СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. Устное народное творчество.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. Устное народное творчество. В техгологической карте представлен ход урока литературного чтения в игровой форме, обучающиеся осуществляют путешествие по жанрам народного творчества, которые представлены в виде станций с разными заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. Устное народное творчество.»

Основные направления процесса обучения чтению

Чтение — особый вид письменной речевой деятельности, позволяющий человеку овладевать всем богатством знаний в мире. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. "Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"[1], — писал В. А. Сухомлинский.

Чтение, с одной стороны, уникальный инструмент приобщения учащихся к художественной и научно-познавательной литературе, с другой — универсальный способ развития их познавательных и речевых способностей, могучее средство личностного развития ребенка (эстетического, нравственного, патриотического). "Умение читать — это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое в младших классах можно сформировать на самом высоком уровне, так как в начальном звене системы образования созданы для этого специальные педагогические условия"[2].

Умения и навыки чтения в начальной школе формируются не только как важнейший вид речевой и мыслительной деятельности учащихся, как средство их саморазвития и самовоспитания, но и как общеучебное (метапредметное) умение, включающее целый комплекс первичных читательских умений и навыков, которые используются учеником на всех учебных предметах, а также во внешкольной жизни. Именно на такое широкое понимание задач процесса обучения чтению ориентируют учителя начальных классов новые государственные документы в сфере начального образования[3].

Процесс обучения младших школьников чтению идет по нескольким направлениям.

Формирование полноценного навыка чтения младших школьников -одно из главных направлений процесса обучения чтению учащихся начальной школы. Методическая наука в понятии "навык чтения" выделяет несколько сторон: осознанность чтения как ведущее качество навыка чтения; правильность чтения как необходимое условие адекватного понимания читаемого текста; определенная скорость чтения, которая в идеале должна соответствовать темпу разговорной речи; наконец, выразительность чтения как показатель понимания, свидетельствующий также и о том, насколько ученик владеет определенными средствами выразительности речи (интонацией, соответствующей знакам препинания, паузами, логическим и психологическим ударением н др.).

Не менее важным для характеристики процесса обучения младших школьников является способ чтения. Методисты выделяют несколько способов чтения: 1) побуквенное чтение; 2) отрывистое (неуверенное) слоговое чтение; 3) плавное (уверенное) слоговое чтение; 4) плавное слоговое с целостным чтением отдельных слов, иногда такое чтение называют слоговым с переходом на чтение целыми словами; 5) чтение целыми словами[4]. Следует подчеркнуть, что первый способ является непродуктивным: такое чтение следует исправлять, что требует усилий со стороны ребенка, учителя, родителей. Таким способом, как правило, владеют дети, которых обучали чтению в домашних условиях.

В процессе обучения чтению младших школьников выделяют стадии от неуверенного слогового чтения до чтения целыми словами.

Формирование навыков работы с текстом является важным направлением процесса обучения чтению. На это нацеливают Федеральные государственные образовательные стандарты[5]. Учебная хрестоматия для уроков литературного чтения состоит из текстов художественных произведений. В процессе работы над ними на уроках литературного чтения под руководством учителя у учащихся формируется не только навык чтения, но и целый комплекс текстовых умений. Процесс чтения текста — это сложная коммуникативная деятельность, состоящая из восприятия текста (зрительного или слухового), интерпретации (попыток истолкования структурных элементов), наконец, полного понимания, адекватного авторскому замыслу.

Сложный комплекс читательских умений по интерпретации и полному пониманию текста формируется на уроках литературного чтения в ходе восприятия текста, его анализа, а также различных видов пересказа. В процессе обучения чтению учащиеся начальных классов учатся понимать заглавие произведения и адекватно соотносить его с содержанием текста произведения; видеть жанровые и изобразительно-выразительные средства языка литературного произведения. Одним из важных аспектов формирования у младших школьников текстовых навыков является умение давать характеристику литературному персонажу с опорой на найденную о нем в тексте информацию (портрет, характер и причины поступков героя, авторская оценка персонажей и т.д.). Для сбора информации о персонаже учащиеся пользуются различными видами чтения текста: первичное чтение всего текста, выборочное чтение по заданию учителя, самостоятельное выборочное чтение и др. Характеристика героя литературного произведения осуществляется в виде пересказа с предварительной подготовкой: постановка коммуникативной задачи; выделение опорных для пересказа слов в тексте, например описание места и времени события; отбор из текста литературного произведения оценочных слов и выражений о герое; озаглавливание своего рассказа о персонаже и составление плана пересказа. Составленные учащимися тексты о различных персонажах произведения сравниваются как по содержанию (по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру персонажей и т.д.), так и с точки зрения речевого оформления, т.е. исполнения пересказа учащимися.

Литературное развитие учащихся в связи с чтением художественных произведений — еще одно важное направление процесса обучения чтению в начальной школе. Термин "литературное развитие" введен методикой преподавания родного (русского) языка в педагогическую практику в конце XX в. Литературное развитие трактуется методической наукой как сложный процесс качественных изменений у читателя младшего школьного возраста "способности мыслить словесно-художественными образами", сюда же относят развитие собственного литературного творчества учащихся[6] .

