СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Древний Китай.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Древний Китай.»








План-конспект урока по истории древнего мира

Тема урока

Древний Китай. Учения Конфуция.






Учитель Захарова А.А

Учитель истории и обществознания



















Урок истории в 5 классе

Тема урока: «Древний Китай. Учения Конфуция»

Тип урока: «открытия новых знаний»

Вид урока: «урок-путешествие»

Цель: сформирование представление о Древнем Китае, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

.Обучающие :

  • сформировать представление о Древнем Китае

  • продолжить систематизацию представления о влиянии природных факторов на хозяйственную деятельность людей

  • дать понятие конфуцианство, выявить влияние учения Конфуция на правила и нормы поведения жителей Китая

Развивающие :

  • развитие творческого мышления учащихся;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательные :

  • Воспитание уважения людей друг к другу;

  • Воспитание чувство коллективизма;

  • Воспитание уважение к культуре народов мира.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: 

научиться находить географическое положение страны, работать с картой

научиться объяснять сущность учения конфуция

Дать понятия о китайских иероглифах и изобретениях древних китайцев

Метапредметные УУД: 

формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

извлекать информацию из разных источников информации;

прогнозировать результат и уровень усвоения материала;

определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

личностные УУД: 

формировать мотивацию к самосовершенствованию;

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;

б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;

в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;

г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос, экспресс-опрос;

б) заполнение таблицы, сравнение;

в) самоконтроль и самооценка

Оборудование:

  1. Проектор, экран;

  2. Карта «Древнейшие мировые державы»

3. Презентация по теме урока;

4. Видеофильмы «Конфуций»;

5.Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2012);

6 .Картинки

7. Атрибутика Китая

8. Рисунки обучающихся

9. Кисточки, чёрная гуашь

9. Раздаточный материал ( карточки путешественника)

10. Смайлики

План урока:

1.Организационный момент и актуализация знаний

2. Проверка домашней работы

3. Операционно-познавательная деятельность. Постановка целей.

Изложение нового материала:

· а ) Месторасположение, природа и народ Китая, основные занятия жителей, одежда, жилье.

· в) Конфуций и конфуцианство

· г) письменность и книги в Китае

4. Рефлексивно – оценочный этап

5. Домашнее задание


Технологическая карта урока

"Лишь та – ошибка, что не исправляется."

      Конфуций

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Цель:

Психологический настрой на урок;

принятие обучающимися целевых установок.

Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста!

Мы с вами уже изучили уже много стран. Давайте вспомним, какие страны мы изучали. Я буду показывать таблички с предметами, а вы будете называть, из какой страны этот предмет.

Лавка древностей»

Амулет; Дротики; Статуэтка или фигурка кошки – Египет.

  • Глиняная табличка - Двуречье.

  • Маска (маска из цветного стекла); Финикия.

  • Монета - Персия.

  • Ассирия – Колесница

  • Шахматы; шахматы

Какое государство мы изучали на последнем уроке?(Индию). Сегодня мы продолжим изучение Восточной Азии. А какую страну мы будем изучать сегодня я, думаю, вы сейчас догадаетесь. У меня в руках шкатулка. В ней находятся предметы, которые характеризуют эту страну. Давайте посмотрим что находится в этой загадочной шкатулке? -Что это? ( компас! ) Для чего он предназначен? ( для ориентирования на местности )

- А это? ( бумага! ) Для чего? ( для записей! )

- Осталось это.

Фарфоровая чашка

( палочки для еды китайской кухни! )

- Что же объединяет эти предметы?( все они были изобретены в Китае )

Правильно!

Тема нашего урока: Древний Китай! (Слайд 1)

Бумага и палочки претерпели мало изменений. А вот компас изначально выглядел по-другому. Давайте посмотрим на экране.(включается проектор)(Слайд 2)

Основная часть прибора выполнена из магнетита и похожа ( на что?) на ложку. Выпуклой стороной она лежит на медной пластине. Остановившись после вращения, рукояткой она показывает строго на юг. Стрелка же современного компаса показывает( куда?) на север.

Итак, вооружившись компасом современным, мы отправимся на восток, в путешествие во времени. Нас ждёт радость познания новой страны.

На границе нас встречают отец истории Геродот и богиня истории Клио. ( Слайд 3)Они могут пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока. А что будет в этом багаже знаний.

- Знание местоположения, знание карты, умения ориентироваться по карте, достижений народов.

Итак, давайте покажем Геродоту и Клио, что мы имеем право пройти через границу. В путешествие отправятся только те ребята, кто будет активно работать на уроке. Также, я вам раздам карточки путешественников Карточки путешественника, по мере заполнения мы будем приближаться к границе Китая. Если вы отвечаете на вопросы, написанные в карточки, то отмечайте их галочкой.

