СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии 8 класс "Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у учащихся представление о классе солей.

Образовательные задачи:

  • Дать представление о строении солей, их классификации.
  • Рассмотреть номенклатуру солей.
  • Показать значение солей в жизни человека, их практическое применение.
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

 Развивающие задачи:

  • Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  • Развивать умение использовать химическую терминологию.
  • Развивать мыслительные операции.
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

  Воспитательные задачи:

воспитание требовательности к себе, умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии 8 класс "Соли"»









Конспект урока по химии

в 8 классе

«Соли»






























Конспект урока по химии в 8 классе по теме «СОЛИ»

(Учебник - Химия 8 Г.Е Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана)

Цель: сформировать у учащихся представление о классе солей.

Образовательные задачи:

  • Дать представление о строении солей, их классификации.

  • Рассмотреть номенклатуру солей.

  • Показать значение солей в жизни человека, их практическое применение.

  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

 Развивающие задачи:

  • Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.

  • Развивать умение использовать химическую терминологию.

  • Развивать мыслительные операции.

  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

  Воспитательные задачи:

воспитание требовательности к себе, умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям.

 Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, лабораторная работа.

Оборудование: пробирки – 8 штук, стаканы – 5 штук; компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  интерактивная доска с проектором, карточки индивидуальные, 2 вида эталонов ответов,

Вещества: NaOH, HCl, CaO, NaNO3, CaCO3, NaCl, Na2SO4, AlPO4, индикаторы

Ход урока

I. Организационный момент. Смайлики «Определи свое эмоциональное настроение» приложение 1 смайлики.doc

II. Мотивационный этап. Проверка домашнего задания

приложение 2.ppt Сл.1

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в Сказочное химическое королевство. Вспомним, с какими жителями этого Королевства мы уже познакомились? Сл.2

- Кто живет в первом доме? (Оксиды). Какие вещества называются оксидами?(Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород)

- А почему дом трехэтажный? (На верхнем этаже живут основные оксиды, на втором амфотерные, а на первом кислотные). Приведите примеры.

- Кто живет во втором доме? (Основания) Какие вещества называются основаниями? (Основания - это соединения, состоящие из атома металла и одного или нескольких гидроксид-ионов (групп) OH-

- А здесь, почему дом двухэтажный? (Растворимые и нерастворимые).

- А как по–другому называют растворимые основания (щелочи). Приведите примеры.

- С жителями дома № 3 мы с вами познакомились на прошлом уроке. Так кто же в нем живет, и почему дом трехэтажный? (Кислоты: односоновные, двухосновные и трехосновные). Дайте определение и приведите примеры. (Кислоты - это соединения, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов).

- Сегодня мы познакомимся с жителями следующего многоэтажного дома. Но сначала мне бы хотелось узнать, насколько глубоко вы познакомились с жителями первых трех домов.

Индивидуальные задания:

- Двое выполняет самостоятельную работу. Записать формулы: Оксид магния – , Оксид серы (IV) - , гидрокид алюминия - , соляная кислота - , гидрокид калия - , серная кислота - , (Проверка по эталонам ответа, самопроверка) ( Ответы оксид магния – MgO, оксид серы (IV) – SO2, гидрокид алюминия – Al(OH)3, соляная кислота - HCl, гидрокид калия - KOH, серная кислота - H2SO4)

-один проводит опыт по определению кислоты, оксида и основания,

- Все остальные покажут генетическую связь между этими тремя домами. Один у доски осуществляет превращение, все остальные вместе с ним в своих тетрадях. Приложение рабочая тетрадь.doc Сл.3

Са  СаО Са(ОН)2 СаСl2.

(2Са +О2 2СаО СаО +Н2ОСа(ОН)2. Са(ОН)2 + 2НСl СаСl2 + Н2О)

-Ребята, учащаяся вашего класса по результатам исследования подготовила презентацию «К чему приводит избыток соляной кислоты в организме человека». Приложение 3Исследование по изжоге.doc. Сл.4

Она составила буклет. Приложение 4 буклет.doc

- В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Расклассифицируйте вещества по классам: Оксиды, кислоты, основания. K2 S, P2 O5, NaOH, HCI, CuO, CuSO4, HNO3, Ba (OH )2, MgO, H2 SO4, KOН, BaCI2, SO3, NaNO3. Сл.5 (после классификации остаются еще вещества) Проверим, у кого так же как у… ? У кого по-другому?

-По каким признакам классифицировали?
III. Изучение нового материала.

Постановка цели и задачи.

- Среди приведенных формул есть вещества, которые вы не отнесли ни к одному классу. Это жители нашего следующего дома. Вот с ними-то мы сегодня и познакомимся.

- Вспомните, как классифицируют неорганические соединения, и какой класс мы еще не изучили? (Соли) Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Запишем тему урока «Соли» Сл.6

Для раскрытия темы урока сформулируем цели нашего урока Сл.7

(дети дописывают или договаривают начатые фразы)

- освоить знания о … составе, строении, классификации, свойствах, применении солей,

- выработать умения … составлять формулы солей, давать им названия, записывать химические реакции,

-освоить алгоритм … составления формул веществ, записи химических реакций.

