СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  "Устное народное творчество .Обобщение"  2 класс 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению»

Урок литературного чтения во 2 «Б» классе МБОУ «Адамовская СОШ №1 им.Шеменёва М.И.»

Учитель :Петрова И.А.

Оборудование: учебник, раздаточный материал с заданиями ,рефлексивный лист, сигнальные карточки, презентация ,проектор тема-плакат, цели -плакат,  планируемые результаты – плакат, запись- песня «Необычный цветок» ,наглядные картинки


Тема

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».



Цели


Образовательные:

Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи умению отличать один жанр УНТ, от другого, обогащению словаря.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Планируемый результат

Предметные:

Приобщать детей к устному народному творчеству .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).



Основные понятия

Жанры устного народного творчества



Межпредметные связи

Русский язык, литература, музыка.



Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 1;

- выставка сказок ,сочинённых обучающимися



Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. На уроке использую технологию  развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                              

I фаза  ( 5 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 30 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации, на данном уроке : обобщение и систематизация раннее полученных знаний)        

 III фаза ( 10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)



Технология проведения





Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Приёмы

УУД


ВЫЗОВ


Мотивация к учебной деятельности..





Актуализация знаний.Постановка целей ,задач урока

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.






Разгадывают ребус.

Проговаривают тему ,тип урока и называют шаги учебной деятельности.



Объясняют важность планируемых результатов.

День сегодня расчудесный. И урок наш интересный. Потому, что на уроке собрались ученики .Эти дети непростые-любознайки все большие.Им украсить класс цветами на уроке предстоит.Я желаю вам успеха и удачи на пути.


Сегодня на уроке украсим класс необычными цветами.Они из литературной страны,где люди пересказывают,поют,закликают,шутят.Первый цветок –мой (песни).Что можно ещё спеть?

Значит тема урока:УНТ.

Знакомо нам или нет?Значит цель урока: обобщить знания по теме.А что вы хотите хорошо знать в конце урока?








Д евиз урока:знаешь-говори,не знаешь-слушай.

Один говорит,остальные слушают.Задавай вопросы!


Запись песни.






Изображение:уста+люди(народ)+творчество.


Плакат-тема

Плакат –цель

Плакат –планир.результат













«Удивляй»(что же за цветы украсят класс)


Решение ребуса –коллажа


Выделение ключевых слов

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).





Определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. (Регулятивные УУД)

 Извлекать информацию, перерабатывать ее( анализ, сравнение, классификация) (Познавательные УУД)

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать (Коммуникативные УУД)


Проверка домашнего задания

Рассматривают представленные одноклассниками книжки-самоделки с сочинёнными сказками. Вспоминают виды устного народного творчества .Оценивают знания сигнальной картой

Я думаю ,что и второй цветок уже должен быть в вазе .Что дома готовили и видите на выставке? Молодцы .2й цветок-сказки .Согласны?

Выставка книг –самоделок



Создание кластера



Уметь обосновывать мнение  Эмоционально выражать свои эмоции (Личностные УУД)


Осмысление

и обобщение знаний.



Слушают чтение отрывков,высказывают мнение,аргументируют ответы,называют жанры УНТ

Высказывают предположение названия жанра Продолжают вывешивать на доску цветы.

Называют лягушку и её описывают,для дальнейшего составления загадки.(зелёная,толстая) заменяют слова ,близкими по значению: живот-брюшко ,пузо,квакает-поёт;питается-ест мелких насекомых.

Самостоятельно заполняют карточку и зачитывают свои варианты.Оценивают сигнальной картой


Один читает текст ,а вы должны угадать жанр (что это?)

И украшаем :3й-считалки,4й-былины,5й-шутки (прибаутки),6й-небылицы,7й-поговорки (пословицы).

Иногда ,чтобы назвать предмет .Нужно угадать его по каким-то признакам,особенностям.И как называется такой жанр? Правильно – 8й-загадки.

Кто это? Лягушка .Какая ?Как можно назвать живот ?Что делает?Кого ест?.Сейчас вам предстоит дополнить карточку и будет готова ваша загадка.

Раздаточные карточки








Картинка лягушки


Карточки с ключевыми словами


Работают в парах

Сигнальная карточка

Ч тение фрагментов текста с остановками






Отсроченная отгадка

Ответы на вопросы

Ключевые слова

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).




Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)



Физминутка

Выполняют движения

Присели,руки –у головы,глаза закрыты

Встают

Движение головой

Тянутся

Движение руками вверх

Машут руками и кружатся

Проговаривает слова показывает движения

Спал цветок

И вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся потянулся

Взвился вверх и полетел

Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся.


 Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь 
на показ движений учителем; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)


Работа по учебнику с 57

Работают с текстом,находят нужный по описанию,определяют жанр,оценивают себя и соседа


Работают по табличке с карандашом(соединяют содержание с жанром)

Называют недостающие жанры для продолжения оформления кластера. Фронтальная проверка. Оценивают сигнальными картами, исправляют ошибки





Рассматривают схему-цветок с более полным определением народого фольклора.

Найдите текст ,который как можно быстрее нужно произносить. Что это за жанр?

Правильно 9й –скороговорки.

Проговорите в парах друг другу.У кого нет пары, работают со мной.

Молодцы!


У каждой пары лист, на котором есть тексты и рядом название жанров .Они перепутаны.Вам нужно правильно расставить стрелочки от текста к названию жанра.

Проверяем ,согласны?Хорошо ,молодцы всё верно.А теперь назовите мне те жанры которых нет в нашем «букете»…

10й-потешки

11й- пестушки



А чтобы букет наших знаний был полным ,добавим вот такой цветок.










Страницы учебника




Работают в парах


Сигнальная карточка


Раздаточные карточки



Работают в парах.









Чтение текста

Найденного по описанию








Работа с текстом







Дополнение кластера


«Удивляй»(что за цветок)

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом(личностные УУД)

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска(познавательные УУД)

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.



Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли ли достичь поставленной цели.Оценивают себя и одноклассников,высказывают мнение,определяются с настроением и отражают его картинками на доске


Подводим итог работы на уроке. - Какая тема урока была?


- Какую цель ставили? Достигли? Украсили класс цетами,а на самом деле повторили жанры УНТ

А что мы узнали в ходе нашей работы?Результатом довольны?

- Оцените свою деятельность на уроке.

У вас лежать листы самооценки,выберите то предложение-высказывание,которое вам нравится и отражает ваше отношение к уроку.Что можете сказать о работе всего класса?А теперь давайте под цветочки рассадим зайчиков ,отражающих ваше настроение .



Прозвенел звонок весёлый. Подошёл к концу урок. Повторили то, что знали. Мы сегодня -молодцы!

Рефлексивный лист-выбор обучающегося(самооценка)

Картинка зайца- передача настроения

Ответы на вопросы.

Работа по кластеру.

Возвращение к ключевым словам.

Рефлексивный лист.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание.

Составить загадку по подобию работы в классе

Дома выберите любой предмет ,признаки которого вы можете легко и быстро описать. И составьте загадку, отгадку можете нарисовать.

Запись в дневник творческого задания


контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)








ПРИЛОЖЕНИЕ









 цель

  •  обобщить знания  по разделу;

  • продолжить учиться  работать в паре ;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения



Планируемые результаты:

  • различать жанры УНТ;

  • учиться выразительно читать,

  • расширять словарный запас,

  •  учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения







Задание. 1

На золотом крыльце сидели: 
Царь, царевич, король, королевич, 
Сапожник, портной - 
Кто ты будешь такой?

«Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости»

«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.»

Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь?

«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..»







Задание 2





Сидит в пруду………………

………….. брюшко

Песни………….

………… поедает.













Задание 3

А) Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.

пословица

Потянушеньки,потягушеньки,
Поперёк толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки.
А в роток говорок,
В головку разумок.

сказка

Добры бобры идут в боры.

Закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

пестушка

Семь раз отмерь, один отрежь.

Скороговорка.

Б) От топота копыт пыль по полю летит.

Считалка

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Ой,люли,стояла,
Ой,люли,стояла!

Былина

Захотелось Илье свою силу попробовать. Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку…

скороговорка

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой…

загадка

Золотое коромысло
Над рекою повисла.

Песня

В) Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

сказка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

Потешка

Свалился как снег на голову.

Небылица

Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – всё умнее да милее становится…

считалка

Старину скажу стародавнюю,
Небывальщину да неслыхальщину.
Как среди моря овин горит,
А по чистому полю корабль бежит.

Поговорка

Г) – Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень!

Былина

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят…

пословица

Родина – мать, умей за неё постоять.

Шутка

Я с горы на гору шла,
Я серых гусей гнала,
Ой-ли, ой-ли, ой-люли,
Я серых гусей гнала

игровой приговор