СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме: А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме: А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА».»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»











Открытый урок

по литературному чтению в 4 «д» классе

по теме:

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».







Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Дружбинская СОШ»
Абдуллабекеова Марбям Мурадовна






Тип урока: освоение нового материала

Задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.


Психологическая установка.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Релаксация «Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы -птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии. Перед вами дерево.


- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

1)Дыхательная гимнастика.

«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Шумит зимний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.


3) Упражнение для дикции.


Муха - горюха села на ухо.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

II. Проверка домашнего задания


- Посмотрите, какое чудо-дерево вырастилимы.

(На доске дерево с осенними листочками ,на которых написаны фамилии поэтов:Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин)


- Что вы видите?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)


- Какие произведения написаны этими поэтами?


– К какому разделу относятся эти произведения?

(Поэтическая тетрадь)


– К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Ивана Саввича Никитина. Как называется это произведение?

(Автор не дал название произведению, поэтому мы называем его по первой строке)


- С какой целью мы учим стихи наизусть?

(развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)

- Поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение наизусть.

- А теперь от каждой группы один представитель выступит на сцене перед всем классом.

III. Изучение нового материала

-Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. 

 - Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия.
-У вас на партах лежат листочки. 

(МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ)


-Зачеркните только одинаковые слоги.
-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)


Две лапки, клюв и перья.
Есть два крыла и голова,
Это что за невеличка?
Отгадали? Это (Птичка)
- Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

(На экране портретА. Н. Плещеева.)

- Алексей Николаевич Плещеев.

-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

- Это и будет целью нашего урока.

- Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись):

Мы научимся…

Мы будем учиться…

1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.

2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.

3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее

4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

– Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем поэт написал это произведение?


IV. Работа по теме урока
1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева

Учитель.

- Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит
- Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.

Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году. Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Умер Плещеев в 1893году.

1 ученик - Многие стихотворения Плещеева нам знакомы. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою

2 ученик -А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.
Весёлое лето! Всем дорого ты!
В лучах ароматных пестреют цветы,
А в рощице пташек звенят голоса,
Их песни хвалою летят в небеса.
3 ученик - Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.


Учитель-И ещё много стихотворений написал А.Н.Плещеев. На основе некоторых его стихов сложили романсы. 
- Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.

Итог:Спасибо, ребята.
2.Первичное восприятие стихотворения
-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».
(Видео ролик)
3.Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку? 
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.
-А теперь немного отдохнём.
V. Физ.минутка

VI. Продолжение работы по теме урока:

  1. Чтение и работа по тексту.

- Откройте учебники на с. 145.

-Прочитайте стихотворение про себя.

Для чего вам нужно прочитать это произведение?

(чтобы понять, глубже прочувствовать)

Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.

2.Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.

- Объясните значение слова «понесёмся».

(двигаться очень быстро, стремительно)



- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»

(весенним солнцем)

Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.

-Подберите синонимы к словам: «детки»

(малыши, ребятки)

-Подберите антоним к слову «звонкий».

(глухой.)

- Почему улетает птичка?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.


- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.


- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?


- Как говорит она об этом, прочитайте.


- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?


- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

- Прочитайте, передав это настроение.

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)


Сейчас поработаем в парах.

Работа с текстом

  • 1группа:Как автор называет детей? А птицу?

  • О чем просят дети?

  • 2 группа:Как рано улетают птицы? Докажите текстом.

  • Как описывается юг. Расскажите.

-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.

- Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.

(выразительного чтения по ролям)

-Дайте оценку актерам.

-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

3. Закрепление учебного материала.

- Проанализируем прочитанное вами произведение.

Учитель: Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

Дети: Олицетворение.

Учитель: А что это за приём?

Работа со словарем.

Дети: Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте их.

Дети: (читают.)


-Положите перед собой лист. Выполните тест. 2 минуты.

1. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

1) об А.М.Плещееве 3)о Н.А. Некрасове

2) об И.С. Никитине 4) об А.А. Фете



2.Какое стихотворение написалА.Н.Плещеев?

1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»

4) «Где сладкий шёпот...»

3. Определи жанр произведения А.Н.Плещеев«Дети и птичка». Отметь ответ.

1) сказка

2) рассказ

3) стихотворение

4 . Отгадайте загадку  и  укажите стихотворение, в котором об этом  говорится.

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

 За морем бывала.


1) А.Н.Плещеев «Дети  и  птичка…»    2) А.А.Фет  «Бабочка»    

 3) И.А.Бунин «Листопад»        4) Е.А.Баратынский  «Где  сладкий  шёпот»

Обменяйтесь, проверьте друг друга и поставьте отметку. Сдайте мне работы.

- С какой целью поэт написал это произведение?

- Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорили ваши выступления на сегодняшнем уроке.


4. Рефлексия.

На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

- На обратной стороне напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Прикрепите их к дереву.

Выставление отметок.

5. Домашнее задание:

1. стр. 145, наизусть;

2. нарисовать иллюстрацию к тесту.