- вырабатывать умения… применять алгоритм на практике.

С чего же мы начнем знакомство с новыми веществами? (Будем знакомиться со строением, номенклатурой солей, дадим им определения)

- Итак, вернемся к оставшимся формулам. Что общего в их строении? Сл.8 Как бы вы сформулировали определение, что такое соли? (соли - это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками). Сл.9 Сравним определение, которое вы дали с эталоном в учебнике на стр.106.

Номенклатура.

А теперь будем учиться давать названия солям. В 1870 году обсуждалось предложение одного химика на комиссии химиков назвать соединения по принципу, по какому строятся имена, отчества и фамилии. Например: Калий Хлорович (KCl), Калий Серович Кислородов (K2SO4), Натрий Серович Кислородов (Na2SO3). После долгих прений, комиссия отложила обсуждения и с тех пор к этой теме не возвращалась.
Проблемный вопрос: почему, все-таки комиссия к этой теме не возвращалась?
По современной номенклатуре: Сл.10
- Cl - хлориды; хлорид калия – KCl;
= SO4 - сульфаты; Сульфат калия – K2 SO4;

= SO3 сульфиты, сульфит натрия – Na2 SO3

Вспомните названия, которые сначала предлагала комиссия, так почему же она не вернулась к тем названиям? ( По той номенклатуре непонятно сульфат это или сульфит)
- А как вы представляете себе, что такое соль? С чем у вас ассоциируются понятие соль? (соль употребляется в пищу, поваренная соль). Какие соли вы знаете? (выставка) (соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», « Поваренная», «Каменная», « Иодированная», бывает мелкая и крупная).

Самая главная из всех солей, самая необходимая во все времена – поваренная соль. Без неё люди жить не могут. Из-за соли велись войны между народами, происходили народные восстания – соляные бунты. В Китае, в Центральной Африке соль была денежной единицей. Итальянская мелкая монета Сольдо произошла от слова «соль». Значение солей отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях. Говорят «Чтобы узнать человека, надо пуд соли съесть», «Хлеб, да соль», Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом –солью. Какие вы знаете пословицы о соли? («Без соли, без хлеба половина обеда.», « Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.», « На хлебе, на соли, да на добром слове», « От хлеба-соли и царь не отказывается», «Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит», « Хлеб да соль и обед пошел.», Хлеб-соль кушал, а нас не послушал») Поищите дома еще половицы, поговорки. Узнайте о родителей, может быть у них есть какие - нибудь поверия или обычаи в доме?

- А почему используемое нами каждый день вещество, мы называем солью? (оно соленое на вкус).

- Для нас соль с детства – нечто соленое. Однако, далеко не все соли солоны. Соленные соли: поваренная соль NaCl, хлорид калия KCl и другие. Но есть горькая соль, или «английская» соль – сульфат магния MgSO4, которую используют как слабительное и успокоительное.
Есть среди солей и сладкие. Например, хлорид бериллия BeCl2, ученые хотели даже дать название «глициний» за вкус. Цианид калия KCN тоже сладкого вкуса. Но стоит ее попробовать, и не успеешь написать даже заметки, сразу умрешь.

- Все вы знаете, что такое мел. А какой он на вкус? Соленый или нет (нет). Мел на вкус не соленый, но тоже относится к классу «соли»
Формулу мела СаСО3 и называет это вещество – карбонат кальция.
А теперь, давайте познакомимся еще с некоторыми веществами, относящимися к солям.
Каждый из нас повседневно сталкивается с такими веществами как СОЛИ.
Например: - в стирке, с помощью порошка, с состав которого входит стиральная (кальцинированная) сода – Na2CO3;
- удобрения, которые мы вносим в почву – NH4NO3- аммиачная селитра; CaHPO4- простой суперфосфат и другие.
- в домашней аптечке – ляпис AgNO3.
- СuSO4- медный купорос, который добавляют в побелку, применяют против болезней и вредителей растений.

- да и сам наш организм содержит соли, в костях – Ca3(PO4)2
Продолжим записывать номенклатуру в тетради

= СО3 – карбонаты, К2СО3 – карбонат калия

- NO3 - нитраты, К NO3 –нитрат калия

≡ РО4 – ортофосфат, К3 РО4 – ортофосфат калия

Их надо запомнить (таб. на столах)
Задание: Сл.11 Назовите следующие соли: СаSO4; Fe(NO3)2; ВаCl2; Li2SO3.

А теперь попробуем записать формулы по алгоритму.
АЛГОРИТМ

Записываем ионы солей, из которых состоит соединение.

Определяем заряды ионов.

Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

Составляем химическую формулу, вписывая индексы.

