СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по истории 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по истории 10 класс»



«Монгольское нашествие на Русь»




Цель урока: 

1) Образовательная - показать положение Киевской Руси на начало XIII века; охарактеризовать монгольские племена к началу XIII века; сформировать знания об установлении монголо – татарского ига на Руси и его последствиях.

2)Развивающая – развивать умения сопоставлять исторические явления; обобщать исторические факты, делать выводы через решение проблемных вопросов; - через проблему, групповую работу выходить на общение между обучающимися.

3)Воспитательная – способствовать формированию патриотических и нравственных чувств; познавательного интереса к истории; воспитание ответственности за общее дело; умению работать в группе.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: работа в группах (дифференцированное создание групп: сильный, средний, слабый ученик; слабый учится у сильного, сильный учит слабого)

Методы и приемы:

1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: объяснение, выполнение практических заданий);

2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация);

3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, индивидуальная работа с картами и схемами и тд.);

4) методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: ответы на проблемные вопросы)

5) методы контроля (приемы: (тестирование, заполнение инструктивных карточек, взаимопроверка, самооценка).

Оборудование: презентация учителя (весь ход урока), презентация ученика (готовится заранее: характеристика монголо-татар на начало XIII века), диск к учебнику, настенная карта «Русские земли в XII - XIII вв.», групповые задания (инструктивные карты по группам; лист оценивания работы группы, документы), критерии оценивания, учебник «История с древнейших времен до конца XIX века», 10 класс; АН Сахаров, НВ Загладин. М., «Русское слово», 2018 г; фотоизображения: 1) Чингисхан; 2) монгольские воины; 3) монгольские стрелы; 4) оборона Рязани; 5) взятие Владимира; 6) Торжок

Урок рассчитан на 45 минут

Ход урока:

I.Организационный этап (1 мин.)

Задачи - обеспечение внешней обстановки для работы на уроке, - психологическая подготовка учащихся к общению на учебном занятии.

План урока:

1. Общая характеристика монгольских племен на начало XIII века. Образование монгольского государства. 2. Военные походы монголов. Завоевание стран Центральной и Средней Азии. 3. Битва на реке Калке. 4. Завоевание Северо-Восточной Руси. 5. Завоевание Южной Руси. Вторжение монголо-татар в страны Европы. 6. Установление зависимости Руси от монголов.

Основные понятия: феодальная раздробленность, татаро - монголы, нойон, хан, тьма, дань, тумен, нукеры, араты, Золотая Орда, баскаки, улус, иго

Выдающиеся личности: Чингисхан (Темучин), Батый, Евпатий Коловрат.

Важнейшие даты: 1211-1227 гг. – создание империи Чингисхана; 1223 г. – битва на р. Калке; 1237 – 1240 гг. – нашествие Батыя на Русь, начало монголо – татарского ига; март 1238 г. – битва на р. Сить

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным, и Вы получите знания, которые пригодятся Вам в жизни и при сдаче ЕГЭ.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание(инструктивные карты, листы оценивания, документы)

Получение заданий

II. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала

(4 мин.)

Задачи этапа: - показ практической значимости изучения материала, мотивация учащихся к его освоению; - постановка перед учащимися целей урока; - организация познавательной деятельности учащихся, формирование целенаправленного характера учебной деятельности учащихся.

Учитель: И так, сегодня мы будем говорить о монголо-татарском нашествии на Русь. Давайте вспомним из ранее изученного материала и ответим на следующие вопросы:

1. В каком положении находились русские земли к началу XIII века? (феодальная раздробленность). 2. Что такое феодальная раздробленность? (закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность). 3. Последствия феодальной раздробленности для Киевской Руси? (ослабление ее политического и военного могущества). 4. Кто мог воспользоваться этим? ( враги Киевской Руси, в том числе и монголо-татары).

Да. И это тема нашего урока.

Ход урока

Кто же такие монголо-татары и на каком уровне развития они находились к началу XIII века? Почему монголы смогли создать сильное боеспособное войско?

На этот вопрос мы сможем ответить заслушав сообщение.