Литературное развитие читателя младшего школьного возраста — это двусторонний процесс. С одной стороны, у ребенка происходят закономерные возрастные изменения восприятия и освоения художественного произведения независимо от того, как протекает процесс обучения чтению. Такие изменения основаны на объективных личностных изменениях читателя этого возраста: с возрастом накапливается жизненный и читательский опыт, расширяется культурный кругозор, более совершенными становятся мышление и эмоции, формируется, совершенствуется воссоздающее воображение, развиваются все формы речевой деятельности. В зависимости от этих изменений читатель — младший школьник в разном возрасте по-разному воспринимает и оценивает одно и то же произведение, одну и ту же книгу; его впечатления от чтения книги становятся все более полными, развернутыми, более глубокими и осознанными. С другой стороны, литературное развитие является учебным процессом, характер которого оказывает влияние па развитие младшего школьника.

Существенное влияние на процесс литературного развития учащихся оказывает подбор текстов в хрестоматии: чем добротнее и разнообразнее с содержательной точки зрения тексты в учебнике литературного чтения, чем разнообразнее произведения с точки зрения жанрово-видовой принадлежности, тем успешнее идет процесс развития учащихся. Литературоведческая пропедевтика на уроках чтения также имеет значение в литературном развитии читателя младшего школьного возраста: воспитывается его эстетический вкус, формируется ценностное отношение к произведениям словесного искусства. На уроках литературного чтения учащиеся приобретают навыки анализа художественного произведения, овладевают приемами освоения его содержания, методика применения которых основывается на содержательных и формальных особенностях художественного произведения. Все это способствует более полному (адекватному авторскому замыслу) осознанию содержания художественного произведения. Приобретенные учащимися читательские умения непременно проявляются при самостоятельном чтении. Именно этот критерий — полнота непосредственного восприятия при самостоятельном чтении — является ведущим в определении уровня литературного развития младшего школьника. Продуктивная организация учебного процесса оказывает положительное влияние на процесс литературного развития учащихся.

Формирование читательских умений в области работы с книгой — еще одно важное направление процесса обучения чтению учащихся начальной школы.

Государственные документы в области начального образования нацеливают учителя на то, чтобы в качестве разновидности учебного материала в процессе обучения младших школьников чтению непременно была книга. Книга — это естественный объект образовательного пространства современного ребенка, с которым он будет общаться и после школы. Книга есть источник необходимых человеку знаний, поэтому в современном информационном обществе она должна сопровождать человека всю жизнь. Книга — особый вид искусства, что во многом определяет обучающий и воспитывающий потенциал культурной среды, необходимый для литературного образования младших школьников, формирования их личностных качеств. Чтобы книга вошла в учебное и личное пространство ребенка, необходимо, чтобы он как можно раньше овладел книгой как инструментом для чтения, причем к детской книге как инструменту для чтения младших школьников предъявляются особые требования не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения оформления. Отечественная методическая наука разработала выверенную систему формирования основ читательской самостоятельности младших школьников. Создатель данной системы Н. Н. Светловская открыла законы формирования читателя, предложила научно обоснованные структуры занятий и уроков чтения, на которых учебным материалом выступает детская книга. Ею был разработан универсальный метод обучения — метод чтения-рассматривания. Данная система оснащена дидактическими и научно-методическими материалами, проверенными многолетней практикой.

Только б результате регулярного "размыкания" учебников и постоянного обращения к "живым" детским книгам возможно освоение эстетического уровня восприятия произведений художественной литературы, формирование адекватного возрасту читательского кругозора и воспитание интереса к чтению.

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится сформированное «умение учиться» [4, с.6]. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию «универсальных учебных действий» (УУД), которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.

Виды чтения

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном материале.

Умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из текста.

Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как: коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника; познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;

личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения; регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).

Как правило, в начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое [3]. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Задачей ознакомительного чтения является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: изложить сжато содержание; найти часть текста; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца); найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...; найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию; найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план) и т.д.

Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Целесообразно использовать прием самопостановки вопросов к тексту в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в непонятной информации.

При формировании навыков изучающего чтения учитель, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами. В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения части текста или текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, постановка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление ответов на поставленные вопросы. Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего, это тексты параграфов. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок текста, соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.), прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его, осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста.

Таким образом, процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.

Виды речевых разминок

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

IY.Упражнения для интонации:

Соня Зине принесла малину в корзине.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

Виды творческих работ

I . Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие задания:

· Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

· Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п.

· Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;

· Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.

II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы развивать воображение школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.

· Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.

· Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами;

· Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Именно выразительные средства языка, красоту поэтических выражений должны понимать дети.

· Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

· Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

· Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

· Найдите эпитет и слово, которое он определяет.



IV. Упражнения, направленные на выражение личностного отношения:

Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:

· Какие настроения автора вы почувствовали?

· Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;

· Выразите возникшее у вас чувство;

· Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!