Конспект урока по ИЗО 5 класс "Гжель"
Учитель: Николаева И.П
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:
«Сказочная Гжель»
Цель: Создание элементов сервиза по мотивам гжельской росписи с оформлением школьной выставки для знакомства школьников с декоративно прикладным искусством.
Задачи:
Воспитывающие (направленные на получение личностных результатов): создание условий для воспитания у обучающихся: патриотизма, уважения к своему Отечеству, гордость за прошлое и настоящее своего народа,
Развивающие (направленные на получение метапредметных результатов): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; развивать художественно – образное мышление, фантазию, воображение.
Обучающие (направленные на получение предметных результатов): умению выделять характерные средства художественной выразительности в основах гжельской росписи; расписывать бумажные модели посуды в традициях гжельской росписи.
Оборудование:
Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт посуды, кисть, гуашь, баночка с водой.
Для педагога: образцы изделий с гжельской росписью, презентации "Гжель", видеоклип «Сказочная Гжель», кисти №5и №3, гуашь, лист формата А3
Тип урока: комбинированный.
Виды: беседа, презентация урока, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга, оформление выставки «Праздничный стол».
Форма: урочная, групповая
Методы: словесные, наглядные, практические, проектная деятельность.
Литература:
Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)
Интернет – ресурсы
Оборудование: компьютер, проектор; альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.
Ход урока.
Деятельность учителя.
|
Деятельность ученика.
|
- Организационный этап. Приветствие учителем учащихся,
Проверка готовности учащихся к уроку, посадка детей группами.
|
Проверить готовность к уроку: альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.
|
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Повторение:
И рисую, и леплю —
Очень это я люблю.
А совей сестре Валюшке
Сам я делаю …(игрушки)
Какие игрушки мы с вами рисовали? Почему их так называли?
Но не только игрушки лепили и раскрашивали:
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Вот отгадайте:
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Какие вы знаете поговорки о труде?
А мастера по гжели говорят:
- Глину не мять – горшков не видать.
- Кистью писать – мастерство казать
- Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
- На то и руки даны, чтобы даром не болтались.
- «Гжель – керамики русской колыбель»
Какое интересное здесь слово вы прочитали, услышали?
Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, и так далее по мотивам гжельской росписи. И создадите из своих предметов красивые сервизы.
|
(Дымковские, Филимоновские ,Каргопольские)
Они отличаются росписями , формой
Гжель
(Казать-показать)
|
- Этап усвоения новых знаний.
Полюбуйтесь
Перед вами самые разнообразные предметы расписанные под гжель
(слайд 1) Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э.
Познакомьтесь с новыми понятиями
(Слайд 2) Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать».
Из каких материалов можно изготовить посуду?
(Слайд 4) Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. Фаянсовая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
(Слайд 5) Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас.
(Слайд 6) Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
(Слайд 7) Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки животных, сценки из жизни людей,
(Слайд 9) Синяя роза – главный цветок Гжели.
(Слайд 8) Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Практическая часть. Демонстрация приемов росписи на формате А3 учителем.
(Слайд 10) Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая.
|
Рассматривают предложенные изделия.
Ответы обучающихся:
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Не потопаешь, не полопаешь. что посеешь, то и пожнешь.
Обучающиеся знакомятся с новыми для них понятиями: керамика, гжель, майолика
Ответы обучающихся.
Дерево, бумага, стекло, пластмасса, глина,
Обучающимся предлагается выполнить элементы росписи на альбомных листах. Под руководством учителя.
|
4 этап. Инструктаж к самосто ятельной работе.
Ребята каждой группе предложены разные модели посуды из сервиза. Вам предстоит выбрать по одной модели и расписать по мотивам гжельской росписи.
Критерии оценок:
- Оригинальность
- Эстетичность.
- Выполнение гуашью.
|
Обучающиеся выбирают модели посуды для самостоятельной творческой деятельности.
Обучающиеся обсуждают поставленные проблемы в форме беседы в группе между собой.
|
5 этап. Самостоятельная работа
видеоклип «Сказочная Гжель»
Учитель наблюдает за процессом работы, оказывает помощь, направляет.
|
Самостоятельная работа обучающихся. Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза.
|
6. Этап закрепления нового материала
- Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»?
- Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего?
|
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Из глины. Глина
Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда.
|
7 этап. Подведение итогов.
Просмотр творческих работ учащихся, составление композиции сервиза на смотровом стенде.
Выставление оценок.
