СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геометрии в 7 классе по исследованию свойств прямоугольных треугльников. Материал содержит конспект урока, карточки с заданиями для исследования, презентацию урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"»

Сценарий урока

7 класс

Урок спланирован в соответствии с УМК «Геометрия 7 класс». Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И, И. Юдина.

Тема урока: Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

Цель урока: создать условия для закрепления полученных знаний по теме «Свойства прямоугольных треугольников», выработка умений и навыков по решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников;

Образовательные задачи:

  1. Повторить математические понятия по теме «Треугольник и его элементы. Виды треугольников»;

  2. Сформулировать свойства прямоугольных треугольников;

  3. Применить свойства при решении геометрических задач;

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развитие таких мыслительных процессов как: внимание, память, логическое мышление;

  2. Развитие информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенции;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать волю и настойчивость в достижении поставленной цели;


Тип урока: обобщения, систематизации и практического применения знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор (интерактивная доска), экран, слайды.



Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

1

Мотивация обучающихся к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть вас на уроке!

- Начать урок хотелось со слов математика Д.Пойа:

«Если вы хотите научиться плавать,

то смело входите в воду,

а если хотите научиться решать задачи,

то решайте их».

– Согласны ли вы с данным высказыванием и как вы его понимаете?

- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

2

Актуализация усвоения пройденных знаний

Отгадайте загадку и узнаете о какой фигуре мы сегодня будем говорить.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,-

Ну, пожалуй, и довольно!

Что мы видим?

- какая фигура называется треугольником?

- по каким элементам мы классифицировали треугольников? (по сторонам, по углам)

- какие существуют виды треугольников по сторонам? (разносторонние, равнобедренные, равносторонние)

-на какие виды делятся треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).

- Сейчас вы посмотрите видео и узнаете, о каком именно треугольнике мы будем говорить на уроке?

Видео из кинофильма «Приключения Электроника» (песня «А все говорят, что катет короче гипотенузы…»)

- Открываем тетради, подписываем число, классная работа и тему урока.

- А теперь ответим на вопросы и вспомним теорию.

Вопрос 1: Выберите верную формулировку определения прямоугольного треугольника

Вопрос 2: Верно ли, что сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 180°?

Вопрос 3: Как называется сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу?

Вопрос 4: Как называются стороны прямого угла прямоугольного треугольника?

Вопрос 5: Продолжите формулировку: Если острый угол прямоугольного треугольника равен 30°, то…

  1. М ожно ли, зная 2 угла треугольника, найти третий угол?

К акой теоремой воспользовались? 

2) Можно ли, зная градусную меру острого угла

треугольника, найти градусную меру двух других?

В каких случаях? 

Какими свойствами воспользовались?

3) Можно ли, зная градусную меру острого угла

треугольника и длину одной из его сторон, найти

длину другой стороны этого треугольника? 

В опрос: «Каким свойством, признаком,

о пределение воспользовались»

Задание: «Найдите длины неизвестных сторон».

4) Задание: «Найдите лишний треугольник». 


Аргументируйте свое исключение одного из

треугольников.

Сформулируйте данное свойство

прямоугольного треугольника.


Игровой момент.

- Я задумала один из данных пяти треугольников. Задайте мне только два вопроса (от класса) и, выслушав ответ, назовите номер задуманного мною треугольника:

3

Определение темы урока, целеполага-ние

– Итак, ребята, мы с вами вспомнили все виды треугольников и их свойства.

– Свойства какого треугольника нам известны меньше всего?

– Значит, какова тема нашего урока?

– Какую цель поставим на урок?


4

Закрепление знаний и способов действий

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников.

- Решим несколько задач по готовым чертежам.

5

Минута релаксации

Теперь предлагаю нам немного отдохнуть. Прошу всех встать. Выполняем физкультминутку.

- Сели все ровно, продолжим работу.

6

Закрепление материала

– Вернемся вновь к плану урока. Работа в группах.

Свойство о сумме острых углов прямоугольного треугольника нашло широкое применение в транспортной, космической технике. А вот в какой именно, мы узнаем, выполнив задание. У вас на столах карточки. Вам необходимо решить задачи. Ответ соответствует конкретной букве. Затем составим из букв слово. Недостающие буквы повторяются. Попробуйте угадать слово.


Это свойство, например, лежит в основе конструкции простейшего уголкового отражателя. Так, уголковый отражатель, или КАТАФОТ, устанавливается на заднем крыле велосипеда для того, чтобы «возвращать» свет автомобильных фар. Это дает возможность водителю автомобиля видеть в темное время суток идущий впереди велосипед.


Прошло уже 72 года со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – «треугольники», иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.

И этих писем ещё много-много. А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.

Такие «треугольники» не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали «письмо» из куска газеты и «отправляли» папке на фронт.

У вас получились треугольники, дома напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, а может кто-то из вас нарисует своё поздравление.

- А теперь выполним мини-проект «Животный мир и прямоугольные треугольники».

- У вас на столах лежат конверты. В них прямоугольные треугольники разного цвета и карточка с задачами. Вам необходимо – решить задачу, взять прямоугольник соответствующего цвета и составить картинку – кота.

1) Решите первую задачу. Найдите ответ на треугольниках. Сколько их?

Э то голова.

  1. Теперь решите вторую задачу. Найдите ответ. Это уши.

  2. Следующая задача. Это туловище.

  3. Четвертая задача – это ноги.

  4. Последняя задача – хвост.

- Что у вас получилось?

7

Информирование о домашнем задании

- Запишите домашнее задание: № 260, №263, стр. 80.


8

Подведение итогов урока.

Рефлексия

– Ребята, давайте подведем итог урока.

Достигли ли мы цели урока?

– Ребята, как вы считаете, над чем еще нужно поработать?

SMS. Вам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.

- Спасибо за урок! Вы можете идти на перемену.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!