Тема урока: «Растворы. Растворение как физика – химический процесс»
Цель: создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учеников по теме «Растворы. Растворение как физика – химический процесс».
Задачи:
Образовательные: ввести понятия растворов, гидратов, разобрать типы растворов, классификацию растворов, факторы, влияющие на растворение веществ; основные положения физической, химической и современной теории растворов.
Развивающие: развивать умения и навыки мыслительной деятельности (умения обобщать, сравнивать, анализировать), обще учебные умения и навыки (формирование самостоятельной и познавательной деятельности учащихся);
Воспитательные:воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Оборудование: презентация, таблица растворимости веществ, раздаточный материал, химическое оборудование (химические стаканы с водой, стеклянная палочка, хлорид натрия, медный купорос, оксид меди, оксид кальция, цинк гранулированный, соляная кислота, спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробирко-держатель).
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.
Методы: постановка проблемного вопроса, частично-поисковые, практические, наглядные.
Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, обще групповая.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
Мотивация учащихся.
Урок начинается с демонстрации стакана с водой и показа лабораторного опыта. Растворение поваренной соли в воде.
ТБ. Опыт 1: хлорид натрия, вода.
Далее звучит вопрос группе: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
( Растворы. Растворение как физика – химический процесс). (слайд 3)
Запись темы в тетради и демонстрация на слайде темы « Растворы. Растворение как физика – химический процесс».
Формулируют цель урока: изучить физика – химические процессы растворения, растворения веществ в воде, зависимость растворения от факторов температуры, природы вещества и давления, познакомиться с понятием кристаллогидраты. (слайд 4)
Актуализация знаний и умений учащихся.
Вопрос группе: Какие сведения о воде и растворах были известны вам до сегодняшнего урока? (слайд 5)
На столах лежит раздаточный материал со словами Антуана де Сент-Экзюпери: (слайд 6)
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты – сама жизнь.
Вопрос группе: что означают эти слова?
«Значение воды для жизни человека» (сообщение учащихся) звучит музыка. (слайд 7)
Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Сложные физико-химические процессы, протекающие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке.
Растворение – это физико – химический процесс, а растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов.
Гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. (слайд 7)
Студенты записывают определения в тетрадь со слайда
Растворимость веществ. Типы растворов.
От чего зависит растворение веществ? (слайд 8)
Вспоминаем инструктаж по ТБ. Далее идет демонстрация опытов:
Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.
1) от природы веществ. - хорошо растворимые;
- малорастворимые;
-практически нерастворимые (слайд9 )
Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите примерырастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).
Опыт 3: растворение сахара в горячей и холодной воде.
2) от температуры ( слайд 10).
После демонстрации опытов студенты должны самостоятельно ответить на вопрос, поставленный ранее. (слайд 11).
Классификация растворов:
(слайд 12)
На слайде показаны схемы классификации растворов. На примере опытов студентам ставится задача найти отличия между растворами.
Опыт 4: сульфат меди, химический стакан с водой.
Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.
Разбавленный раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества. (слайд 13). Работа с определениями.
(слайд 14)
Студентам предлагается по изображению на презентации определить типы растворов. (слайд 15, 16)
Демонстрация опыта 5 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. Студенты сами дают определения видам растворов.
Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.
Пересыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях. (слайд17)
Кристалогидраты – это твердые соли в состав которых входит вода. Виды кристало гидратов. (слайд 18, 19)
Сообщение «Кристаллогидрат медный купорос». (слайд 20). Демонстрация медного купороса.
Закрепление изученного материала. (слайд 21)
СТ 153, №4 (слайд 22)
Тест по теме Растворы .
1а, 2б, 3в, 4а,5в . (слайд 23,24)
Домашнее задание: 30
На 5 – 6 – № 2 ст 149
7-8 – №3 - 5ст 149
9-10- № 6, 7 ст 149. (слайд 25)
Рефлексия: (слайд 26 )
Что вы считаете для себя главным на уроке?
Каких поставленных цель, мы достигли на уроке?
Какие вопросы остались еще не изученными до конца?