- Отработаем умение составлять формулы солей: Сл.12

хлорид железа (III), нитрат бария, сульфат алюминия. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собрать рассыпанные на столе таблички с формулами

Na Cl Na2 SO4 Na OH    Al2 (SO4)3 H2 SO4 Ca SO4

Классификация солей.
Теперь вы можете отличать соли среди других веществ, составить формулы и называть их. А сможете ли вы назвать соль NаНСО3, СаОНNО3? Ребята, а сколько этажей в доме, где живут соли? Сл.13

Соли очень многообразны по своим свойствам и составу. Я надеюсь после того как мы разберем классификацию солей, вы без труда дадите названия этим веществам. Сл.14


Соли


Средние кислые основные комплексные двойные смешанные

MgSO4 Mg(HSO4)2 Mg(OH)Cl Na3[Al(OH)6] K2NaPO4 Ca(OCl)Cl


- Соли очень многообразны по своим свойствам и составу. Как видно из схемы, соли бывают средние (нормальные), кислые, основные, смешанные, двойные, комплексные. В смешанных солях атомы металла связаны с двумя разными кислотными остатками, в двойных – атомы двух металлов связаны с одним кислотным остатком. В комплексных солях выделяют комплексный ион (он пишется в квадратных скобках). На уроке будут рассматриваться более подробно только средние, кислые и основные соли.

Попробуем дать определения кислым и основным солям.

А теперь сравним наши определения с определениями в учебнике на стр. 106 . (кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот на металл. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксид-ионов в молекулах многокислотных оснований кислотными остатками.)

- Чем по составу кислая соль отличается от средней? (В кислой соли в кислотном остатке присутствуют катионы водорода).

При этом в названии соли появляется приставка гидро-.

- В составе основной соли присутствуют гидроксид-ионы, наличие которых в названии указывают приставкой гидроксо- к названию катионов.

- Дайте теперь названия нашим солям: гидрокарбонат натрия, основной нитрат кальция

-Соли могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде. Многие соли хорошо растворяются в воде. Кислые соли, как правило, лучше растворимы, чем соответствующие средние, а основные – хуже.

Лабораторная работа «Знакомство с физическими свойствами солей» Выдаются образцы солей. Сл.15


Правила по технике безопасности:
1. Не берите вещества руками и не пробуйте их на вкус.
2. Для ознакомления с запахом нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.
Ход работы:
1. Внимательно рассмотрите выданные вам образцы солей. Обратите внимание на физическое состояние, цвет и запах каждого вещества, растворимость в воде запишите в тетрадь.

Сведения о растворимости важных солей рассмотрим в учебнике в таблице 14. (СОЛИ: Растворимые и нерастворимые) Сл.16

IV. Рефлексия. Оценки за урок

- Над какой темой мы сегодня работали? Что такое соли?

- Какие знания приобрели?

- Какие умения приобрели

- Как классифицируются соли? -Хорошо ли соли растворяются в воде?( №3 стр. 112 –устно, № 2)

Тестирование

Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.

1. Выберите ряд веществ, образованный только солями:

    а) NaCl, Na2SO4, NaOH                                 в) Al2 (SO4)3, H2 SO4, CaSO4

    б) Cu(NO3)2, CuO, CuCl2                               г) ZnCl2, ZnSO4, Zn(NO3)2.

2. Вещество, формула которого Na2 CO3, называется:

    а) сульфид натрия                                         в) сульфат натрия

    б) карбонат натрия                                       г) гидроксид натрия.

3. Растворимая соль
а
) BaSO3 б)Zn3(PO4)2 в) СаСО3 г) Ca(NO3)2

4. Формула нитрата бария
а
) Ba(NO3)2 б) Ba(NO2)2 в) BaSO4 г) BaSO3

5. Индексы х и у в формуле Alх(SO4)у соответственно

а)1и3 б)1и1 в)2и3 г) 3 и 1

6. Данная соль — необходима для жизни, без нее было бы невозможным переваривание и усвоение пищи а) NaCl б) СаСО3 в)Са3(РО4)2 г)СаС12

Поставьте сами себе оценку, после того как сверите свои ответы с ответами на эталоне. 1 – г; 2 – б; 3 - г; 4 – а; 5 - в; 6 – а) Отметьте свои оценки на шкале.

V. Домашнее задание: Сл.17

Выучить название кислотных остатков. Учебник - § 33 , вопросы № 2,3 стр112 + индивидуальные задания на карточках
Смайлики «Определи свое эмоциональное состояние»

Список использованной литературы

  1. Беседина Л.Л. Об изучении кислот и солей в курсе химии основной школы. Журнал «Химия в школе» № 2 2007, стр. 42

  2. Маслова Н.В. Как мы изучаем соли. Журнал «Химия в школе» № 8 2008, стр. 37

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, учебник для общеобразовательных учреждений. –М. Просвещение, 2013

  4. Ресурсы интернет

  5. Стихова А.М., Мотрук Т.В., Чернобельская Г.М. Смотр знаний по химии. Журнал «Химия в школе» № 2 2002, стр. 34

  6. Хачатрян И.Н. Неисчерпаемое море солей. Журнал «Химия в школе» № 1 2001, стр. 20






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!