Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный | Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем. | Ответное приветствие | Личностные: Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; |
II. Мотивация. Целеполагание | Ребята, давайте посмотрим мультфильм про котеночка Гав. (Секретный язык) Что придумали котенок Гав и щенок? Почему они друг друга не понимали? Как вы думаете ,чему мы должны сегодня научиться? | Дети смотрят фрагмент мультфильма, задумываются о его связи с темой урока Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. | Познавательные: осознание смысла предстоящей деятельности. Коммуникативные: Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: Целеполагание; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. |
III. Актуализация знаний | На прошлых уроках мы рассматривали с вами понятие «информация», действия с ней. Давайте вспомним основные сведения Что такое информация? Вспомните, какие действия человек может совершать с информацией, классифицируйте их и обоснуйте почему вы выбрали именно такие признаки для классификации? Как человек хранит информацию? Какие современные носители информации вам известны? Сколько информации человек воспринимает каждым из органов чувств? Аргументируйте свой ответ. - А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока. Вот так необычно она у нас сегодня выглядит. (Слайд 1) | Дети отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свои ответы. | Коммуникативные: Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе в парах, так и с учителем Регулятивные: осуществляется контроль за техникой выполнения упражнений, планирование своих действий. |
IV. Изучение нового материала. | Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. (Слайд 2) Код — это система условных знаков для представления информации Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. (Слайд 3) На доске записана зашифрованная тема. Посмотрите, как можно расшифровать эту запись. Мы воспользуемся таблицей кодов, в которой каждая буква заменяется порядковым номером. | Зрительно воспринимают двигательное действие, находят и комментируют сложные элементы техники выполнения упражнения. | Предметные:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;осуществляют поиск необходимой информации. |
На доске (и в презентации) записана зашифрованная тема. Посмотрите, как можно расшифровать эту запись. Мы воспользуемся таблицей кодов, в которой каждая буква заменяется порядковым номером. Возьмём предложение Рабочий стол - Зашифруем ее с помощью кодировочной таблицы. - Это будет выглядеть так: 18 1 2 16 25 10 11 19 20 16 13 (Слайд 4) ( шифрование первого слово показывает учитель, далее дети работают сами) - А теперь давайте расшифруем с помощью таблицы записанную тему урока. 12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10 (Кодирование информации) (Слайд 5) - Запишем число и тему сегодняшнего урока в тетрадь, а также дети записывают определения: код, кодирование. (Слайд 6) | Учатся выбирать эффективные способы решения задач. Анализируют свою деятельность. Договариваются о распределении функций и ролей совместной деятельности. | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Личностные: принимать на себя ответственность за результаты своей работы. |
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач | Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся (Слайд 7): Разговорные языки (более 2000); Язык мимики и жестов; Язык рисунков и чертежей; Научные языки (математики, физики, химии); Языки искусства (музыка, живопись, скульптура) (Слайд 8); Специальный способ представления информации для слепых (Французского педагога Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.); (Слайд 9) Азбука Морзе; (Слайд 10) Семафорная азбука (выполняем задание (закодировано слово «шторм», дети объединяются в группы и складывают слово); (Слайд 11) Ребусы – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. (2 ребуса отгадываем вместе (Отв: источник, клавиатура»). (Слайд 12) Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. (2 примера как кодируется информация перестановкой букв в словах. Отв: урок, информация) (Слайд 13) | Воспринимают информацию, анализируют. | Коммуникативные: умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результат Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности Личностные: умение добросовестно выполнять учебное задание Познавательные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; |
VI. Первичное осмысление и закрепление | Декодируйте известные пословицы (Слайд 14)- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63aaa33-f34e-4fa3-b609-cfc0a60d5c7f/%5BINF_020%5D_%5BQS_04%5D.html Определите тип алфавита- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/131e9537-2e3c-4260-a949-ac3f707bf340/2_21.swf | Учащиеся переносят полученные знания на метапредметный материал; декодируют пословицы, определяют правило кодирования. | Познавательные: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют Регулятивные: умение осуществлять пошаговый самоконтроль действий. Коммуникативные: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. -Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; -Давать определение понятиям; -Устанавливать причинно-следственные связи; |
VII. Итоги урока. Рефлексия. | Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Чему вы сегодня научились? Домашнее задание: 1) составить ребус для одного из известных вам понятий информатики | Осмысливают вопросы, вникают в их содержание Осмысливают выводы Анализируют, высказывают собственное мнение, суждение Самооценка своей учебной деятельности Слушают, запоминают записывают в дневник | Личностные: умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность Коммуникативные: умение слушать, усваивать информацию, самостоятельно выполнять поиск информации. |