I. Презентация ученика (использование интерактивной доски) - 5 мин. Вопросы: 1. Общественный строй (родоплеменной) 2. Образ жизни (кочевой) 3. Главное занятие (скотоводство) 4. Расслоение общества (богатые: нойоны, ханы, нукеры; бедные: араты) 5. Организация государства (военизированный характер) Складывается тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища! Становление раннефеодального государства проходило в междоусобной войне между разными племенами и вождями. В ходе этой борьбы победу одержал Темучин, который на монгольском съезде (курултае) в 1206 г. было присвоено почетное имя Чингисхана (Великого хана). 6. Реформы Чингисхана. Использовал десятичный принцип построения государства и войска: а) военная организация монголов (тьма, тысячи, сотни, десятки); б) вооружение (луки, арканы, сабли, железный шлем, панцирь из кожи); в) дисциплина (железная); г) тактика (хитрость, вероломство, обманные маневры, засады, превосходная разведка и тд.)

Ответ на поставленный вопрос перед презентацией.

II. Работа в группах. О завоевательных походах монголо-татар. (28 мин.)

Перед классом ставится общая проблема, на которую должны ответить в конце урока: Почему моноголо-татары смогли покорить и подчинить себе народы и страны по уровню развития находящиеся намного выше, чем они сами?

Группы получают инструктивные карточки с заданиями и лист оценивания. По материалу, выступающих групп, все обучающиеся должны составить опорный конспект или заполнить таблицу «Завоевательные походы монголо-татар» (дата, событие, итог), на выбор. Работая в группах, через решение своих индивидуальных проблем, обучающиеся должны пытаться ответить на общую проблему урока!

I группа. «Завоевания стран Центральной и Средней Азии» (7 мин.) Показ слайдов

Проблемный вопрос: Почему монголо-татары смогли завоевать страны Центральной и Средней Азии? Для подготовки ответа использовать: литература: учебник по истории, 10 класс, стр139-140; атлас, стр. 4; карта учебника, документы (отрывок из Новгородской IV летописи XV века), настенная карта. Вопросы: 1) Завоевания Северного Китая; 2) Завоевания Средней Азии, Северного Ирана, Азербайджана, Северного Кавказа; 3) Показать на настенной карте; 4) ответить на проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос: 1) Личные качества Чингисхана, как правителя. 2) Боеспособное монгольское войско. 3) Быстрая проходимость (нет обозов). 4) Тактика монголов (вероломство, хитрость, превосходная разведка (сбор сведений о своих противниках), подкопы, перекрывали реки и тд. 5) Феодальная раздробленность этих государств. 6) Предательство феодальной знати (попытка сохранить себе жизнь и свои богатства)

II группа. Битва на реке Калке (31 мая 1223 г..)(7 мин) Показ слайдов

Проблемный вопрос: Почему русские князья при первом сражении с полками монголо-татар потерпели сокрушительное поражение? Почему монголы уже тогда не напали на Русь? Для подготовки ответа использовать: литература: учебник по истории, 10 класс, стр142-143; атлас, стр. 4; карта учебника, документы (отрывок из Новгородской IV летописи XV века), настенная карта. Вопросы: 1) Обращение половцев к русским князьям за помощью. 2) Кто из русских князей вошел в объединенное русское войско. 3) Где проходила битва. Когда? (показать на карте). 4) Ход битвы. 5) Итог битвы. 6) Почему монголы уже тогда не напали на Русь?

Ответ на проблемный вопрос: 1) Тактика монголо-татар. 2) Неудобные места, куда монголо-татары заманили объединенное войско русских и половецких князей. 3) В русском войске не было согласия и единства. 4) Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желал считаться с другими.

Монголы не напали сразу на Русь, так как потерпели ряд поражений на Волге и в 1225 г. вернулись в Монголию.

