2. Актуализация знаний. Мотивационное начало Слайд 2 | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Ставят перед собой цель. Формулируют тему урока: Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Ставят перед собой цель | Учитель:- у меня в руках куб, а на интерактивной доске изображен квадрат и утверждаю, что я изображенная фигура, находится у меня в руке. Почему я делаю такое утверждение? - Предмет может выглядеть по-разному, в зависимости от того, откуда мы на него смотрим. Одна из сторон куба является квадратом. - Правильно! Вещь объёмна, трёхмерна, а её изображение плоско, двухмерно. Ещё на заре своего развития зодчество породило особый вид графического изображения, которое помогало спроектировать и построить здания и целые города! То есть от плоского изображения человек переходил к объёмному, этому мы и будем учиться на нашем уроке! Что такое макет? Ваши предположения? Из каких материалов можно выполнять макет архитектуры? Сформулируйте тему урока |
3. Изучение нового материала Слайд 9 -10 Демонстрация презентации Слайд11 | Дети слушают и выполняют записи в тетради | Существуют различные методики создания макета, в основном различающиеся по материалу макета. Но, как правило, создание любого макета состоит, приблизительно, из 5 этапов. Перед тем, как начнем рассматривать этапы создания макета, следует оговорить, что такое макетирование. Это процесс создания, как правило, из бумаги (картона) уменьшенную версию строения или сооружения. Результат этого процесса – макет, визуальная, объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство. |
4. Работа в группах Слайд 12 | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану, групповая работа по решению практических задач | Найдите и дайте определение понятиям 1 группа - Архитектурный макет 2 группа - Этапы создания макета 3 группа - Виды макетирования 4 группа - Что такое пропорция 5 группа - Правила композиции макета. Приложение к работе на отдельных листочках Макетирование бывает 5 видов: архитектурное, планировочное, промышленное, подарочное, концептуальное. Каждый макет выполняется в два основных этапа: • эскизный (черновой или рабочий) макет. Разрабатывается он в целях проверки и корректировки параметров будущего проекта, поэтому при его изготовлении используют более дешевый материал; • демонстрационный (чистовой) макет. В этом макете большое внимание уделяется деталировке объема и качеству проработки всех деталей, особенно объемных (балясины, колонны, наличники и т. Д.). Здесь возможно также использование копий атрибутов реальной жизни, соответствующих тематике и масштабу макета (миниатюрные авто, модели людей, деревья и кустарники). Архитектурный макет (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. Первый - компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате. Второй этап - разработка конструкций и прилегающего устройства макета. Непосредственная «лепка» макета. На третьем этапе раскраивают детали, а на 4м их собирают. Завершающий этап предусматривает художественное оформление макета. Как правило, в процессе создания макета используются: готовальня, это набор чертежных инструментов, также используется чертежная доска, рейка, которая натягивается на доску или подрамник с помощью лески. Еще обязательным для создателей макета являются карандаши различной твердости и резинки разной мягкости. Учитель: Цель нашего урока научиться читать и чертить чертежи для создания объемного макета из плоского листа Окружающий нас мир может быть отображен в картине, на чертеже и макете Предметы объемны и трехмерны (у них есть длина, высота и ширина), а их изображения плоски и двухмерны (у них лишь высота и ширина) Глубина пространства и объем предметов на КАРТИНЕ, условны, иллюзорны благодаря особому способу изображения – перспективе. ЧЕРТЕЖ можно рассматривать как изобразительно-шифрованную запись предмета, содержащую всю информацию, для его создания. По чертежам могут быть созданы как настоящие предметы, так и их макеты, модели. Объемно-пространственный МАКЕТ условен в сравнении с натурой (по размеру и материалу). Пропорция — это равенство, или “соразмерность соразмерностей”. И далее гармония — цепочка пропорций — своеобразная мелодия, охватывающая все произведение и устанавливающая пропорциональность целого. Таково краткое и в некоторой мере условное значение терминов, широко используемых нами в последующем изложении. Когда речь идет об искусстве архитектуры, то количественные методы познания имеют ограниченное значение. Архитектура не измеряется величиной — количественными показателями, простым измерением формы. 3Учитель: Чтобы изобразить здания, нужно уметь анализировать форму объекта. Вопрос: Что значит проанализировать форму объекта? Ответ: Мысленно разделить объект на составляющие его геометрические тела. Вопрос: Из каких крупных геометрических тел состоит конструкция этого здания? Ответ: Из параллелепипедов и пирамид. Ч тобы добиться БАЛАНСА объема и пространства, надо найти такую высоту бумажного дома, при которой он был бы наиболее СОМАСШТАБЕН полю, т.е. решить композиционную задачу достижения СОРАЗМЕРНОСТИ объема детали и площади поля Правила композиции макета. Значит нужно найти соразмерность объекта не только к площади поля, но и к другим объектам. Объекты в пространстве не должны подавлять друг друга и не должны быть случайно разбросаны по полю. Рассматривать их надо не по отдельности, а во взаимосвязи с друг другом, как части единого композиционного целого. Достичь гармонии, равновесия можно оперируя пропорциями (меняя высоту, ширину), отодвигая или приближая их друг к другу. Часто объекты так близко расположены, что примыкают друг к другу сторонами или ребрами, образуя одно целое. Р ИТМ вертикалей, разница их высот, когда есть ДОМИНАНТА и второстепенные элементы, придают композиции образную ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Динамическое равновесие достигается за счет соподчинения элементов, членения на планы, выделения главного Образность и выразительность всей композиции зависит от: тонкого широкому, |
6.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний Слайд 14 | Учащиеся выполняют задание | Задание Создайте объемно-пространственную композицию из 3-5 объёмов. Задание первое предполагает создание объемно-пространственной композиций. Это одно из важнейших заданий учебного года, так как в процессе выполнения у учащихся закладывается понимание основ формообразования. От понятий «точка», «линия» и «плоскость» учащиеся переходят к понятиям «поверхность», «объем» и «пространство». Плоскость листа (полоски) бумаги, скручиваясь, превращается в объемное тело цилиндра или конуса, а согнутая резкими гранями, она становится кубом, призмой или пирамидой. Задание, цель которого — соединение объемных форм в единый архитектурный облик. |
8. Подведение итогов. Выставка работ. Рефлексия учебной деятельности Слайд 18, 19 | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Какие правила композиции мы используем для выполнения макетов? Ответ : Создавая макеты мы обнаруживаем, что их динамическое равновесие достигается благодаря общим законам композиции: соподчинению элементов, членению на планы, выделению главного… А образность и выразительность всей композиции зависит от: тонкого широкому, Какие материалы необходимы в процессе макетирования? Что такое макетирование? Назовите его виды. Выставка работ. Выбрать хорошую работу, похвалить автора. Объяснить ученикам, что верно и что ошибочно в остальных макетах. Учащимся сообщаются оценки за работу на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |