I. Создание проблемной ситуации. | Учитель задаёт вопрос: -Ребята, как называют произведения художников? -Где хранятся картины и другие произведения искусства? -Зачем люди посещают музеи? Обобщение. Учитель записывает тему урока: «Русский музей», зачитывает выдержки из двух документов и просит ответить на вопросы. – XIX век: для Русского музея император Александр III повелел приобрести Михайловский дворец со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом. Указ императора об учреждении этого музея начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». – Как государство в XIX веке относилось к музеям? – XXI век – из обращения к президенту: «Высокие достижения не могут служить гарантией безопасности и стабильного существования общественного музея в России. В настоящее время Музей (Н. Рериха) находится на грани прекращения своего существования: – Министерство культуры стремится изъять у МЦР наследие Рерихов, разрушив тем самым общественный Музей; – Департамент имущества Москвы в течение многих лет затягивает предоставление льгот МЦР по аренде усадьбы Лопухиных, где расположен Музей, в результате чего задолженность по арендной плате составила 24 млн рублей…» (Н. Сологубский). – Как государство в XXI веке относится к музеям? – А вы как думаете, как правильно поступать? | Возможные варианты ответов: -Картины, скульптуры… -В специальных хранилищах, музеях. Разные варианты ответов. – Музеи открывали; покупали помещения для музеев; собирали экспонаты для музея. – Не помогают музеям; пытаются забрать экспонаты. Мнения могут разделиться; дети затруднятся с ответом. |
II. Формулирование проблемы. | – Многие люди выступают за сохранение музеев, а некоторые чиновники – против. Чтобы понять, как правильно поступать, на какой вопрос нужно ответить? | Какую роль играют музеи в нашей жизни? Проблемный вопрос записывается на доске. Возможен другой вариант проблемного вопроса. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54–55 и поработать с текстом в технологии продуктивного чтения. 1. До чтения: – Сегодня мы ознакомимся с историей Русского музея. Рассмотрите изображения на с. 54–55 учебника. Кроме портретов известных личностей, вы видите изображения зданий, принадлежащих Русскому музею. Охарактеризуйте эти здания. Что в них необычного? 2. Во время чтения: – Прочитайте текст учебника в начале с. 54–55, используя комментированное и диалоговое чтение. 3. После чтения: – Какую роль сыграл император Александр III в создании музея? – Какие изменения происходили с Русским музеем в течение XIX–XXI веков? – Что произойдёт, если музей вдруг перестанет существовать? -Кто из вас посещал музеи? С кем вы их посещали? Какие это были музеи? Что особенно понравилось и запомнилось? Хотелось ли вам ещё раз посетить музей? Почему? | Выполняют, отвечают. Рассматривают, отвечают. Выполняют. Отвечают. Отвечают. |
2. Учитель предлагает рассмотреть экспонаты и залы Русского музея (презентация). – Рассмотрите экспонаты и залы Русского музея. Выразите своё отношение к произведениям искусства. – Разыграйте диалог иностранного туриста и жителя С.-Петербурга в одном из залов Русского музея. 3. Игровой момент. Ученики делятся на группы по 4-5 человек. Учитель на выбор предлагает проинсценировать одну из предложенных картин. Другие группы пытаются определить название картины и автора (с помощью учителя. | Выполняют, отвечают. Выполняют. |
V. Применение знаний (продуктивные задания). | – Выполните синквейн (5 предложений) на тему «Русский музей»: 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, в данном случае «Русский музей»; 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5-я строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). | Выполняют. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму: – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? | Выполняют. |