Цель урока: Выработка умений самостоятельно применять знания об алканах и алкенах в комплексе и применять их в новых условия.
Задачи урока:
- Образовательные:
- актуализировать знания учащихся об алканах и алкенах, о строении молекул и свойствах этих углеводородов;
- продолжить формирование специальных умений (давать названия веществам, выделять изомеры, гомологи, записывать уравнения химических реакций), а так же умений работать во времени и навыков самоконтроля.
- Развивающие:
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать между собой алканы и алкены, обобщать факты, умение излагать мысли в устной речи, а действия сопровождать пояснениями при выполнении упражнений;
- развивать внимание, познавательный интерес учащихся к предмету путем формирования мотивов деятельности и использования разнообразных форм работы (коллективная, индивидуальная, парная).
- Воспитательные:
- продолжать формирование сознательной дисциплины, нравственных отношений в процессе совместной деятельности, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Форма проведения: урок-игра.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Предельные углеводороды"»
Цель урока: Выработка умений самостоятельно применять знания об алканах и алкенах в комплексе и применять их в новых условия.
Задачи урока:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся об алканах и алкенах, о строении молекул и свойствах этих углеводородов;
продолжить формирование специальных умений (давать названия веществам, выделять изомеры, гомологи, записывать уравнения химических реакций), а так же умений работать во времени и навыков самоконтроля.
Развивающие:
развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать между собой алканы и алкены, обобщать факты, умение излагать мысли в устной речи, а действия сопровождать пояснениями при выполнении упражнений;
развивать внимание, познавательный интерес учащихся к предмету путем формирования мотивов деятельности и использования разнообразных форм работы (коллективная, индивидуальная, парная).
Воспитательные:
продолжать формирование сознательной дисциплины, нравственных отношений в процессе совместной деятельности, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Форма проведения: урок-игра.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Оборудование:
ХОД УРОКА
(Приложение 3)
I. Организация начала урока
Задача этапа: подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие организация внимания – 2 минуты.
II. Актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Любой человек, невзирая на возраст любит путешествовать. Вот и я Вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе. Я – «капитан», Вы – пассажиры. Нам нужен штурман, который будет моим помощником. Его мы можем выбрать по количеству жетонов за отгаданный кроссворд. Сегодня вместо тетрадей вы будете работать с «судовым журналом», который у Вас на столах. (Приложение 2). Итак, начинаем: 1. Процесс выравнивания S и P электронных облаков 2. Гомолог метана, формула которого C4H10 3. Основной компонент болотного газа 4. Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп CH2 5. Вещество получаемое в процессе дегидратации этилового спирта 6. Частица несущая один не спаренный электрон 7. Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение 8. Ученый, который получил этан из галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием: | Коллективная работа с классом. Отгадывают кроссворд (Приложение 1) |
По итогам кроссворда назначается Штурман.
Учитель ставит перед штурманом задачу: следить за курсом, за правильные ответы учащимся выдавать жетоны.
Учитель: Штурман, что у нас по курсу? Чтобы выйти из бухты необходимо ответить на вопросы. | Штурман: Бухта основных понятий. Как нам выйти из бухты? |
Вопросы задает учитель. Фронтальный опрос. | Штурман следит за ответами и раздает жетоны |
1. Что изучает органическая химия? (Соединения углерода и их превращения) 2. Каких веществ больше органических или неорганических? (Органических, так как атомы углерода могут соединяться в цепи, и образовывать изомеры) 3. Наш атомоход называется «Бутлеров». Какой вклад внес Бутлеров в развитие органической химии? – Создал теорию химического строения органических веществ – Синтезировал сахаристое вещество – Открыл реакцию полимеризащии 4. Перечислите основные положения теории. – Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, они соединены друг с другом в определенной последовательности согласно их валентности; – Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов, от порядка их взаимного влияния – По строению молекулы можно предвидеть свойства, а по свойствам предсказать строение – Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга 5. Какие вещества называются изомеры? Учитель: Ответив на вопросы, мы двигаемся дальше по курсу: Море классов органических соединений. Какие классы органических соединений вы изучили? | – Алканы, алкены |
III. Подготовка к воспроизведению (обобщение и систематизация)
– Давайте заполним сравнительную таблицу, которая нам понадобится на следующих этапах маршрута (таблица на ватмане на доске).
Штурман следит за работой класса.
Ученики работают с таблицей которая на столе у каждого.
IV. Применение обобщенных знаний, умений и навыков
– Мы наткнулись на рифы формул. В судовых журналах у вас есть задание I, прочитайте его, выполняйте используя общую формулу алканов и алкенов. Первые 3 пары, которые выполнят быстрее получают жетоны. Выполнение II-го задания (на определение изомеров). Вывод: Итак, мы подтвердили, что у алкенов изомеров больше, чем у алканов, это связано со строением. | (работа парная) (работа парная) |
V. Контроль и самоконтроль
Мы подходим к последнему этапу маршрута. Мы выяснили, что алканы и алкены отличаются не только по строению, но и по свойствам. Перед вами стоит задача: Написать уравнение реакций при помощи которых можно осуществить следующие превращения. | Штурман: Залив химических уравнений |
| Cамостоятельная работа (индивидуальная) (первые 3-е учащихся оцениваются) |
– Итак, мы подошли в конечный пункт нашего путешествия – порт. Сегодня мы повторили закрепили и обобщили знания по алканам и алкенам. |
Оценка деятельности учащихся учителем. Выставление оценок. Вывод по уроку.
Информация о домашнем задании стр. 60 № 22 (то, чем мы занимались на уроке, сравнение свойств алканов и алкенов).