СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО в 5 классе. Данная разработка поможет провести современный урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс»


Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме: «Сказочная Гжель»


Цель урока: познакомить с народным промыслом России - гжельской росписью, с историей развития Гжели, с основными этапами росписи, формировать навыки кистевой росписи.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с историей народного промысла Гжели, научиться основным приемам и элементам росписи Гжели.

Метапредметные.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, учиться формулировать.

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное; обобщать сопоставлять и отбирать информацию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные: развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Используемая технология: работа с информационным текстом

Информационно-технологические ресурсы: мультимедийная презентация.

Оборудование урока:

Для учителя: репродукции, произведения гжельского промысла. Гуашь, бумага, кисти, вода.

Для учащихся: альбомные листы, кисти, гуашь, вода, палитра.


Учебные

ситуации

урока

Микроцели

учебной

ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы,

приемы

обучения

Формы

организации

учебной работы

учащихся

Средства обучения

I. Мотивация.

Постановка

целей урока

Создание целевой установки на урок

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет интересный урок.

-У вас на столе лежат конвертики, соотнесите картинки и название.

-Давайте проверим ваши работы.



-Какие группы у вас получились.

-К какому виду искусства они относятся?


-С каким видом декоративного искусства мы с вами не знакомы?


-Какая тема урока сегодня?

-Какова цель урока?

Составление кластера Гжель

Учащиеся получают задания в конверте, в которых надо соотнести название и картинку.

Учащиеся проверяют выполненную работу.



Гжельская роспись.


Принимают участие в беседе, высказывают предположение, определяют и осмысливают цели урока.

Словесный

Наглядный




Работа в парах


Тема: Гжельская роспись

Цель: познакомиться с гжельской росписью, научиться выполнять основные элементы росписи, выполнить эскиз гжельского изделия.

II. Актуализация

знаний,

изучение

нового.

Знакомство с происхождением городецкой росписи
































Познакомить учащихся с процессом изготовления росписи.




























-Гжель -это ещё один вид декоративно-прикладного искусства.

-А откуда такое интересное название?

- А сейчас предлагаю познакомится с историей происхождения данного промысла.

Работа с информационными листами. Маркировка текста (инсерт)

Информационный лист. Гжель.

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

В то же время классическим цветом гжельской росписи признали кобальтовый цвет. Кобальт замечательно смешивается с глазурью и после обжига приобретает синий цвет. А впоследствии может храниться очень долго, не теряя при этом своей насыщенности и красоты.

Технология производства

По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Основные мотивы росписи

Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Самый излюбленный узор – гжельская роза. 

Гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой.  Роспись по фарфору, в основном, выполняли девушки крестьянки. Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы — листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка» .

Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. Кстати, для того, чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Популярность гжели заключается и в том, что она помогает людям увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.


Ответьте на вопросы:

-Почему роспись назвали гжельской?

-Какие основные композиции изображают в росписи?

-Какие основные элементы росписи?

-Какие цвета используются в росписи?


Отвечают на вопросы.







Высказывают предположения.



















































Рассматривают изделия, отвечают на вопросы.


Беседа








Самостоятельная работа












Фронтальная








Индивидуальная




















































Фронтальная

















Информационный лист









































III. Практическая работа учащихся

Научить основным элементам росписи.

Рассмотрите основные элементы росписи.

-Как называются основные элементы росписи?


Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Этапы росписи.

  1. На палитру кладётся немного синей и белой краски. Необходимо располагать их недалеко друг от друга.

  2. После этого они аккуратно стягиваются между собой до плавного смешения оттенков.

  3. Кисточка прикладывается к краске таким образом, чтобы синий цвет был у основания ворса, а белый — около края.

  4. Кисточкой делается несколько мягких движений по поверхности для того, чтобы оттушевать переход цвета.

  5. На следующем этапе делается искривление нарисованной линии. Для этого кисть прикладывается к поверхности так, чтобы она была сильно прижата у кончиков ворса.

  6. Линия ведётся в сторону и параллельно вращается вокруг своей оси на сто восемьдесят градусов.

  7. В конце оборотов давление на кисть смещается к основанию ворсинок, и повторяются все те же действия. В итоге образуется узор в виде волны.



Делают вывод: чтобы стать мастером, надо правильно научиться рисовать элементы росписи.


Отрабатывают навыки рисования элементов росписи на карточках «Элементы росписи»


















Самостоятельная работа учащихся.



Фронтальная
















Индивидуальная

















Карточки-задания


IV.Применение знаний.

Формирование умений

Применение знаний и умений в композиционном размещении гжельского узора.

Организация учащихся на самостоятельную работу.

-Напоминаю, что мы с вами организовали цех по росписи гжельской посуды. Сейчас каждый из вас изготовит гжельское изделие и распишет его. После окончания работы мы организуем ярмарку по продаже нашей посуды, а чтобы изделия получились разными, вы будете работать по индивидуальному заказу. (Раздаются дифференцированные карточки-задания).

В ходе выполнения задания оказывается индивидуальная помощь учащимся.



Учащиеся получают карточки-задания в соответствии с творческими способностями, выполняют данное задание.

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Дифференцированные карточки-задания


V.Контроль.

Анализ результатов

Подведение итогов урока. Эмоциональное завершение урока.

- Какая посуда вам нравится больше? Почему?

-Вернёмся к целям урока. Все ли цели достигнуты?

Тест «Гжельская роспись»


1.Какие цвета преобладают в гжельской росписи?

А) желтый, красный, чёрный

Б) оттенки синего, белый
В) разные

2. Гжель - это...

А) населенный пункт

Б) река
В) большой район недалеко от Москвы

3. Как выполняют гжельские изделия?

А) фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы

Б) изделия вытачивают из сухого куска шликера
В) мастера их делают вручную из фарфоровой массы
4. Чем расписывают гжельские изделия?

А) окисью кобальта
Б) темперными красками
В) маслянными красками

5. Как называется гжельская роза?

А) машка
Б) агашка
В) красавка


-Ребята, кто заинтересовался гжельской росписью, можете выполнить проект: расписать изделие.

На уроке было интересно…..

-Мне было сложно……

- Теперь я могу………

-Теперь я хочу……..

Обсуждение и анализ работ.

Наглядный, словесный

(беседа)

Фронтальная

Работы учащихся.

.