Тема: Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
Теоретический материал.
Технический прогресс врывался в повседневную жизнь, резко изменяя среду обитания человека. Менялся транспорт, быстрее мчалось время. Радио, телефон и телеграф позволяли в невероятно короткие сроки установить связь с другой страной и континентом. В дома пришло современное освещение и отопление. У горожан стало больше свободного времени, жизнь становилась интереснее — расширялся мир увлечений. Вместе со многими изобретениями появились новые профессии.
Городской рельсовый путь.
Превращение городов в промышленные центры поставило острую проблему: как доставить людей на работу и помочь им вернуться домой?
Впервые общественный транспорт появился в Париже уже в начале XIX в. По улицам города стали ездить омнибусы (по-английски omnibus — машина для всех), большие экипажи, следовавшие по определённому маршруту. Купи недорогой билет — и поезжай. Однако по немощёным улицам в плохую погоду было не проехать, а поездка по булыжной мостовой доставляла массу неудобств. Так появилась идея городского рельсового пути. Теперь лошади тянули омнибусы по рельсам. Новый вид транспорта в России назвали конкой, а в США — трамваем. В 80-е гг. появились трамваи на электрической тяге, это изобретение связано с именем Эдисона.
Рис. Англия. Трамвай
Трамвайные рельсы тянулись из города в пригороды, вслед за ними застраивались новые кварталы. Города росли, меняя свой облик. Наземного транспорта становилось всё больше, старые улицы не справлялись с транспортными потоками. И тогда рельсы ушли под землю. В 1863 г. в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу, которая по названию строившей её компании стала именоваться «Metropoliten» или сокращённо метро. Подземка имела ошеломляющий успех. Одна из лондонских газет писала, что в день открытия «на станции Фаррингтон-стрит собралась такая же толпа, как у театрального подъезда перед премьерой какого-нибудь популярного исполнителя». Затем такие дороги стали строить в столицах других стран. В 1900 г. первая линия метро стала действовать в Париже.
Все новости из газеты.
Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце XIX в. стала фигура мальчишки-газетчика, выкрикивавшего новости.
Бурное развитие политической жизни рождало в обществе потребность в увеличении тиражей газет и журналов, а растущая грамотность населения создавала спрос на книги. Печатное дело совершенствовалось, на смену ручному печатному станку пришёл станок механический. Из древесной массы научились изготовлять дешёвую бумагу.
Газета стала частью повседневной жизни. Читали за завтраком, читали в транспорте, читали в кафе. Дешёвые газеты разносили по домам почтальоны. Такую газету можно было купить в уличном автомате: брось монетку — получи газету.
Машина, объединившая женщин всего мира.
Давно уже изобретатели делали попытки создать машину для шитья одежды. Изобретателем и предпринимателем, сумевшим наладить массовое производство и продажу своих машин, стал американец Зингер. Уже к 1870 г. в мире производилось ежегодно 700 тыс. швейных машин, из них три четверти выпускала компания Зингера.
Швейная машина облегчила и ускорила процесс создания одежды. Возникло много магазинов готового платья, шили на заказ, шили для себя. Люди стали одеваться лучше.
Жить стало комфортнее. К XIX в. квартиры становятся более удобными. Изменилась внутренняя планировка — меньше стало проходных комнат, отдельные комнаты получают своё назначение: спальня, кабинет, гостиная, детская. Люди с достатком имели дома или снимали квартиры, а очень знатные и очень богатые жили в особняках или во дворцах. Ну а у кого денег было мало — жили и в одной комнате.
Меняется стиль мебели. В наполеоновскую эпоху господствовал стиль ампир (империя). Мебель была массивной, роскошной, ножки столов и кресел делались в виде колонн, звериных лап и т. д. Все предметы снабжались украшениями из бронзы в форме лавровых венков, львов, сфинксов, лебедей, ваз. Во второй трети XIX в. появляется новый стиль мебели — более простой, уютный, без лишних украшений. Главное назначение мебели — удобство. Многие предметы этой обстановки и сегодня присутствуют в наших домах.
До середины XIX в. комнаты согревались при помощи печей и каминов, а топливом служили дрова или уголь. Начиная с 70-х гг. стало распространяться центральное отопление — паровое или водяное. Первая система парового отопления была создана в 1877 г. в США.
На смену свечам и масляным лампам в 50-е гг. XIX в. пришли лампы керосиновые, а затем газовые рожки. Но газовое освещение было небезопасно. Праздником в жизни человека стало уже известное вам изобретение Эдисона. Одним поворотом выключателя стало возможно сделать комнату светлой и при этом не дышать газом.
Особенно большое значение для жизни и здоровья людей имело усовершенствование водопровода и канализации. Чистая вода всегда была проблемой больших городов. В 70-е гг. XIX в. в крупных европейских городах строятся центральные системы водоснабжения и вода приходит прямо в квартиры. В те же годы, хотя и медленно, совершенствуется канализация. К началу XX в. появились и современные конструкции ватер-клозетов. Но долго ещё оставались редкостью ванные комнаты, они имелись только у очень богатых людей. Даже на Даунинг-стрит, 10, в резиденции английского премьер-министра, ванная комната появилась только в 1914 г.
Технический прогресс изменил повседневную жизнь, создав условия для поддержания личной гигиены и чистоты жилья; отступили многие болезни, увеличилась продолжительность жизни.
Почтовые марки.
Миграция населения увеличивала объём переписки.
Как справиться с этим растущим потоком? И англичанин Р. Хилл нашёл выход из положения. Он всего-навсего упростил процесс отправки корреспонденции — ввёл единый тариф на оплату почтовых отправлений независимо от расстояния. Он же ввёл в употребление первые почтовые марки, которые приклеивал на конверт сам отправитель. Это облегчило труд почтовых служащих.
