Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Цели: расширить знания о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; читать и анализировать сказку «Русалочка»; учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их, характеризовать героев, анализировать их поступки; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, портрет Г.Х. Андерсена, видеозапись мультфильма по сказке «Русалочка».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— На какие части вы поделили прочитанный отрывок?
Сегодня мы не будем их перечитывать. Вы будете называть слова, которыми они заканчиваются. Итак, мы приступаем к анализу четвертой части.
Примерный план деления отрывка на части
IVчасть. Принц спасен
От слов «К утру буря стихла» на с. 172 до слов «Вскоре к утесу подошла молодая девушка» на с. 173.
V часть. Тоска русалочки.
До слов «Наконец она не выдержала и рассказала обо всем одной из сестер» на с. 174.
VI часть. Наблюдение за принцем.
До слов «Все больше и больше начинала русалочка любить людей...» на с. 176.
VII часть. Какая она — человеческая жизнь?
До слов «Вот было великолепие, какого не увидишь на земле!» нас. 177.
VIII часть. Морской бал во дворце.
До слов «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма» на с. 178.
— Я вам даю время на подготовку пересказа текста по этим пунктам плана.
(Ученики по одному пересказывают каждую часть.)
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
(Чтение сказки до слов «Русалочку нарядили в шелк и муслин, и она стала первой красавицей при дворе...» на с. 184.)
— Почему русалочка отправилась к ведьме?
— Найдите описание жилища ведьмы.
— Что чувствовала русалочка, когда была там?
— Хотелось ли ей вернуться назад?
— Почему она не сделала этого?
— О чем просила русалочка ведьму?
— Чем заплатила за это?
— Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?
V. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VI. Подведение итогов урока
— Что особенно вас тронуло при чтении? Какой эпизод сказки показался самым ярким?
Домашнее задание
Перечитать отрывок, поделить на части, озаглавить их; проиллюстрировать понравившуюся часть.