пункта», в.7,8,9 ( на определение объекта по географическим координатам


Приложение №1.

Мини-тест.

1 вариант

2 вариант

  1. Параллель – это:

А) линия, параллельная экватору

Б)линия, соединяющая северный и южный полюс

В) полуокружность.

1. Меридиан – это:

А) линия, параллельная экватору

Б) линия, соединяющая северный и южный полюс

В) окружность

  1. По меридиану определяют:

А) широту

Б) долготу

В) расстояние.

2. По параллелям определяют:

А) расстояние

Б) долготу

В) широту

  1. Долгота бывает:

А) северная

Б) западная и восточная

В) правильны оба варианта.

3. Широта бывает:

А) северная и южная

Б) западная и восточная

В) правильны оба варианта


Приложение№2.

Письмо.

«Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгуренка домой, который вчера отстал во время посадки в самолет. Известно, что он живет в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано: 320 ю.ш. и 150 0 в.д. Мы предполагаем, что здесь написан его адрес и его можно узнать только по карте. Проблема в том, что в данный момент мы находимся в чистом поле, где только что приземлились космонавты и у нас нет с собой карты полушарий, а в каждой школе такая карта есть. Может быть вы нам поможете узнать, что это адрес и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгуренка домой гораздо быстрее.

Представляете, какую радость вы для него сделаете! Если вы не можете, то срочно сообщите, мы попросим детей другой школы.

С уважением к вам, работники службы МЧС».





Приложение №3.

Игра «Морской бой»

























400

300

200

100

100

200

300

400

Экв.


































300

200

100

100

200

300

Найти координаты точек:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Список литературы:

  1. Учебник. География 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина- М.: Просвещение, 2015:- ( Полярная звезда).

  2. Типы уроков по ФГОС

http^//videouroki.net




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!