III группа. Завоевание монголо-татарами Северо-Восточной Руси (7 мин) Показ слайдов

Проблемный вопрос: Почему монголо-татары смогли завоевать Северо-Восточную Русь? Почему они не пошли на Новгород? Для подготовки ответа использовать: литература: учебник по истории, 10 класс, стр143-145; атлас, стр. 4; карта учебника, документы (отрывок из Лаврентьевской летописи XIV века, из «Повести о разорении Рязани Батыем» XIII в., отрывок из Тверского сборника, XVI в. ), настенная карта. Вопросы: 1) Почему монголо-татары смогли завоевать Северо-Восточную Русь? 2) В чем проявились мужество и героизм русского народа? (на примере защитников Рязани, Москвы и других городов). 3) Почему не пошли на Новгород? 4) Показывать на карте продвижение монгольского войска. 5) Использовать нужную терминологию.

Ответ на проблемный вопрос: 1) Тактика монголо-татар ( в частности, использование стенобитного оружия, заимствованного у Китая); - численное превосходство врага; - Не было единства в действиях русских князей; каждый бился один на один с противником; не было помощи от других городов. 2. а) Мужество защитников Рязани. Оборона – 3 дня (документ стр. 107-108). Все жители погибли. Город был стерт с лица земли. Современная Рязань отстроена заново (подтверждено археологическими раскопками). Евпатий Коловрат – боярин, полулегендарный богатырь. С дружиной в 1700 человек напал на войско Орды Батыя. Монголы думали, что мертвые восстали. Силы неравны, Евпатий и часть дружинников погибли. б) Оборона Москвы – 5 дней в) 4 марта битва на реке Сити. Русское войско разгромлено. Дорога на Новгород открыта.

3. Много вариантов ответа: а) распутица; б) сильная усталость и обескровленность Батыевых войск, т.к. каждый город приходилось брать в ожесточенных боях. 4. Рязань – Коломна – Москва – Владимир – Суздаль – Ростов – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров и другие города.

IV группа. Завоевание монголо-татарами Южной Руси. Второй и третий походы (1239-1240 гг.)(7 мин) Показ слайдов

Проблемный вопрос: Почему монголо-татары завоевали Южную Русь? Почему Батый не организовал поход в Западную Европу? Для подготовки ответа использовать: литература: учебник по истории, 10 класс, стр145-146; атлас, стр. 4; карта учебника, документы (отрывок из Ипатьевской летописи XV века ), настенная карта. Вопросы: 1) Почему монголо-татары завоевали Южную Русь?. 2) В чем проявились мужество и героизм русского народа? 3) Почему Батый не организовал поход в Западную Европу? 4) Показывать на карте продвижение монгольского войска. 5) Использовать нужную терминологию.

Ответ на проблемный вопрос: 1) Тактика монголов; боеспособное войско; численное превосходство; использование китайской военной техники и государств Средней Азии и тд.

2) Мужество и героизм русского народа: а) Город Козельск – 1237 г., «Злой город», 7 недель оборона города. Жители Козельска, по словам летописца, убили 4000 монголов, уничтожили осадные машины. Убиты были все жители города; б) Взятие города Киева; сражения шли за каждый дом и каждую улицу. Город был опустошен и разграблен; в) ожесточенная борьба за Чернигов, Переяславль, Владимир-Волынский и другие города. 3) - у хана Батыя не было больше сил, чтобы организовать поход на Запад; каждый русский город приходилось брать с бою, теряя многих людей; боялся оставить в тылу непокоренную Русь; военный поход Батыя закончился в 1242 г. возле Адриатического моря ( Польша – Венгрия – Молдавия – Валахия)

III. Ответ на поставленную в начале урока общую проблему перед классом « Почему моноголо-татары смогли покорить и подчинить себе народы и страны по уровню развития находящиеся намного выше, чем они сами?» (2 мин)

Выступают участники всех групп.

Традиционно считается, что главной причиной стала феодальная раздробленность, разобщенность русских князей. Но это требует дополнения. Военный потенциал империи Чингисхана во много раз превосходил силы соседей: а) монголо-татары захватили Северный Китай и Среднюю Азию и использовали их военную технику, в первую очередь китайскую; б) численное превосходство монголо-татар

Итог: Батый в низовьях реки Волги основал свое государство – Золотую Орду со столицей Сарай – Бату, которое являлось частью Монгольской империи.

