СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО на тему: "Гжель" конспект

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ИЗО 5 класс "Гжель"

Учитель: Николаева И.П

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:

 «Сказочная Гжель»

Цель: Создание элементов сервиза по мотивам гжельской росписи с оформлением школьной выставки для знакомства  школьников с декоративно прикладным искусством.

Задачи:

Воспитывающие (направленные на получение личностных результатов): создание условий для воспитания у обучающихся: патриотизма, уважения к своему Отечеству, гордость за прошлое и настоящее своего народа,

Развивающие (направленные на получение метапредметных результатов): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; развивать художественно – образное мышление, фантазию, воображение.

Обучающие (направленные на получение предметных результатов): умению выделять характерные средства художественной выразительности в основах гжельской росписи; расписывать бумажные модели посуды в традициях гжельской росписи.

Оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт посуды, кисть, гуашь, баночка с водой.

Для педагога: образцы изделий с гжельской росписью, презентации "Гжель", видеоклип «Сказочная Гжель», кисти №5и №3, гуашь, лист формата А3

Тип урока: комбинированный.

Виды: беседа, презентация урока, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга, оформление выставки «Праздничный стол».

Форма: урочная, групповая

Методы: словесные, наглядные, практические, проектная деятельность.

Литература:

Б. М. Неменский.  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.

Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.

Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)

Интернет – ресурсы

Оборудование: компьютер, проектор; альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

  1. Организационный этап. Приветствие учителем учащихся,

Проверка готовности учащихся к           уроку, посадка детей группами.

 

Проверить готовность к уроку: альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.

Проверь, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте,

 Всё ль в порядке,

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 

Повторение:

И рисую, и леплю —

Очень это я люблю.

А совей сестре Валюшке

           Сам я делаю …(игрушки)

Какие игрушки мы с вами рисовали? Почему их так называли?

 

Но не только игрушки лепили и раскрашивали:

 

 

 

  1.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

 

Вот отгадайте:

 Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

 Видно с севера пришла и цветами расцвела:

 Голубыми, синими, нежными, красивыми.

 

Какие вы знаете поговорки о труде?

А мастера по гжели говорят:

  • Глину не мять – горшков не видать.
  • Кистью писать – мастерство казать
  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • На то и руки даны, чтобы даром не болтались.
  • «Гжель – керамики русской колыбель»

Какое интересное здесь слово вы прочитали, услышали?

 

Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, и так далее по мотивам гжельской росписи. И создадите из своих предметов красивые сервизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дымковские, Филимоновские ,Каргопольские)

Они отличаются росписями , формой

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Гжель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Казать-показать)

 

  1. Этап усвоения новых знаний.

Полюбуйтесь

Перед вами самые разнообразные предметы расписанные под гжель

(слайд 1) Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э.

 

Познакомьтесь с новыми понятиями

(Слайд 2) Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать».

Из каких материалов можно изготовить посуду?

(Слайд 4) Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. Фаянсовая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

(Слайд 5) Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас.

(Слайд 6) Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

(Слайд 7) Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки животных, сценки из жизни людей,

(Слайд 9) Синяя роза – главный цветок Гжели.

(Слайд 8) Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Практическая часть. Демонстрация приемов росписи на формате А3 учителем.

(Слайд 10) Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая.

 

 

 

Рассматривают предложенные изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся:

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Не потопаешь, не полопаешь. что посеешь, то и пожнешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обучающиеся знакомятся с новыми для них понятиями: керамика, гжель, майолика

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

Дерево, бумага,  стекло, пластмасса, глина,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающимся предлагается  выполнить элементы росписи на альбомных листах. Под руководством учителя.

 

 

4 этап. Инструктаж к самосто ятельной работе.

Ребята каждой группе предложены разные модели посуды из сервиза. Вам предстоит выбрать по одной модели и расписать по мотивам гжельской росписи.

Критерии оценок:

  1. Оригинальность  
  2. Эстетичность.
  3. Выполнение гуашью.

 

 

 

 

Обучающиеся выбирают модели посуды для самостоятельной творческой деятельности.

Обучающиеся обсуждают поставленные проблемы в форме беседы в группе между собой.

5 этап. Самостоятельная работа

  видеоклип «Сказочная Гжель»

Учитель наблюдает за процессом работы, оказывает помощь, направляет.

Самостоятельная работа обучающихся. Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза.

6. Этап закрепления нового материала

  • Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»?
  • Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего?

 

 

 Обучающиеся отвечают на вопросы.

Из глины. Глина

Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда.

 

7 этап. Подведение итогов.

Просмотр творческих работ учащихся, составление композиции сервиза на смотровом стенде.

Выставление оценок.

Ребята все молодцы. У вас получились замечательные сервизы из ваших творческих работ.

                        Спасибо за урок.

Выставка работ.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«изо гжель»



Учитель: Николаева И.П

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:

«Сказочная Гжель»

Цель: Создание элементов сервиза по мотивам гжельской росписи с оформлением школьной выставки для знакомства школьников с декоративно прикладным искусством.

Задачи:

Воспитывающие (направленные на получение личностных результатов): создание условий для воспитания у обучающихся: патриотизма, уважения к своему Отечеству, гордость за прошлое и настоящее своего народа,

Развивающие (направленные на получение метапредметных результатов): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; развивать художественно – образное мышление, фантазию, воображение.

Обучающие (направленные на получение предметных результатов): умению выделять характерные средства художественной выразительности в основах гжельской росписи; расписывать бумажные модели посуды в традициях гжельской росписи.

Оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт посуды, кисть, гуашь, баночка с водой.

Для педагога: образцы изделий с гжельской росписью, презентации "Гжель", видеоклип «Сказочная Гжель», кисти №5и №3, гуашь, лист формата А3

Тип урока: комбинированный.

Виды: беседа, презентация урока, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга, оформление выставки «Праздничный стол».

Форма: урочная, групповая

Методы: словесные, наглядные, практические, проектная деятельность.



Литература:

Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.

Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.

Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)

Интернет – ресурсы

Оборудование: компьютер, проектор; альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.


Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

  1. Организационный этап. Приветствие учителем учащихся,

Проверка готовности учащихся к уроку, посадка детей группами.


Проверить готовность к уроку: альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


Повторение:

И рисую, и леплю —

Очень это я люблю.

А совей сестре Валюшке

Сам я делаю …(игрушки)

Какие игрушки мы с вами рисовали? Почему их так называли?


Но не только игрушки лепили и раскрашивали:




  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.



Вот отгадайте:

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.


Какие вы знаете поговорки о труде?

А мастера по гжели говорят:

  • Глину не мять – горшков не видать.

  • Кистью писать – мастерство казать

  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.

  • На то и руки даны, чтобы даром не болтались.

  • «Гжель – керамики русской колыбель»

Какое интересное здесь слово вы прочитали, услышали?


Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, и так далее по мотивам гжельской росписи. И создадите из своих предметов красивые сервизы.





















(Дымковские, Филимоновские ,Каргопольские)

Они отличаются росписями , формой




















Гжель





























(Казать-показать)


  1. Этап усвоения новых знаний.

Полюбуйтесь

Перед вами самые разнообразные предметы расписанные под гжель

(слайд 1) Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду.
Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э.


Познакомьтесь с новыми понятиями

(Слайд 2) Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать».

Из каких материалов можно изготовить посуду?

(Слайд 4) Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. Фаянсовая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

(Слайд 5) Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас.

(Слайд 6) Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

(Слайд 7) Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки животных, сценки из жизни людей,

(Слайд 9) Синяя роза – главный цветок Гжели.

(Слайд 8) Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Практическая часть. Демонстрация приемов росписи на формате А3 учителем.

(Слайд 10) Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая.




Рассматривают предложенные изделия.
















Ответы обучающихся:

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Не потопаешь, не полопаешь. что посеешь, то и пожнешь.













Обучающиеся знакомятся с новыми для них понятиями: керамика, гжель, майолика







Ответы обучающихся.

Дерево, бумага, стекло, пластмасса, глина,


























Обучающимся предлагается выполнить элементы росписи на альбомных листах. Под руководством учителя.



4 этап. Инструктаж к самосто
ятельной работе.

Ребята каждой группе предложены разные модели посуды из сервиза. Вам предстоит выбрать по одной модели и расписать по мотивам гжельской росписи.

Критерии оценок:

  1. Оригинальность

  2. Эстетичность.

  3. Выполнение гуашью.





Обучающиеся выбирают модели посуды для самостоятельной творческой деятельности.

Обучающиеся обсуждают поставленные проблемы в форме беседы в группе между собой.

5 этап. Самостоятельная работа

видеоклип «Сказочная Гжель»

Учитель наблюдает за процессом работы, оказывает помощь, направляет.

Самостоятельная работа обучающихся. Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза.

6. Этап закрепления нового материала

  • Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»?

  • Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего?



Обучающиеся отвечают на вопросы.

Из глины. Глина

Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда.


7 этап. Подведение итогов.

Просмотр творческих работ учащихся, составление композиции сервиза на смотровом стенде.

Выставление оценок.

Ребята все молодцы. У вас получились замечательные сервизы из ваших творческих работ.

Спасибо за урок.

Выставка работ.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!