Конспект урока по геометрии.
Тема: «Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей»
Цели урока:
Образовательные: повторить формулировку утверждений о параллельных плоскостях, доказательство признака параллельности плоскостей; рассмотреть задачи на параллельность плоскостей.
Развивающие: развитие у учащихся памяти, внимания, математического мышления, наблюдательности;
Воспитательные: воспитание математической культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Задачи урока:
Закрепить понятие параллельности плоскостей.
Закрепить доказательство признака параллельности плоскостей.
Закрепить свойства параллельности плоскостей.
Рассмотреть задачи на параллельность плоскостей.
Класс: 10.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: индуктивно-репродуктивный, эвристическое общение.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Знание определения параллельности плоскостей.
Знание признака параллельности двух плоскостей с доказательством.
Знание свойств параллельности двух плоскостей.
Умение решать простые задачи на параллельность плоскостей.
Литература: 1. Геометрия , 10-11: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-10-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-206 с.: ил.- ISBN 5-09-010749-1.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (17 мин.)
Решение задач (21 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
Организационный момент. Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверка отсутствующих и готовность помещения к уроку.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать тему «Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей» Сейчас один из вас должен выйти доске и написать доказательство признака параллельности двух плоскостей.
(Ученик делает чертеж и записывает на доске признак параллельности плоскостей с доказательством)
Ученик: Теорема: если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Чертеж на доске:

Ученик: Доказательство: рассмотрим две плоскости
. В плоскости
лежат пересекающиеся в точке М прямые a и b, а в плоскости
– прямые a1 и b1 , причем
a1, b||b1. Докажем, что
. Прежде всего отметим, что по признаку параллельности прямой и плоскости a||
. Допустим, что плоскости
не параллельны. Тогда они пересекаются по некоторой прямой c. Мы получили, что плоскость
проходит через прямую a, параллельную плоскости
, и пересекает плоскость
по прямой с. Отсюда следует, что прямые a и c параллельны. Но плоскость
проходит также через прямую b||
. Поэтому b||c. Таким образом через точку М проходят две прямые a и b ||c. Но это невозможно, так как по теореме о параллельных прямых через точку М проходит только одна, прямая параллельная прямой с. Значит наше предположение неверно и, следовательно,
. ч.т.д.
(Пока ученик приводит доказательство признака параллельности двух плоскостей, учитель вызывает двух учеников к доске, показать решение домашнего задания. С остальными проводит фронтальный опрос.)
Учитель: Кто мне сможет сформулировать определение параллельных плоскостей?
Ученик: Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
Учитель: Хорошо, садись. Итак, используя чертеж на доске, сформулируйте 1 свойство параллельности плоскостей.
Чертеж на доске:
Ученик: Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии их пересечения параллельны.
Учитель: Молодец, правильно, садись. Используя следующий чертеж, сформулируйте 2 свойство параллельности плоскостей.
Чертеж на доске:

Ученик: Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны.
Учитель: Правильно, садись.
(Затем учитель заслушиваются ответ учащихся, которые готовились у доски.)
Решение задач.
Учитель: Сейчас мы с вами будем решать задания по этой теме. Откройте тетради запишите число, классная работа и тему урока: решение задач.
Запись на доске и в тетрадях: 23.11.10 Классная работа
Решение задач
Учитель: Откройте учебник на странице 23. Задание №63 (б).
(Учитель вызывает одного ученика к доске. А остальных выполняют в тетрадях).
Учитель: прочитай условие задачи
Ученик: Параллельные плоскости
пересекают сторону АВ угла ВАС соответственно в точках А1 и А2, а сторону АС этого угла - соответственно в точках В1 и В2. Найдите А2В2 и АА2, если А1В1=18 см, АА1=24 см, АА2 =
А1А2.
Учитель: итак, с чего начнем решение
Ученик: сначала выполним чертеж
Чертеж на доске:

Учитель: давай запиши что нам дано и что нужно найти
Запись на доске: Дано: угол ВАС,
,
,
,
А1В1=18 см, АА1=24 см, АА2 =
А1А2
Найти: А2В2 и АА2
Ученик:
Так как
, плоскость (ВАС)
, то А1В1 || А2В2
Учитель: Почему А1В1 || А2В2
Ученик: по свойству 1
по первому признаку подобия (угол 1 = углу 3 и угол 2 = углу 4 как соответственные при пересечении двух параллельных прямых А1В1 и А2В2 секущими АВ и АС)
Значит 
Учитель: хорошо, что дальше будем делать?
Ученик: Найдем коэффициент подобия
Учитель: тогда чему будет равно АА2
Ученик: Тогда АА2=48+24=72 (см)
Учитель: Следовательно, А2В2=18*3=54 (см)
Ученик: А2В2= 18*3=54 (см)
Ответ: А2В2=54 см, 
Запись на доске и в тетрадях: 1)Так как
, плоскость (ВАС)
, то А1В1 || А2В2( по свойству 1)
по первому признаку подобия (угол 1 = углу 3 и угол 2 = углу 4 как соответственные при пересечении двух параллельных прямых А1В1 и А2В2 секущими АВ и АС)
Значит 
2) Найдем коэффициент подобия
Тогда АА2=48+24=72 (см)
Следовательно, А2В2=18*3=54 (см)
Ответ: А2В2=54 см, 
Учитель: Молодец. Садись. Теперь давайте приступим к решению задания под номером 65.
(Учитель вызывает одного ученика к доске. А остальных просит этот же номер сделать в тетрадях.)
(Ученик проговаривает условие задачи, записывает на доске чертеж и решение)
Ученик: Параллельные отрезки А1А2, В1В2 и С1С2 заключены между параллельными плоскостями 
А) Определите вид четырехугольников
Б) Докажите, что
Учитель: выполним чертеж
Чертеж на доске:
Учитель: так как А1А2 и В1В2 – это отрезки параллельных прямых, заключенных между параллельными плоскостями, то по свойству 2?
Ученик: они будут равны
Учитель: Значит в четырехугольнике А1В1В2А2 стороны А1А2 и В1В2
Ученик: равны и параллельны, значит это параллелограмм (по признаку параллелограмма). Аналогично В1С1С2В2 и А1С1С2А2 – параллелограммы.
Учитель: Из того, что вышеперечисленные четырехугольники являются параллелограммами, то что получим ?
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
Дано: А1А2, В1В2 и С1С2 параллельные отрезки заключены между параллельными плоскостями 
Найти: А) Определите вид четырехугольников
Б) Докажите, что Решение: Так как А1А2 и В1В2 – это отрезки параллельных прямых, заключенных между параллельными плоскостями, то по свойству 2 они будут равны.
Значит в четырехугольнике А1В1В2А2 стороны А1А2 и В1В2 равны и параллельны, значит это параллелограмм (по признаку параллелограмма). Аналогично В1С1С2В2 и А1С1С2А2 – параллелограммы.
Следовательно,
Учитель: Молодец. Садись.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы с вами сегодня закончили изучать тему «Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей» Кто сможет мне сейчас сказать свойства параллельности двух плоскостей?
Ученик:1.Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
2.Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны.
Учитель: Молодец. А кто может скажет признак параллельности двух плоскостей?
Ученик: если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Учитель: Правильно. Садись.
Домашнее задание.
Учитель: урока подходит к концу. Всем тем, кто сегодня отвечал у доски и на мои вопросы устно, я поставлю соответствующие оценки. Откройте дневники, запишите домашнее задание. На дом у вас будет №60, 64 и подготовить ответы на вопросы к главе I (до 14вопроса). Всем спасибо за урок. До свидания.
3