СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК "Гармония". Тема: Саша Черный "На коньках", З.Александрова "Снежок".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению»

Технологическая карта урока по литературному чтению

З.А.Александрова «Снежок», С.Черный «На коньках».

Цели урока: 

1. Образовательные:

– познакомить учащихся с произведениями З.А.Александровой «Снежок», С.Черного «На коньках».
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;

2. Воспитательные:

– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;

3. Развивающие:

– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;

Название этапа занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наглядность

1

Организационный момент


Слайд 1

2

Мотивационный момент

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем нам удачи,

И успешности в придачу!


Подготовка к работе


Слайд 2


3.

Актуализация знаний
































Региональный компонент





Проверка д/з




Тема, цели


На уроках литературы мы знакомимся с творчеством замечательных писателей и поэтов. Фамилии некоторых поэтов, с творчеством которых вы уже познакомились, можете увидеть на доске. Давайте соединим автора и название его произведения.

Есенин С.А.

Береза

Пришвин М.М

Деревья в лесу

Никитин И.С

«Весело сияет…»

Пушкин А.С.

Зимний вечер

Блок А.А Ветхая избушка

Суриков И.З Детство

- Чтобы узнать, что объединяет все эти произведения, вам нужно отгадать загадку.

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима)

- Я думаю вы уже догадались, о чем мы будем говорит сегодня на уроке? (о зиме)



- Как называется раздел, в котором помещены все данные произведения? («Снег летает и сверкает…»)

- Ребята, мы не просто так начали раньше изучать раздел о зиме. Ведь наша зима, она совсем не такая как в Сибири, на Севере. И чтобы зимушка-зима на нас не обиделась, за то, что мы о ней мало знаем, сегодня она будет главным героем нашего урока. Очень много красивых строк мы уже прочитали о зиме. Давайте вспомним некоторые из них, прочитав наизусть отрывок из домашнего стихотворения «Детство».

Чтение наизусть 4-х строф стихотворения И.З.Сурикова «Детство».

  • Оценивание


- Сегодня мы продолжим работать в разделе «Снег летает и сверкает…» и вы познакомитесь с произведениями З.А.Александровой «Снежок», С.Черного «На коньках».

-Вы можете предположить о чем они? -Как вы это поняли?

- Какие цели поставим перед собой на урок?

1. Познакомиться с биографией авторов.

2. Прочитать стихотворения о зиме.

3. Сравнить эти два стихотворения.




Работа у доски













Отгадывают загадку.



























Читают стих-е (3 человека)













карточки












Слайд 3





























Слайд 4





Слайд 5

4





























































































































































5







6













7















Основная часть





























Работа со стихотворением





Игра «Рифмы»














Работа над новым словом





















































































Итог урока







Рефлексия













Домашняя работа



Зинаида Александрова (1907-1983) советская поэтесса, родилась в Петербурге в семье учителя. Она была единственным ребенком в семье. Маленькая Зина рано начала читать. Ее семья часто выезжала на дачу, где девочка любовалась красотой деревенской природы, поэтому в ее творчестве очень много стихотворений, в которых она описывает природу, восхищается ею. - И вот обладая писательским мастерством Александрова написала стихотворение «Снежок».

1. Первичное восприятие текста.

- Как вы считаете, как нужно читать это стихотворение? (Медленно, не спеша, тихо)

- Послушайте это произведение. И ответьте на вопрос: какое настроение вызвало у вас это произведение? (весёлое, радостное)


(учитель читает наизусть стихотворение).

2. Работа над стихотворением:

- Откройте стр. 19 прочитайте автора, название этого произведения. Прочитайте его вполголоса сами.

-Как можно доказать, что это стихотворение? (рифма)


- Чтобы продолжить нашу работу, давайте отдохнем.

Физминутка


Давайте на минутку превратимся в снежинок. Встаньте.

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!

Валенки наденем, шапку,

Шарф завязан?

Всё в порядке!

Раз – присесть,

Два – наклониться,

Три – снежок лепи,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!


3.Игра в рифмы.

-Скажите, что такое рифма? (Слова похожие по звучанию)

-Попробуем найти рифмы в стихотворении.

Кружится - лужицы

Бело - стекло

Зяблики – яблоки

Посмотри – снегири

Лыжами – рыжая

Сух – мух.

4. Чтение стихотворения учащимися. (1 ученик выразительно читает)

- Сколько смысловых частей выделяет автор в этом стихотворении? ( 3)

-Прочитаем 1 часть. (Читает ребёнок)

-Какие изменения в природе описывает автор с приходом зимы? (Какими стали улицы? А почему?)

