СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ИЗО в 7 классе по теме "Объект и пространство"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе»


Урок изо в 7 классе. Объект и пространство. От плоскостного изображения пространства к объемному макету


Цели деятельности учителя Формировать представление об исторических аспектах развития художественного языка конструктивных искусств; учить воспринимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов в пространстве при взгляде на них сверху; развивать пространственное воображение

Цель для обучающихся – формировать пространственное мышление у учащихся, сформировать понимание проекционной природы чертежа; научиться читать и чертить чертежи для создания объемного макета из плоского листа.

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр и т. д.;

• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект

и вспомогательные соединительные элементы;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес 1( творческой деятельности

Познавательные:

• понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме (пятна и линии как чертёж объектов в пространстве);

• самостоятельно находить необходимую информацию. Регулятивные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности;

• понимать проекционную природу чертежа. Коммуникативные:

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;

• осознанно использовать речевые средства при прочтении плоскостной композиции как схематического изображения

• понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний;

• приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков;

• учиться критически оценивать свою деятельность;

• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности


Методы и формы обучения

Метод: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, беседа. Формы: фронтальная и индивидуальная



Оборудование

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: картон, бумага, клей ПВА, ножницы



Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «От плоского к объёмному». Композиции, выполненные учителем


Основные понятия и термины

Чертёж. Проекция. Макет. Соразмерность. Пропорциональность


ХОД УРОКА


Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

1.Организационный момент

Слайд 1

Подготовка к началу урока.

Приветствие, эмоциональный настрой.


2. Актуализация знаний. Мотивационное начало

Слайд 2


Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Ставят перед собой цель.











Формулируют тему урока: Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Ставят перед собой цель

Учитель:- у меня в руках куб, а на интерактивной доске изображен квадрат и утверждаю, что я изображенная фигура, находится у меня в руке.

Почему я делаю такое утверждение?

- Предмет может выглядеть по-разному, в зависимости от того, откуда мы на него смотрим. Одна из сторон куба является квадратом.

- Правильно! Вещь объёмна, трёхмерна, а её изображение плоско, двухмерно.

Ещё на заре своего развития зодчество породило особый вид графического изображения, которое помогало спроектировать и построить здания и целые города! То есть от плоского изображения человек переходил к объёмному, этому мы и будем учиться на нашем уроке!

Что такое макет? Ваши предположения?

Из каких материалов можно выполнять макет архитектуры?

Сформулируйте тему урока


Формулирование темы Слайд 3



Дети формулируют совместно с учителем

Учитель демонстрирует тему на слайде «Объект и пространство. От плоскостного изображения пространства к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность».

О чем пойдет речь, кроме определения понятия «Макет»?

Дети: Как из плоского изображения получить объемное.

Какие нам потребуются материалы?

Дети – бумага, нож и клей.

Просмотр презентации для эмоционального настроя к теме урока

(Презентация слайды 4-8)

Дети просматривают презентацию и комментируют

Демонстрация презентации

3. Изучение нового материала Слайд 9 -10






Демонстрация презентации

Слайд11

Дети слушают и выполняют записи в тетради

Существуют различные методики создания макета, в основном различающиеся по материалу макета. Но, как правило, создание любого макета состоит, приблизительно, из 5 этапов.

Перед тем, как начнем рассматривать этапы создания макета, следует оговорить, что такое макетирование. Это процесс создания, как правило, из бумаги (картона) уменьшенную версию строения или сооружения. Результат этого процесса – макет, визуальная, объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство.

4. Работа в группах

Слайд 12

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану, групповая работа по решению практических задач

Найдите и дайте определение понятиям 1 группа - Архитектурный макет

2 группа - Этапы создания макета

3 группа - Виды макетирования

4 группа - Что такое пропорция

5 группа - Правила композиции макета.



Приложение к работе на отдельных листочках


Макетирование бывает 5 видов: архитектурное, планировочное, промышленное, подарочное, концептуальное.


Каждый макет выполняется в два основных этапа:

• эскизный (черновой или рабочий) макет. Разрабатывается он в целях проверки и корректировки параметров будущего проекта, поэтому при его изготовлении используют более дешевый материал;

• демонстрационный (чистовой) макет. В этом макете большое внимание уделяется деталировке объема и качеству проработки всех деталей, особенно объемных (балясины, колонны, наличники и т. Д.). Здесь возможно также использование копий атрибутов реальной жизни, соответствующих тематике и масштабу макета (миниатюрные авто, модели людей, деревья и кустарники).

Архитектурный макет (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города.


Первый - компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате. Второй этап - разработка конструкций и прилегающего устройства макета. Непосредственная «лепка» макета. На третьем этапе раскраивают детали, а на 4м их собирают. Завершающий этап предусматривает художественное оформление макета. Как правило, в процессе создания макета используются: готовальня, это набор чертежных инструментов, также используется чертежная доска, рейка, которая натягивается на доску или подрамник с помощью лески. Еще обязательным для создателей макета являются карандаши различной твердости и резинки разной мягкости.


Учитель: Цель нашего урока научиться читать и чертить чертежи для создания объемного макета из плоского листа


Окружающий нас мир может быть отображен в картине, на чертеже и макете


  • Предметы объемны и трехмерны (у них есть длина, высота и ширина), а их изображения плоски и двухмерны (у них лишь высота и ширина)

  • Глубина пространства и объем предметов на КАРТИНЕ, условны, иллюзорны благодаря особому способу изображения – перспективе.

