Геометрия
7 класс
Урок № _____
Тема: Некоторые свойства прямоугольных треугольников
Цели урока:
Образовательные:
на основе практической работы установить зависимость между некоторыми элементами прямоугольных треугольников;
показать применение изученных свойств при решении задач;
Развивающие:
развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы, математической речи;
развитие навыков работы с чертежными инструментами;
развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся;
Воспитательные:
воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, критического отношения к своим знаниям.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/з
3. Формулирование целей и задач урока
4. Актуализация опорных знаний
-Давайте вспомним, что нам известно о треугольниках и о прямоугольных треугольниках в частности.
-Какая фигура называется треугольником?
-Какие виды треугольников вы знаете?
-Дать определение равнобедренного треугольника.
-Каким свойством обладает равнобедренный треугольник?
-Каков признак равнобедренного треугольника?
-Дать определение равностороннего треугольника.
-Каким свойством обладают углы равностороннего треугольника?
-Дать определение прямоугольного треугольника.
-Какова градусная мера прямого угла?
-Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла?
-Как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?
-Что можно сказать о длинах катета и гипотенузы прямоугольного треугольника?
-Какими должны быть остальные углы прямоугольного треугольника?
-А теперь приступим к выполнению практической работы.
5. Изучение нового материала
Практическая работа 1.
Возьмите треугольники, вырезанные из белого картона. Измерьте острые углы этих треугольников и вычислите сумму их градусных мер. Сделайте вывод.
А =
В =
С = 90°
А +
В =
Вывод: сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
А сейчас давайте посмотрим на наши фигуры. Поднимите каждый свой треугольник. Легко заметить, что у каждого из вас в руках прямоугольный треугольник, но отличающийся от треугольника соседа. Как вы думаете, случайно ли у всех получился одинаковый результат?
Действительно, такой результат получился не случайно. В этом состоит одно из свойств прямоугольных треугольников.
1°. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
Дано: ∆ АВС,
С = 90°.
Доказать:
А +
В = 90°.
Доказательство:
По теореме о сумме углов треугольника:
А+
В+
С=180°. Так как
С = 90°, то
А+
В = =180°- 90°= 90°.
Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться применять изученные свойства при решении задач.
А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Молодцы! Для облегчения вычислительной работы.
А сейчас я предлагаю вам решить задачу 1.
Дано: ∆ АВС,
С = 90°.
В =
А + 18°.
Найти:
А,
В.
Решение:
По свойству 1°:
А +
В = 90°. По условию:
В =
А + 18°. Отсюда:
А + (
А + 180) = 90°;
2
А + 18° = 90°;
2
А = 90° – 18°;
2
А = 72°;
А = 72° : 2;
А = 36°;
В = 90° – 36° = 54°.
Ответ:
А = 36°;
В = 54°.
Практическая работа 2.
Возьмите цветные треугольники, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30°. Сделайте вывод.
С = 90°
А = 30°
АВ =
ВС =
Вывод: катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Если мы посмотрим на наши треугольники, то сможем сделать вывод о том, что и этот результат получен не случайно.
2°. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Дано:
АВС,
С = 900,
А = 300.
Доказать: ВС = ½АВ.
Доказательство:
Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АСD так, как показано на чертеже. Получим треугольник АВD, в котором
А =
В =
D =60°, то есть АВD – равносторонний, поэтому ВD = АВ. Но ВС = ½ВD. Следовательно, ВС = ½АВ.
6. Закрепление изученного материала
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Домашнее задание
__________________________________________________________________
8 Подведение итогов урока