Русь попала в зависимость от Золотой Орды, в том числе и Новгород. Избежали этого только Полоцкое и Смоленское княжества.

IV. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (3 мин.)

Задачи этапа: - анализ успешности достижения цели урока, допущенных ошибок, наметить перспективы дальнейшей работы; - самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся, аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках; - формирование осознания учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Учитель: Давайте подведем итоги. Достигли ли мы цели нашего урока? Хорошо ли вы усвоили материал по теме «Монгольское нашествие на Русь»? Насколько трудно вам было выполнять задания? Оцените свою работу на уроке и поставьте свою оценку в лист оценивания работы группы. Учитель оценивает работу обучающихся, оценки выставляются в лист оценивания работы группы. Озвучивается оценка за урок.

Критерии оценивания: изложены в листе оценивания работы группы

V. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Задачи этапа:

а) сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

б) проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Учитель: Домашнее задание: § 20; приготовить сообщения (по желанию): 1. «Чингисхан и его время ( человек – легенда, человек – миф, человек контрастов)»; ЮНЕСКО объявило его «Человеком тысячелетия» 2. «Александр Невский – политик и полководец».

Спасибо всем за работу на уроке.

Приложения:

1. Задания по группам

2. Лист оценивания работы группы













Приложение 1

Задания по группам

Инструктивная карточка. I группа.

Завоевание стран Центральной и Средней Азии.

Проблемный вопрос: Почему монголо-татары смогли завоевать страны Центральной и Средней Азии?



1. Давать аргументированные ответы, опираясь на материал учебника, термины, личности, документы, дополнительную литературу.

2. Работа с картой (показать на карте)

3. Составить по материалу каждой из выступающих групп на выбор: опорный конспект или таблицу « Завоевательные походы монголо-татар» (дата, событие, итог)



Инструктивная карточка. II группа.

Битва на реке Калке

Проблемный вопрос: Почему русские князья при первом сражении с полками монголо-татар потерпели сокрушительное поражение?

Почему монголы уже тогда не напали на Русь?



1. Давать аргументированные ответы, опираясь на материал учебника, термины, личности, документы, дополнительную литературу.

2. Работа с картой (показать на карте)

3. Составить по материалу каждой из выступающих групп на выбор: опорный конспект или таблицу « Завоевательные походы монголо-татар» (дата, событие, итог)



Инструктивная карточка. III группа.

Завоевания монголо-татарами Северо - Восточной Руси.

Проблемный вопрос: Почему монголо-татары завоевали Северо-Восточную Русь?

Почему они не пошли на Новгород?



1. Давать аргументированные ответы, опираясь на материал учебника, термины, личности, документы, дополнительную литературу.

2. Работа с картой (показать на карте)

3. Составить по материалу каждой из выступающих групп на выбор: опорный конспект или таблицу « Завоевательные походы монголо-татар» (дата, событие, итог)





Инструктивная карточка. IV группа.

Завоевания Южной Руси

Проблемный вопрос: Почему монголо-татары смогли завоевать Южную Русь?

Почему хан Батый не организовал поход в Западную Европу?



1. Давать аргументированные ответы, опираясь на материал учебника, термины, личности, документы, дополнительную литературу.

2. Работа с картой (показать на карте)

3. Составить по материалу каждой из выступающих групп на выбор: опорный конспект или таблицу « Завоевательные походы монголо-татар» (дата, событие, итог)











Лист оценивания работы группы



1. Работа по общей проблеме группы: полная, достаточная, неполная.

2. Использование документа.

3. Способность аргументировано решить проблему.

4. Делать выводы.

5. Работа с картой.

6. Работа с личностями, терминологией, датами

7. Умение делать выводы по общей проблеме.



Полная – выполнение всех пунктов (оценка – 5)

Достаточная – не все пункты использованы в ответе, допущены ошибки (оценка - 4)

Неполная – слабое использование перечисленных пунктов в ответе (оценка – 3)



ФИ

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!