Музыка в доме
В квартирах любителей музыки появился граммофон. В 1877 г. Эдисон изобрёл фонограф — аппарат, воспроизводящий речь человека. На его основе и был создан граммофон. Музыка записывалась на специальные диски — пластинки. Вечером после работы можно было слушать любимые мелодии.
«Колесо скорости».
Для любителей активного отдыха и спорта эпоха «приготовила» велосипед. Первое изобретение относится ещё к 1790 г. По сути дела, это был просто самокат. Весь XIX в. изобретение совершенствовалось. Так возник современный велосипед (от лат. velox — быстрый).
Раньше всех изобретение оценили английские почтальоны — они пользовались им в сельской местности. Со временем приобрёл большую популярность велосипедный спорт, вполне доступный для среднего класса. И ещё одно достоинство имелось у этой «машины» — она являлась экологически чистым видом транспорта.
Фотография
Изменялась и духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только очень богатые люди. Помогла фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования. Искусство фотографии быстро развивалось, у людей среднего достатка появилась возможность иметь семейные альбомы.
Каллиграфический почерк больше не нужен. Двум изобретениям суждено было способствовать эмансипации женщин: телефону и пишущей машинке. Телефонистками стали женщины, машинистками — тоже они.
Рис. Фонограф Т. Эдисона
Развитие предпринимательской деятельности усилило потребность в устройстве механизма, воспроизводящего не только текст, но и его копии.
Американец Кристофер Шоулс, редактор и издатель газеты, в 1867 г. оформил патент на изобретённую им пишущую машинку. Модель была далека от совершенства, а денег на доработку не было. Тогда он продал своё изобретение владельцу машиностроительной фабрики Ремингтону.
Первая пишущая машинка, получившая широкий спрос, была выпущена компанией Ремингтона, а производили её в цехе швейных машин. Покупателями новой техники стали писатели, редакторы, бизнесмены. Считают, что первой литературной рукописью, отпечатанной на пишущей машинке, была повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Тысячи девушек на всех континентах «стучали» на машинках в редакциях и конторах.
Покупатель — король!
Новые времена наступили и для торговли. С появлением универсальных магазинов, здания которых, украшенные колоннами, напоминали дворцы, возникла торговля по твёрдым ценам, обозначенным на товарах.
Одним из первых таких магазинов в середине века стал «Бон Марше» (Париж). Чем это было вызвано? В крупных магазинах работали сотни продавцов, многих хозяин и в лицо не знал. Не мог же он доверить назначение цен на товары любому служащему! Так победили твёрдые цены.
В 70-е гг. ХТХ в. в США возникла торговля по каталогам, что помогло сделать покупателями фермеров, и сельская Америка приобщилась к новой системе торговли. Любой товар из каталога можно было заказать и получить на дом по почте.
Новым делом, способствующим развитию торговли, стала реклама. Часто она занимала 3/5 газеты. Затем в практику торговли вошли опросы покупателей для выяснения спроса на товары. Ведь кто лучше сумеет угодить покупательскому вкусу, тот и в выигрыше, потому что покупатель — король.
«Ах, эта непостоянная мода!»
Нас всегда удивляет непостоянство моды. Казалось бы, носи и носи одну одежду, пока не изорвётся. Так и поступали представители низших слоев населения. Ну а кто побогаче? Те стремились от моды не отстать, ведь в обществе «встречают по одёжке», платье человека могло многое сказать о его имущественном положении и даже о его политических взглядах. Как же одевались люди в XIX в. и почему изменялась мода?
Во времена Наполеона — консульства и империи — мода стремилась подчеркнуть величие эпохи, в ней господствовал стиль ампир. Дамы носили открытые платья белого цвета из лёгких тканей, с короткими рукавами и поясом, перемещённым под самую грудь. Модным дополнением считалась шаль. И покрой, и цвет должны были подчёркивать сходство с Античностью. В мужском костюме главными стали хороший покрой и элегантность, а не роскошь ткани.
С окончанием наполеоновской эпохи меняется мода. Ничто больше не напоминает Античность, платья украшаются воротничками, воланами, рюшами, лентами. Мужская мода освобождается от кружевных жабо, треуголок, париков и напудренных волос.
В середине века мода становится достоянием более широких слоев населения. Женские платья шились с кринолинами — нижней юбкой на тонких обручах из стали или китового уса, одевавшейся под платье для придания ему формы колокола. Мужской костюм шьётся из шерстяной ткани, носят фраки, сюртуки, цилиндры.
Но и эта мода уходит в 70-е гг. Появление лифтов и омнибусов сделали неудобной старую моду. Французские модельеры предлагают новые фасоны и краски, им подражает весь мир — Париж по-прежнему является законодателем дамской моды. Женщин, стянутых корсетами, плотно облегают струящиеся юбки, венчиком расширяющиеся книзу. Пышные причёски увенчаны огромными шляпами, с которых ниспадают страусовые перья. Для занятий велосипедным спортом женский гардероб пополняется пышными шароварами.
Законодателем мужской моды считался Лондон, и высшим шиком было сшить костюм на заказ у лондонского портного.
Как видите, мода менялась под влиянием войн, революций, развития техники и спорта и просто каприза.
Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт, совершенствовалась планировка квартир. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Расширялись мир увлечений и возможность найти работу.
Проверьте себя (выполнять письменно)
-
Назовите изобретения, вошедшие в повседневную жизнь людей в XIX в. Какие из них сохраняются и используются в со-а временной жизни?
-
Обсудите с одноклассниками, как влияли технические изобретения на повседневную жизнь человека в XIX в.
-
Объясните выражение «Покупатель — король!».
-
Нарисуйте план городской квартиры конца XIX в. Отметьте на плане все бытовые новшества.