Сегодня урок химии: легкий – трудный; интересный – скучный; полезный – ненужный?
Я ученик: старательный – ленивый; внимательный – невнимательный; урок усвоил – не усвоил.
Я запомнил....
узнал...
повторил...
удивился ...
Приложение 1
Роль воды в природе
Роль воды очень велика. Она является универсальным растворителем, обеспечивает приток и удаление веществ из клеток. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, хотя распределена неравномерно. Вода служит для движения жизненной энергии в нашем организме. При помощи этой энергии мы и живём. Эта энергия в воде и есть сама «жизнь».
Она составляет большую часть любых организмов, как растительных, так и животных. Потери 10-20% воды живыми организмами к их гибели. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды. ( учащийся - 1)
Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ. ( учащийся - 2)
В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены газы и соли, находятся твердые взвешенные частички. Кроме природных примесей на качество воды оказывают влияние условия формирования поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ – загрязнителей, ухудшающих качество воды. Нарушая экологическое состояние окружающей природной среды, а этот вопрос волнует каждого из нас. (учащийся - 3)
Приложение 2
Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.
1) от природы веществ. - хорошо растворимые, соль растворяют в воде.
- малорастворимые; кусочек мела растворяют в воде.
-практически нерастворимые, железный гвоздик растворяют в воде. (слайд9 )
Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите примерырастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).
Опыт 3: растворение сахара в воде с различной температурай.
Сахар растворяют в холодной воде , затем в горячей.
2) от температуры ( слайд 10).
Опыт 4: сульфат меди, химический стакан с водой. Сначала растворяют сульфат меди 1 ложку в стакане воды, затем 4 ложки сульфата меди в стакане воды.
Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.
Разбавленный раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества. (слайд 13).
Опыта 5 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. 3 стакана, в 1 стакан сыпим 1 ч.л соли, во второй стакан 2 ч.л соли и нагреваем раство видем что соль растворяется, в 3 стакан сыпим 5 ч.л. соли нагреваем, соль не растворяется.
Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.
Пересыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.
Приложение 3
Применение кристаллогидратов
Кристаллогидраты имеют широкое применение в народном хозяйстве. Медный купорос применяют как протраву при крашении тканей для консервирования древесины, протравливания семян. В медицине разбавленный раствор медного купороса применяют как антисептическое и вяжущее средство, малые дозы медного купороса назначают иногда при анемии для усиления кроветворения.
Алюмокалиевые квасцы обладают противовоспалительным дезинфицирующим и обволакивающим свойствами. Имеют широкое применение в медицине. Также используется такое свойство алюмокалиевых квасцов как их губительное воздействие на болезнетворные бактерии, а также способность оказывать подсушивающий и вяжущий эффект. Так, минеральный порошок, который можно купить в любой аптеке, поможет в случае наружного кровотечения.
Алюмокалиевые квасцы применяются в производстве антиперспирантов. Кристаллогидраты сульфата кальция используются в медицине и строительстве. Приготовление многих растворов в лаборатории связано с растворением кристаллогидратов. На принципе получение декагидрата сульфата натрия основано «осушение» органических веществ от воды. Сфер применения кристаллогидратов очень много.
Приложение 4
Выполните тест по теме Растворы
1.Выберите истинный раствор:
а) вода и сахар
б) песок и мел
в) вода и песок
2. Выберите правильное утверждение относительно записи CuSO4 x 5H2O:
а) запись означает, что безводный купрум сульфат не растворяется в воде
б) запись означает, что на одну молекулу купрум сульфата приходится пять молекул воды
в) запись означает, что медный купорос – это раствор купрум сульфата в воде
3. Вычислите массу натрий гидроксиду, необходимого для нейтрализации 126 г раствора нитратной кислоты с массовой долей кислоты в растворе 10%:
а) 80 г
б)18 г
в) 8 г
4. Растворение, какого вещества в воде сопровождается выделением теплоты:
а) серной кислоты
б) аммиачной селитры
в) нитрата серебра
5. Вычислите массовую долю вещества в 200 г раствора, образованного при растворении 40 г соли в воде:
а) 5%
б) 10%
в) 20%