Тема «Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя»
Тип урока: урок-исследование
Цели урока:
Помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.
Сформулировать у обучающихся представление о главном герое
Создать условия для развития положительной мотивацию к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах.
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Формулируемые УУД:
Личностные: уважительное отношение к родному языку через изучение произведения, самооценка на основе наблюдений за собственной речью
Регулятивные: умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, способность определять цели
Познавательные: формирование умений исследовать, отбирать информацию, структурировать моделирование логических действий
Коммуникативные: умение создавать тексты ( устные и письменные) с учетом ситуации общения; умение выступать перед аудиторией сверстников и умение работать в группах
Этапы урока.
1.Мотивация:
Проблемное задание
12. Формы работы учащихся: представлены разные модели совместной деятельности:
коллективная, групповая, индивидуальная.
13. Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока.
- Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя
«Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными
чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы
узнали героев поэмы.
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», создание проблемной ситуации.
Викторина «Ба! Знакомые все лица!»
1. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)
2. «Но здоровые и полные щёки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь…» (Ноздрев)
3. «… женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на
шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ..., а
между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов…» (Коробочка)
4. «…он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета…Цвет лица он имел каленый, горячий…» (Собакевич)
5. «Ему случалось видеть немало всякого рода людей, даже таких, каким нам с читателем, может быть, никогда не придется увидать; но такого он ещё не видывал...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его
халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть,
какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)
6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком
тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков)
Сегодня на уроке мы обратимся к образу главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова.
2. Целеполагание: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне:
- Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и
подлеца. Итак, припряжём подлеца!”
И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств
и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же
быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель.
Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не
очень чистых дел…”
- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?
3. Реализация Д/З.
- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося).
В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.
С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская
энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой
формации…”.
М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие
между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.
А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.
В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.
И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений
состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.
В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему
недоступна “блистающая радость жизни”.
Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…» Мы с вами попробуем разобраться,
- Почему критик дал Чичикову такую оценку?
- Подлец ли Чичиков на самом деле?
- В повести Чичиков – мошенник, плут, обманщик. Так ли это?
- А какая это душа: живая или мертвая?
4. Работа с информацией( информационно-аналитическая)
1. Знакомство со значением выражений (слов) «живая», «мёртвая»
( предварительная работа дома)
2. Составление плана, раскрытие образа Чичикова через работу с текстом :
портрет, одежда, манеры.
- Похож ли хитроумный Чичиков на тех, кто обделывает дела?
5.Закрепление нового материала, контроль
1. Работа в группах (заполнение таблицы)
Характеристика | Примеры из текста поэмы «Мёртвые души» |
Биография Чичикова | |
Происхождение | |
Детские годы | |
Наставления отца | |
Учёба в училище | |
Служба | |
Сокровенная мечта | |
Средства раскрытия образа. Деталь – как средство индивидуализации
Характеристики | Примеры из текста поэмы «Мёртвые души» |
Портрет | |
Одежда | |
Говорящая фамилия | |
Имя | |
Сквозные детали | |
2. Ответить на вопросы:
- С чего начинается служба Чичикова? (Служба Павла Ивановича Чичикова, главного героя поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», начинается с поступления на службу чиновником в казённую палату).
- Чего достигает Чичиков на новом попроще чиновника казённой палаты? (На новом поприще в виде начальника казённой палаты Чичиков достигает повышения и переходит на место повытчика, то есть начальника в канцелярии).
- Как Чичиков Павел Иванович работал на таможне? Проанализируйте службу Чичикова. (Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» работал на таможне безупречно — усердно и добросовестно. Его «талант» при обысках на границе (деликатность, особый такт и удивительное чутьё) стал известен высшему начальству, и Чичиков добился практически неограниченной свободы действий в борьбе с контрабандистами. Чичиков не брал взяток и жёстко боролся с ними. Вскоре карьера Чичикова на таможне пошла в гору, он получил не только хорошую должность, но и чин коллежского советника. Однако в сговоре с контрабандистами Чичиков и его напарник заработали огромные деньги. Это принесло отличный доход, но результат был плачевным: Чичиков потерял должность и место в таможне, а деньги были конфискованы).
6. Рефлексия.
Вот, весь на лицо герой наш, каков он и есть. Так кто Чичиков – «живая» душа или «мёртвая»?
7. Домашнее задание (дифференцированное)
Написать сочинение- рассуждение « Есть ли Чичиковы в наши дни?»
Составить кроссворд « отрицательные качества Чичикова
Подготовить пересказ отрывка из повести