Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе»
Класс: 6
Цель: показать нравственные идеалы писателя.
Задачи:
Обучающие: раскрыть иприроду смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;
Развивающие:
-совершенствовать навыки анализа художественного текста,
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся,
лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа; развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.
- воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора
Тип урока: комбинированный
Ход урока: I. Организация начала урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний
Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?
Т.е. подвиг – это яркий героический поступок человека иногда ценой собственной жизни ради свободы, любви, жизни других людей, ради своей земли, Родины.
- А что знаете о Геракле, герое Древнегреческих мифов? (12 подвигов). Обратим внимание, что и имя учителя из рассказа тоже греческое – Харлампий Диогенович, оно словно напоминает нам о древнегреческом философе Диогене.
- Какое имя в названии рассказа вам уже знакомо? Напомните нам, кто такой Геракл и какие подвиги он совершил.
Индивидуальные сообщения о Геракле.
- Итак, чем же необычно название рассказа Ф.Искандера?
Попытаемся выяснить, кого называет писатель именем легендарного героя и и что за подвиг он совершил.
III. Мотивация учебной деятельности.
Эпиграф: «Смешно сказать – великое дело
и большое искусство»
Лебедев А.А.
Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным».
- Как вы понимаете эту фразу? (Это значит,что читать будет весело,но речь пойдёт о серьёзных вещах).
Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов на стр.280. Найдём определение слова юмор, прочитаем его.
IV. Изучение нового материала:
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ( попутное составление кластера)
- Что еще в рассказе связано с Грецией?
( Пифагор – древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество – Диогенович – напоминает о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа).
- Перечитайте в учебнике слова самого Ф.Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Как можно связать их с этим рассказом?
(Искандер с юмором пишет о серьезных вещах, и это делает поднимаемые проблемы еще более серьезными)
- От чьего лица ведется повествование?
(От лица пятиклассника)
- Рассказом о каком герое начинается повествование? Что мы узнаем о Харлампии Диогеновиче? Как он добивался образцовой дисциплины на уроках? Что было главным оружием учителя?
Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов».
IV. Анализ текста
1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.
2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.
-
Вы узнали эти строчки?
-
Возвращаемся к нашему тексту.
-
Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
-
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.
-
Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
-
К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)
-
Смог избежать герой наказания? (Нет.)
-
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
2. Прочитаем по ролям эпизод финальной сцены у доски.
Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:
Состояние главного героя | Реакция класса |
-
В воздухе запахло какой-то опасностью. -
Захлопнулся маленький капканчик. -
Сердце моё с размаху влепилось в спину. -
Голос мой подымается прямо из живота. -
Казнь -
От ужаса и отвращения. Звонок – погребальный колокол. Какой троп помогает ярче описать состояние героя? Троп этот – метафора. Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю. | -
Смотрел на меня и ждал -
Ждал, что я буду проваливаться -
Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее -
Сдерживал хихиканья -
Смеялся -
Хохотал Обратите внимание на подчёркнутые слова. Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее. Автор использует градацию. |
Вывод:
Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
5. Прослушивание аудиозаписи:
(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось.
Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами
никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)
Ответы учащихся.
(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)
- Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
-
Запишите ассоциативный ряд (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
-
Обратите внимание на имя учителя.
-
Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).
-
Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа? Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)
-
Чего боялся главный герой рассказа? На что он был готов? Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?
-
Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией. (Название рассказа, Пифагор, греческое происхождение учителя, его отчество, напоминающее о древнегреческом философе Диогене).
-
В чем состоит «философский» смысл рассуждений о школьных математиках? (Старую школьную шутку рассказчик воспринимает совершенно серьезно, что делает ее еще более смешной).
-
Стадион «мешал педагогическому процессу». Как рассказчик выражает невозможность для детей сбежать на стадион с урока математики? (Смешным примером: «Это было все равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу»).
-
Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).
-
Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства. Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным». «Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи»).
-
Какой случай вспоминает рассказчик? (Пересказать эпизод с прививками, связанный с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание).
-
Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).
-
Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». («Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым).
-
Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).
-
Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»? (Нет, автор иронизирует).
-
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем
V. Рефлексия.
- Как повлиял этот случай на героя?
Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» Кроме того, это натолкнуло его на философские размышления о природе смеха. Стр 186
- Какие чувства испытывает герой к учителю после случившегося?
Он благодарен учителю за то, что он «смехом закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»
- Вернемся к названию рассказа. Какую роль оно играет?
Заинтриговывает читателя и делает смешным тот поступок, о котором идет речь далее.
_ В чем состоит главная идея рассказа?
Смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.
VI. Информация о домашнем задании:
1) вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем;
2) подготовить пересказ юмористических фрагментов рассказа (от третьего лица).
5