Продолжительность урока: 40 мин.
- дать понятие цветового круга; основных и составных цветов; дополнительного цвета; явление цветового контраста;
- формирование навыков смешивания красок; умения находить гармоничные сочетания в цвете, развитие творческой фантазии, развитие чувства цвета
- воспитание художественного вкуса.
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
Организационный момент. | 3 мин. | Организация рабочего места, настрой на работу на уроке | Расположение материалов живописи в соответствии с ходом урока | Возможность воспользоваться живописными материалом по ходу урока | диалогичности | Фронтальная, индивидуальная |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, сообщает тему и цели урока, знакомит учащихся с планами на урок; Проверка наличия у учащихся материалов для живописи; Краткий инструктаж по технике безопасности при работе с красками. | Приветствие учителя; Подготовка к уроку материалов живописи с учетом правил техники безопасности. Помогают сформулировать цели урока |
Начинаем урок с чтения стихотворения В.Г. Абрамова. Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? - Определите цели и задачи урока. О чем мы будем с вами говорить сегодня? (о цвете) - Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни? ( Художники очень тонко передают цветовые ощущения на своих полотнах) - Мы поговорим о том, какую роль играет в нашей жизни цвет, как цвет влияет на наше настроение и чувства. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
II.Повторение ранее пройденного материала | 5 мин | Создать устойчивое внимание. Закрепить ранее пройденный материал по видам изобразительного искусства. | Виды изобразительного искусства. Отличие живописи как вида изобразительного искусства. | Определять вид изобразительного искусства | диалогичности | Фронтальная, индивидуальная | Презентация «Виды изобразительного искусства» Слайд2,3 Тест Виды изобразительного искусства |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Демонстрация слайдов презентации «Виды изобразительного искусства» (сл. №2,3) - Какие виды изобразительного искусства вы помните? - Какой вид изобразительного искусства поможет художнику передать красоту цветовых отношений в природе? - Какие средства художественной выразительности использует художник в живописном произведении? Предлагает работу с тестом « Виды изобразительного искусства» по определению видов изобразительного искусства.(2-3 ученика) | Формулируют определения Работают с тестами |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
III.Введение в тему урока | 5 мин | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Цвет - основа живописи Физическая природа цвета. Спектр. | Применение полученных знаний для составления цветового спектра | Актуализация опорных знаний и умений, метод свободы в системе ограничений | Групповая форма. | Презентация «Цвет в природе и живописи» Слайд №1,3 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Постановка учебной проблемы начинается с просмотра опыта по преломлению света, проходящего через стеклянную призму, пояснения физической природы цвета, демонстрация презентации. | Слушают объяснение учителя, приводят примеры преломления цвета из жизненного опыта. Выполняют спектр в альбоме. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
IV. Усвоение новых знаний. | 5 мин | Познакомить с законами цветоведения. Формирование художественного вкуса. | дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, Дополнительные и контрастные цвета; цвета холодного и теплого колорита; понятие цветового контраста, | Пользоваться цветовым кругом. Определять с помощью круга дополнительные цвета. Искать контрастные цвета в произведениях художников. | Наглядно-иллюстративные и практические. | Работа в группах с цветовым кругом, практическая работа с геометрическими фигурами разных цветов. | Презентация «Цвет в природе и живописи» Слайд №4,5,6,7,8 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
При раскрытии темы урока использует демонстрацию предложенного презентации (слайд) и предлагает учащимся выполнить упражнения с красками с целью подтверждения или отвержения положений представленных в презентации о цветовом контрасте. Учитель выполняет работу вместе с учащимися и следит за правильной организацией в работы в группах. | учащиеся выполняют упражнения с цветовым кругом, находят подтверждение или отвержение положений, представленных в презентации о цветовом контрасте через опыт работы с цветными геометрическими фигурами. |
Задания: 1. Выбрать из набора цветных квадратов оттенки теплого и холодного цвета. 2. Проследить явление цветового контраста, накладывая друг на друга пары дополнительного цвета. Подобрать контрастные цветовые сочетания к синему прямоугольнику, к зеленому прямоугольнику. |
Физкультминутка | 2 мин | 1 Упражнение для глаз. Исходное положение: сидя на стуле выпрямить спину, руки положить на колени. Глаза отвести в влево, затем вправо (по 5раз). 2 Упражнение для кровоснабжения головы: исходное положение: сидя на стуле, выпрямить спину. Наклоны головы к правому, затем левому плечу (по 5 раз). 3 упражнение: исходное положение: сидя на стуле выпрямить спину, руки положить на колени. Повороты головы влево и вправо ( по 5 раз) |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
V. Закрепление новых знаний и контроль. | 15 мин | Актуализация знаний учащихся. Развитие чувства цвета. Развитие творческой фантазии. Воспитание художественного вкуса | Правила получения составных цветов, правила смешивания красок. Организация рабочего места | Практические приемы получения составных цветов, приемы работы по смешиванию красок. Поиски наиболее эффектных гармонических цветовые сочетаний. Умение пользоваться ограниченной палитрой цвета, показывать вариативные возможности цвета | Актуализация опорных знаний и умений, метод свободы в системе ограничений Практические | Фронтальная работа Индивидуальная, творческая работа. | Презентация «Цвет в природе и живописи» Слайды № 9,10 Слайды №11.12 Слайды №13.14 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Демонстрация презентации. Объяснение выполнения заданий. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. | Отвечают на вопросы, представленные на слайдах 13,14 Выполняют творческую работу на формате А4 акварелью. Изобразить натюрморт: апельсин и лимон лежат на скатерти. Подберите цвет скатерти так, чтобы картина получилась яркой, жизнеутверждающей? При работе используется прием акварельной живописи А-ля прима. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
VI Подведение итогов урока. | 3 мин | Подвести итоги урока, выставить отметки | Возможность применения гармонии цветовых отношений в живописных работах, используя законы цветоведения. | Определять какие явления влияния цвета на ощущения человека использует художник в своих произведениях. | Сравнения, диалогичности, | Обсуждение полученных работ во время выполнения творческого задания. | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Направляет учащихся на доброжелательное обсуждение работ своих товарищей. Помогает оценить работы. Ставит оценки за работу на уроке. | Учатся толерантному отношению к творчеству друг друга при обсуждении итогов работы. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
VII Информация о домашнем задании. | 2 мин | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Использование знаний, полученных на уроке о | Определять цветовые контрасты в произведениях художников | Словесные Диалогичности | Фронтальная | Использование Интернет- ресурсов |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Объяснение домашнего задания: провести поисковую работу. Найти и принести репродукции картин художников, применивших в своих картинах цветовой контраст. | Осмысливают и записывают домашнее задание. |