1 мин


2.Проверка домашней работы

Цель:

развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;


Без чего трудно ориентироваться на местности, особенно, если мы отправляемся в далекое путешествие? Проверим, знаете ли вы карту. А для этого необходимо ответить на вопросы.

2. Определить страну по изображению (слайды 4).

1.Определить страну по географической характеристике (слайд 5) Покажите на карте

3. В какой стране особо цени лось это растение? (слайды6-7)

И вот мы подлетаем на нашу планету несколько тысяч лет назад. А кто это внимательно за нами наблюдает? Да это же символ Китая – желтый дракон. А вот – и Китай (слайд 8)


10-12 мин

3. Операционно-познавательная деятельность. Постановка цели.

Цель:

реализация основных задач урока

Ребята, а что вы знаете про Китай

Ответы учащихся

А что хотели бы узнать? (постановка цели и задач совместно с учащимися)

(Слайд 8-9)

1. Работа по карте.

Китай расположен на востоке Азии, на великой Китайской равнине, с востока омывается Желтым, Восточно-и Южно-Китайскими морями Тихого океана. Самые большие реки Хуанхэ и Янцзы. Итак, кто ребята сможет повторить?(2-3 ученика повторяет по карте)


2. Чем занимались древние китайцы?Основными занятиями древних китайцев было –выращивание риса (земледелие) и охота (Слайд 9-10)(Сообщение)

Где же жили древние китайцы? (Сообщение)(Слайд 11)

3. Сообщение учащейся об одежде и жилье.(Слайд 12)

4. Ребята, вы, обратили внимание на то, что у древних китайцев много внимания уделяется поведению человека. О манерах и поведении китайцев писал древнекитайский мудрец Конфуций, ученый китайский, который жил около 551 года до н.э. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок фильма, посвященный Конфуцию. Вы внимательно посмотрите его и дайте ответ на вопрос – как выглядит воспитанный китаец, по мнению Конфуция?(Слайд 13)

Как вы думаете учения Конфуция актуальны сейчас?(постановка проблемы)(Слайд 14)


5. Видеофильм «Конфуций» - 3.17 мин.


6.Иероглифы.

Китайцы придумали бумагу, таким образом у них было письмо

Писали китайцы на панцирях черепах, на костях даже.на тоненьких бамбуковых дощечках, соединенные между собой. Письменность называлась так же как и у египтян. Как называлась письменность египтян? Скоро научились создавать новый материал для письма, которым пользуемся и мы с вами.

А сейчас мы попробуем написать один иероглиф. У вас на столах лежат два листочка. На белом листе изображён иероглиф «фу. Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаше всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом. Как вы думаете, что желают китайцы друг другу в Новом году? (что мы желаем друг другу?) Правильно - счастья! Иероглиф «фу» переводится как счастье.(Слайд 14-15)

Итак, возьмите в руки лист красной бумаги, кисточку, откройте гуашь и почувствуйте себя учениками китайской школы. Мы потратили немало времени. Отложите свою работу, доделаете дома, кто не успел. У всех получилось? (нет) и, наверное, не очень красиво. А вот в Древнем Китае это могли делать быстро и красиво.


28-30 мин


3. Рефлексивно – оценочный этап. Домашнее задание.

Цель:

Оперативный анализ результатов совместной деятельности; определения уровня реализации задач урока.


Ребята наше путешествие близиться к концу, мы сегодня познакомились с историей Древнего Китая. Нам пора возвращаться обратно.

Давайте проверим, какой багаж мы привезли с путешествия. Достигли ли мы целей нашего путешествия?



8. Рефлексия.

Игра «Верите или нет»

  • Китай находится в Африке. (Нет)

  • Китайцы писали на узеньких дощечках из бамбука (Да)

  • Китайцы изобрели компас. (Да)

  • В Китае течет река Тибр. (Нет)

Если да то поднимаете правую руку, если нет, то левую


У вас всех лежат на парте желтые смайлики с глазками, но без носика и рта. Вам нужно дорисовать недостающие части лица, для того чтобы выразить свое настроение к концу урока.

Интересный у нас сосед на Востоке?

Что вам понравилось больше всего? …Хорошо!

Вы сегодня плодотворно поработали. Особенно……………….. , они

получают «5», хорошо усвоили материал ………………,им я поставлю «4».

Итог. Китайский мудрец Конфуций говорил, что воспитанный человек – это человек, который босиком ходит по циновке, уважают старших и за обедом пользуются двумя палочками. Спасибо за урок!

Запишите домашнее задание: п.22.

Творческое задание: подготовить сообщение на тему

  1. Достопримечательности Китая

  2. Изобретения древних китайцев

  3. Занятия древних китайцев( Слайд 16)


4-5 мин.

















































(Варя)Древние китайцы жили в домах, с соломенной крышей, в доме везде были постелены циновки (Циновка – ковер, сплетенный из тростника). Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком.  Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.(рисунки)



( Арина)Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Над лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»).  Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. (русунки)