-Прочитайте строки, в которых автор описывает снежок.

-Как вы понимаете смысл выражения СНЕЖОК ПОРХАЕТ.

-Значение этого слова мы узнаем из толкового словаря Владимира Ивановича Даля. Нам прочитает Даша со слайда: «Порхать»- это перелетать, летать недалеко; взлетая, вскоре падать или садиться; летать с места на место.

-С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте. (со стеклом)

-Какой прием использовал автор здесь? (сравнение.)


-Давайте прочитаем 2 часть стихотворения. (Читает ребёнок).

-Чему удивляется З.Александрова? (где летом пели зяблики,… сегодня- снегири)

-Вот эта птица зяблик на экране. Зяблик – певчая птичка из семейства воробьиных.

- Зима, действительно, волшебница. Это время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но иногда и в ее пейзаже появляются яркие краски.

- Какие яркие краски встретились в стихотворении?

-С чем сравнивает автор снегирей? (розовые яблоки).

- Как называется такой прием в литературе? СРАВНЕНИЕ.

-Да, посмотрите, как точно уловила сходство З.Александрова.

Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко. (На экране яблочко).


- Давайте прочитаем 3 часть. С чем автор сравнивает снежок?( мел, белые мухи.)

- О каких «белых мухах» идет речь? Что общего между «белыми мухами» и снежинками?


* Словесное рисование

_ Какие картины зимней природы можно нарисовать к этому стихотворению, кроме той, которая у вас в учебнике?


Знакомство со стихотворением «На коньках»


-Зимой мы можем кататься не только на лыжах, но и на коньках.

И сейчас мы с вами прочитаем еще одно стихотворение, оно так и называется «На коньках» и написал его Саша Черный.

Поэт Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

- Сядьте поудобнее, и послушайте стихотворение «На коньках» в исполнении Сергея Бехтерева.

-Как мы будем читать это стихотворение? (Весело, бодро, энергично)

- Вы чувствуете невольные движения рук и ног, как будто мы едем на коньках? От чего возникло это ощущение? (От того , что поэт использует на протяжении всего стихотворения слова раз-два, передающие ритмичные движения рук и ног как при катании на коньках).

- Чтобы красиво прочитать это стихотворение, подготовимся и выполним два задания в рамке на с.20.

Читай внимательно!!!

СКОЛЬКО-СКОЛЬЗКО

Читай слитно!!!!!

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ

КУВЫРКНУЛСЯ

  • Зарядка для глаз



Чтение стихотворения в полголоса всем классом.


- Каким вы представляете героя? (веселым, радостным)

-С кем сравнивает себя герой? (с ветром) –прием сравнения

- Как названы ноги бегуна? (веселые ножки).

- Давайте также весело, радостно прочитаем это стихотворение.

Чтение стихотворения учащимися.



Сравнение стихотворений

- Подошёл к концу наш урок. Мы прочитали два стихотворения.

- Что их объединяет? А настроение в этом стихотворение, такое же как в предыдущем? Стихотворение «Снежок» - веселое, радостное. А в стихотворение «На коньках», кроме веселья и радости присутствует бодрость.

- Закончите предложения…

- Поднимите руки, кто любит зиму. А за что вы ее любите? (За новогодние праздники, за подарки, за катание на санках, на коньках, на лыжах, за игры в снежки). 

- Действительно скоро Новый год и я хочу подарить вам вот такую елочку за вашу работу на уроке и она вам будет напоминать о предстоящем празднике. У вас на партах лежат снежинки. Если вам на уроке было интересно, прикрепите свою снежинку над елочкой. Устроим снегопад на доске. А если нет, возьмите ее с собой.


Ребята, домашнее задание вы выберите себе сами.

  1. Выразительно прочитать стихотворение.

2. Выучить стихотворение наизусть.



Слушают учителя, рассматривают портрет





Предполагают о темпе чтения






Чтение стих-я




















Работа в группах (3 группы)


Находят рифмы в стихотворении





Чтение стих-я учеником
















Слушают учителя





Ответы на вопрос.




Ответы на вопросы



Словами рисуют картины







Слушают учителя, рассматривают портрет автора










Прослушивают стихотворение






Работа по учебнику







Выполняют зарядку


Индивидуальное, «Жужжащие» чтение.



Читают вслух





Сравнивают два стихотворения.









Оценивание своей работы, прикрепление снежинок


Слайд 6, портрет поэтессы






















Слайд 7

















Слайд 8 с рифмами











Слайд 9









Слайд 10





Слайд 10





Слайд 11

















Слайд 12













Слайд 13

















Слайд 14























Елочка, снежинки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!