Ребята все молодцы. У вас получились замечательные сервизы из ваших творческих работ.
Спасибо за урок.
|
Выставка работ.
|
Просмотр содержимого документа
«изо гжель»
Учитель: Николаева И.П
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:
«Сказочная Гжель»
Цель: Создание элементов сервиза по мотивам гжельской росписи с оформлением школьной выставки для знакомства школьников с декоративно прикладным искусством.
Задачи:
Воспитывающие (направленные на получение личностных результатов): создание условий для воспитания у обучающихся: патриотизма, уважения к своему Отечеству, гордость за прошлое и настоящее своего народа,
Развивающие (направленные на получение метапредметных результатов): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; развивать художественно – образное мышление, фантазию, воображение.
Обучающие (направленные на получение предметных результатов): умению выделять характерные средства художественной выразительности в основах гжельской росписи; расписывать бумажные модели посуды в традициях гжельской росписи.
Оборудование:
Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт посуды, кисть, гуашь, баночка с водой.
Для педагога: образцы изделий с гжельской росписью, презентации "Гжель", видеоклип «Сказочная Гжель», кисти №5и №3, гуашь, лист формата А3
Тип урока: комбинированный.
Виды: беседа, презентация урока, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга, оформление выставки «Праздничный стол».
Форма: урочная, групповая
Методы: словесные, наглядные, практические, проектная деятельность.
Литература:
Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)
Интернет – ресурсы
Оборудование: компьютер, проектор; альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Организационный этап. Приветствие учителем учащихся, Проверка готовности учащихся к уроку, посадка детей группами. | Проверить готовность к уроку: альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка, клеёнка. |
Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Повторение: И рисую, и леплю — Очень это я люблю. А совей сестре Валюшке Сам я делаю …(игрушки) Какие игрушки мы с вами рисовали? Почему их так называли? Но не только игрушки лепили и раскрашивали: Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вот отгадайте: Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. Какие вы знаете поговорки о труде? А мастера по гжели говорят: Глину не мять – горшков не видать. Кистью писать – мастерство казать Усталость пройдёт, а добрая слава останется. На то и руки даны, чтобы даром не болтались. «Гжель – керамики русской колыбель» Какое интересное здесь слово вы прочитали, услышали? Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, и так далее по мотивам гжельской росписи. И создадите из своих предметов красивые сервизы. |
(Дымковские, Филимоновские ,Каргопольские) Они отличаются росписями , формой
Гжель
(Казать-показать) |
Этап усвоения новых знаний. Полюбуйтесь Перед вами самые разнообразные предметы расписанные под гжель (слайд 1) Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. Познакомьтесь с новыми понятиями (Слайд 2) Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать». Из каких материалов можно изготовить посуду? (Слайд 4) Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. Фаянсовая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. (Слайд 5) Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас. (Слайд 6) Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. (Слайд 7) Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки животных, сценки из жизни людей, (Слайд 9) Синяя роза – главный цветок Гжели. (Слайд 8) Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Практическая часть. Демонстрация приемов росписи на формате А3 учителем. (Слайд 10) Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая. | Рассматривают предложенные изделия. Ответы обучающихся: Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не потопаешь, не полопаешь. что посеешь, то и пожнешь. Обучающиеся знакомятся с новыми для них понятиями: керамика, гжель, майолика Ответы обучающихся. Дерево, бумага, стекло, пластмасса, глина, Обучающимся предлагается выполнить элементы росписи на альбомных листах. Под руководством учителя. |
4 этап. Инструктаж к самосто ятельной работе. Ребята каждой группе предложены разные модели посуды из сервиза. Вам предстоит выбрать по одной модели и расписать по мотивам гжельской росписи. Критерии оценок: Оригинальность Эстетичность. Выполнение гуашью. | Обучающиеся выбирают модели посуды для самостоятельной творческой деятельности. Обучающиеся обсуждают поставленные проблемы в форме беседы в группе между собой. |
5 этап. Самостоятельная работа видеоклип «Сказочная Гжель» Учитель наблюдает за процессом работы, оказывает помощь, направляет. | Самостоятельная работа обучающихся. Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза. |
6. Этап закрепления нового материала Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»? Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего? | Обучающиеся отвечают на вопросы. Из глины. Глина Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. |
7 этап. Подведение итогов. Просмотр творческих работ учащихся, составление композиции сервиза на смотровом стенде. Выставление оценок. Ребята все молодцы. У вас получились замечательные сервизы из ваших творческих работ. Спасибо за урок. | Выставка работ. |