Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс.
Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Цели: расширить знания о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; читать и анализировать сказку «Русалочка»; учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их, характеризовать героев, анализировать их поступки; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, портрет Г.Х. Андерсена, видеозапись мультфильма по сказке «Русалочка».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— На какие маленькие части вы разделили отрывок, который мы прочитали?
Примерный план деления отрывка на части
IX часть. Дорога к ведьме.
До слов «Но вот она очутилась на скользкой лесной поляне, где кувыркались, показывая противное желтоватое брюхо, большие, жирные водяные ужи» на с. 179.
X часть. Разговор с ведьмой.
До слов «— Хорошо! — сказала русалочка, и ведьма поставила на огонь котел, чтобы сварить питье» на с. 181.
XI часть. Принятое решение.
До слов «Вот и отцовский дворец...» на с. 182.
XII часть. Превратилась в человека.
До слов «Русалочку нарядили в шелк и муслин...» на с. 183.
— Кратко перескажите отрывок по получившимся пунктам плана.
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
(Чтение учащимися сказки до конца.)
— Что вы испытывали при чтении?
— Надеялись ли вы на хороший конец?
— Как принц называл русалочку?
— Любил ли он ее, как вы думаете? (Он любил ее как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к русалочке все больше и больше.)
— Мог ли принц жениться на русалочке? Почему? {Он об этом даже не думал. Он искал девушку, которая спасла ему жизнь.)
— Для чего принц поехал в соседнее королевство?
— Прочитайте о том, как русалочка увидела принцессу.
- Как поступила русалочка, когда принц сообщил ей о своей женитьбе?
- Кто и как попытался ее спасти? (Ее сестры. Они пожертвовали своими волосами.)
- Почему русалочка не использовала этот шанс спастись?
- Правильно ли она поступила?
- Составьте небольшой рассказ о ней.
V. Рефлексия
- Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VI. Подведение итогов урока
- Как закончилась сказка? Что придумал Г.Х. Андерсен?
- Какой момент был для вас самым напряженным?
Домашнее задание
Дочитать сказку, поделить отрывок на части.