  • ЧЕРТЕЖ можно рассматривать как изобразительно-шифрованную запись предмета, содержащую всю информацию, для его создания.

  • По чертежам могут быть созданы как настоящие предметы, так и их макеты, модели. Объемно-пространственный МАКЕТ условен в сравнении

  • с натурой (по размеру и материалу).

Пропорция — это равенство, или “соразмерность соразмерностей”. И далее гармония — цепочка пропорций — своеобразная мелодия, охватывающая все произведение и устанавливающая пропорциональность целого. Таково краткое и в некоторой мере условное значение терминов, широко используемых нами в последующем изложении. Когда речь идет об искусстве архитектуры, то количественные методы познания имеют ограниченное значение. Архитектура не измеряется величиной — количественными показателями, простым измерением формы.


3Учитель: Чтобы изобразить здания, нужно уметь анализировать форму объекта.

Вопрос: Что значит проанализировать форму объекта?

Ответ: Мысленно разделить объект на составляющие его

геометрические тела.

Вопрос: Из каких крупных геометрических тел состоит конструкция этого здания?

Ответ: Из параллелепипедов и пирамид.


Чтобы добиться БАЛАНСА объема и пространства, надо найти такую высоту бумажного дома, при которой он был бы наиболее СОМАСШТАБЕН полю,

т.е. решить композиционную задачу достижения СОРАЗМЕРНОСТИ объема детали и площади поля


Правила композиции макета.

  • В городе здание не стоит одно в чистом поле, а «живет» среди других сооружений.

Значит нужно найти соразмерность объекта не только к площади поля, но и к другим объектам.

  • Объекты в пространстве не должны подавлять друг друга и не должны быть случайно разбросаны по полю. Рассматривать их надо не по отдельности, а во взаимосвязи с друг другом, как части единого композиционного целого.

  • Достичь гармонии, равновесия можно оперируя пропорциями (меняя высоту, ширину), отодвигая или приближая их друг к другу.

  • Часто объекты так близко расположены, что примыкают друг к другу сторонами или ребрами, образуя одно целое.

  • РИТМ вертикалей, разница их высот, когда есть ДОМИНАНТА и второстепенные элементы, придают композиции образную ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Динамическое равновесие достигается за счет

  • соподчинения элементов,

  • членения на планы,

  • выделения главного

Образность и выразительность всей композиции зависит от:

  • контраста объемов,

  • противопоставления высокого низкому,

тонкого широкому,

  • ритмичности расположения в пространстве



5.Целеполагание, постановка проблем

Слайд 13

Учащиеся слушают инструктаж

Для выполнения макета Необходимо выполнить развертку. Для этого выполнить эскиз, затем развертку на бумаге, используя размеры в масштабе.


6.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Слайд 14

Учащиеся выполняют задание

Задание

Создайте объемно-пространственную композицию из 3-5 объёмов.

  • Решите задачу пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля.

  • Используйте в работе метод примыкания объёмов.


Задание первое предполагает создание объемно-пространственной композиций. Это одно из важнейших заданий учебного года, так как в процессе выполнения у учащихся закладывается понимание основ формообразования. От понятий «точка», «линия» и «плоскость» учащиеся переходят к понятиям «поверхность», «объем» и «пространство». Плоскость листа (полоски) бумаги, скручиваясь, превращается в объемное тело цилиндра или конуса, а согнутая резкими гранями, она становится кубом, призмой или пирамидой. Задание, цель которого — соединение объемных форм в единый архитектурный облик.


7. Контроль и проверка знаний

Слайд 15,16

Проводят взаимоконтроль и самоконтроль по алгоритму и образцам

В начале практической работы учитель дает рекомендации по работе и напоминает о том, что учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности, вместе с учениками повторяют основные правила. В процессе практической работы учитель дает советы и рекомендации учащимся, хвалит, вдохновляя на работу.


8 Оценивание

Слайд 17

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

8. Подведение итогов.

















Выставка работ.




Рефлексия учебной деятельности

Слайд 18, 19



Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Какие правила композиции мы используем для выполнения макетов?

Ответ : Создавая макеты мы обнаруживаем, что их

динамическое равновесие достигается благодаря общим законам композиции:

  • соподчинению элементов,

  • членению на планы,

  • выделению главного…

А образность и выразительность всей композиции зависит от:

  • контраста объемов,

  • противопоставления высокого низкому,

тонкого широкому,

  • ритмичности расположения в пространстве

Какие материалы необходимы в процессе макетирования?

Что такое макетирование?

Назовите его виды.


Выставка работ. Выбрать хорошую работу, похвалить автора. Объяснить ученикам, что верно и что ошибочно в остальных макетах. Учащимся сообщаются оценки за работу на уроке.


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


9. Объяснение домашнего задания

Слайд 20

Осмысливают, задают вопросы

нарисовать несколько эскизов по теме.

Благодарит учеников за урок





Литература:


1. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы: учеб. для общеобразовате. учреждений.М.:Просвещение 2009.-175 с.


2. Гуров Г.Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы


3. Е.Б. Громова. Модуль Сакрального пространства. В книге: Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004, с. 27-35.