Тема: «Озёра». Класс 6.
Цели: формировать представления об озёрах , о различных типах котловин, деление озёр на сточные и бессточные, умение определять географическое положение озера по плану.
Задачи: Предметные: Формировать интерес к предмету
Метопредметные: Развивать логическое мышление учащихся путём выявления причинно-следственных связей внешнего вида озера с происхождением котловины.
Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувство прекрасного, умение работать в коллективе, оценивать работу одноклассников и свою.
Форма урока: групповая.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, работа с картой, исследовательский, наглядно-практический.
Оборудование: компьютер, карта России и полушарий, задания для групп, мультимедийное оборудование (слайды озёр).
Ход урока.
1 Организационный момент.
Перед уроком учащиеся делятся на группы.
Вспомним правила работы в группах:
-Мы одна команда, работает каждый, чтобы найти правильное решение.
-Чтобы найти правильное решение мы должны сотрудничать друг с другом.
-Мы готовы делиться своими знаниями с другими.
-Работаем дружно ,чтобы каждый достиг успеха.
-Слышать и слушать товарища по команде.
-Уважать в общении и сотрудничестве своих товарищей и самого себя.
2 Актуализация опорных знаний.
Слайд 1
Задание группам: Перед вами схематичное изображение одной из рек России.
Ваша задача определить название реки, подписать её части.
В наборе задания названия рек и основных понятий. Выполнив задание, дети подписывают на контурной карте название реки и основных понятий.
3 Изучение нового материала.
Целеполагание.
Сегодня мы познакомимся с новым видом вод суши. Узнайте с каким?
Я бываю глубоко, глубоко, я бываю широко, широко.
Я лесное и степное, напою тебя водою.
Деревья надо мною склоняются. Как в зеркале во мне отражаются. (озеро)
Слайд 2
Тема урока Озеро. Давайте попробуем дать понятие, что такое озеро?
Каждая группа обсуждает и записывает свой вариант.
Сравниваем с понятием в учебнике. Оцениваются удачные определения.
Озером называется замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Какие озёра вы знаете? Показ слайдов озёр. Обратите внимание ребята, что все озёра образуются в природных углублениях. Найдите в учебнике как называются эти углубления. Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами.
Работа с учебником, атласом и дополнительной литературой.
План характеристики котловины:
-происхождение котловины.
-глубина озёр, очертания береговой линии озера (смотри атлас приложение)
-примеры озёр.
Отчёт групп, обсуждение выполненной работы.
Задание: подпишите происхождение котловины приведите примеры озёр.
У каждой группы карточка с рисунками котловин ( Рисунок-происхождение котловины-примеры озёр Каспийское и Байкал.Сравнительная характеристика.) Какие раки впадают в эти озёра? Назовите их. В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море —
Волга,
Терек,
Сулак,
Самур (Россия),
Урал,
Эмба (Казахстан),
Кура (Азербайджан),
Атрек (Туркменистан),
Сефидруд (Иран) и другие. Крупнейшая река, впадающая в Каспийское море —
Волга, её среднегодовой водосток составляет 215—224 кубических километра. Волга, Урал, Терек, Сулак и Эмба дают до 88—90 % годового водостока в Каспийское море.
Сколько рек вытекает из Каспийского моря? Это озеро бессточное реки впадают, но не вытекают. Самые крупные из притоков Байкала — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Всего 336 постоянных водотоков. Из озера вытекает одна река — Ангара. Байкал сточное озеро в него реки втекают и вытекают.
Найдите на карте озёра сточные и бессточные озёра запишите их названия в тетрадь.
Найдите на карте Ладожское озеро, это необычное озеро.
Слайд17
Площадь Ладожского озера без островов составляет от 17,6 тыс. км² (с островами 18,1 тыс. км²) длина с юга на север — 219 км, наибольшая ширина — 138 км. Объём водной массы озера — 908 км³. Это в 12 раз больше, чем ежегодно вливается в него реками и выносится рекой Невой. Для рельефа дна Ладожского озера характерно увеличение глубины с юга на север. Глубина изменяется неравномерно: в северной части она колеблется от 70 до 230 м, в южной — от 20 до 70 м. Средняя глубина озера — 50 м, наибольшая — 233 м (к северу от острова Валаам). Дно северной части неровное, изборождённое впадинами, а южной части более спокойное и отличается большей сглаженностью. Ладожское озеро занимает восьмое место среди глубочайших озёр России. Просмотрев географические величины мы не найдём ни чего не обычного. Но в годы войны это озеро стало «дорогой жизни».
Слайд18 Во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
Найдите на карте озеро Байкал. Каким цветом оно обозначено на карте?
Озеро Эйр отличается ли оно по цвету почему?
Вода хороший растворитель. Она растворяет соли, которые накапливаются в воде.
Закономерность формирования пресных и солёных озёр.
Пресные - как правило это проточные озёра. Солёные – бессточные
Слайды
Что происходит если озеро мелеет и зарастает? Оно превращается в болото.
Болот о- участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросшие влаголюбивой растительностью. Самые большие в мире Васюганские болота в Западной Сибири.
Закрепление знаний по теме. Практическая работа. Описание озера по плану.
Всем группам дается карточка с одним озером Телецкое озеро.
1. Название.
2. В какой части России находится.
3. Определить точки координат.
4. Происхождение котловины.
5. Сточное или бессточное.
6. Какие реки впадают в озеро и вытекают из него..
7.Пресное или солёное.
8. Моя личная информация о данном объекте.
Рефлексия.
Приём «Цепочка» Мне понравилось на уроке. Было интересно - не интересно.
Я могу поделиться своими открытиями по данной теме.
Спасибо ребята. А сейчас мы вручим свидетельства Лучший географ. Лучшая команда.
Самый активный участник.
Домашнее задание: Подписать озёра на контурной карте, подготовить сообщение «Интересные озёра республики Алтай» .