Зинаида Александрова (1907-1983) советская поэтесса, родилась в Петербурге в семье учителя. Она была единственным ребенком в семье. Маленькая Зина рано начала читать. Ее семья часто выезжала на дачу, где девочка любовалась красотой деревенской природы, поэтому в ее творчестве очень много стихотворений, в которых она описывает природу, восхищается ею. - И вот обладая писательским мастерством Александрова написала стихотворение «Снежок». 1. Первичное восприятие текста. - Как вы считаете, как нужно читать это стихотворение? (Медленно, не спеша, тихо) - Послушайте это произведение. И ответьте на вопрос: какое настроение вызвало у вас это произведение? (весёлое, радостное) (учитель читает наизусть стихотворение). 2. Работа над стихотворением: - Откройте стр. 19 прочитайте автора, название этого произведения. Прочитайте его вполголоса сами. -Как можно доказать, что это стихотворение? (рифма) - Чтобы продолжить нашу работу, давайте отдохнем. Физминутка Давайте на минутку превратимся в снежинок. Встаньте. 1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать! 3.Игра в рифмы. -Скажите, что такое рифма? (Слова похожие по звучанию) -Попробуем найти рифмы в стихотворении. Кружится - лужицы Бело - стекло Зяблики – яблоки Посмотри – снегири Лыжами – рыжая Сух – мух. 4. Чтение стихотворения учащимися. (1 ученик выразительно читает) - Сколько смысловых частей выделяет автор в этом стихотворении? ( 3) -Прочитаем 1 часть. (Читает ребёнок) -Какие изменения в природе описывает автор с приходом зимы? (Какими стали улицы? А почему?) -Прочитайте строки, в которых автор описывает снежок. -Как вы понимаете смысл выражения СНЕЖОК ПОРХАЕТ. -Значение этого слова мы узнаем из толкового словаря Владимира Ивановича Даля. Нам прочитает Даша со слайда: «Порхать»- это перелетать, летать недалеко; взлетая, вскоре падать или садиться; летать с места на место. -С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте. (со стеклом) -Какой прием использовал автор здесь? (сравнение.) -Давайте прочитаем 2 часть стихотворения. (Читает ребёнок). -Чему удивляется З.Александрова? (где летом пели зяблики,… сегодня- снегири) -Вот эта птица зяблик на экране. Зяблик – певчая птичка из семейства воробьиных. - Зима, действительно, волшебница. Это время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но иногда и в ее пейзаже появляются яркие краски. - Какие яркие краски встретились в стихотворении? -С чем сравнивает автор снегирей? (розовые яблоки). - Как называется такой прием в литературе? СРАВНЕНИЕ. -Да, посмотрите, как точно уловила сходство З.Александрова. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко. (На экране яблочко). - Давайте прочитаем 3 часть. С чем автор сравнивает снежок?( мел, белые мухи.) - О каких «белых мухах» идет речь? Что общего между «белыми мухами» и снежинками? * Словесное рисование _ Какие картины зимней природы можно нарисовать к этому стихотворению, кроме той, которая у вас в учебнике? Знакомство со стихотворением «На коньках» -Зимой мы можем кататься не только на лыжах, но и на коньках. И сейчас мы с вами прочитаем еще одно стихотворение, оно так и называется «На коньках» и написал его Саша Черный. Поэт Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя. - Сядьте поудобнее, и послушайте стихотворение «На коньках» в исполнении Сергея Бехтерева. -Как мы будем читать это стихотворение? (Весело, бодро, энергично) - Вы чувствуете невольные движения рук и ног, как будто мы едем на коньках? От чего возникло это ощущение? (От того , что поэт использует на протяжении всего стихотворения слова раз-два, передающие ритмичные движения рук и ног как при катании на коньках). - Чтобы красиво прочитать это стихотворение, подготовимся и выполним два задания в рамке на с.20. Читай внимательно!!! СКОЛЬКО-СКОЛЬЗКО Читай слитно!!!!! ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ КУВЫРКНУЛСЯ Чтение стихотворения в полголоса всем классом. - Каким вы представляете героя? (веселым, радостным) -С кем сравнивает себя герой? (с ветром) –прием сравнения - Как названы ноги бегуна? (веселые ножки). - Давайте также весело, радостно прочитаем это стихотворение. Чтение стихотворения учащимися. Сравнение стихотворений - Подошёл к концу наш урок. Мы прочитали два стихотворения. - Что их объединяет? А настроение в этом стихотворение, такое же как в предыдущем? Стихотворение «Снежок» - веселое, радостное. А в стихотворение «На коньках», кроме веселья и радости присутствует бодрость. - Закончите предложения… - Поднимите руки, кто любит зиму. А за что вы ее любите? (За новогодние праздники, за подарки, за катание на санках, на коньках, на лыжах, за игры в снежки). - Действительно скоро Новый год и я хочу подарить вам вот такую елочку за вашу работу на уроке и она вам будет напоминать о предстоящем празднике. У вас на партах лежат снежинки. Если вам на уроке было интересно, прикрепите свою снежинку над елочкой. Устроим снегопад на доске. А если нет, возьмите ее с собой. Ребята, домашнее задание вы выберите себе сами. Выразительно прочитать стихотворение. 2. Выучить стихотворение наизусть. |