СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»»

Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Цель урока: Познакомить обучающихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Задачи:

1. Предметные:

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

2. Метапредметные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- развивать творческие способности каждого ученика.



Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.



Ход урока.

1. Организационный момент, создание положительной мотивации:

Психологический настрой:

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки над головой)

- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко)

Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же приятным, как ваши улыбки!

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

(Ф.И.Тютчев)



Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

  1. Создание положительной мотивации, проверка домашнего задания.

- Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. Дома каждый поработал творчески. Мы посетим вашу картинную галерею «Мое любимое произведение в рисунке».

- Поделитесь вашими впечатлениями. Какое настроение передают эти рисунки?

- Видно сразу, что вы творчески подошли к выполнению задания. Нарисовали прекрасные иллюстрации к понравившимся произведениям. Например, А.С.Пушкин, великий русский поэт, иллюстрировал произведениями своими же рисунками. Не зря говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».

- Мне хочется поблагодарить вас за такие прекрасные рисунки.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

(для снятия волнения, напряжения)



- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

  1. Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы открываем новый раздел нашего учебника. Прочтите его название. (Поэтическая тетрадь).

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?

А сейчас мы будем путешествовать по временам года.

1. "Лето" Алексей Николаевич Плещеев

Веселое лето! Всем дорого ты!

В лугах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

Блестящие мошки кружатся толпой,

И солнышко шлет им свой луч золотой.

Мир Божий так чудно, так стройно живет!

Создатель все к жизни, все к счастью зовет.



2. «Осень» Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

3. «Зима» Николай Алексеевич Некрасов

Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

4. «Весна» Татьяна Андреевна Шорыгина

Весной
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.

-А теперь еще раз обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Кто его автор?

( Ф.И.Тютчев)

Тема нашего урока: Творчество Ф.И. Тютчева.

- Что вы можете рассказать о Ф.И. Тютчеве? 

Давайте послушаем сообщения о его биографии.

(сообщения обучающихся)

– В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.

Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.

В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М. П. Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой европейской литературе, о философии, математике и даже медицине.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью  кандидата  словесных  наук.  На  семейном  совете  было  решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О  поэзии  всерьёз  никто  не  помышлял…  И  в  середине  1822  года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником.

Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Правда, сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам.

И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева.

Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за 50! В XIX веке случай едва ли не  единственный.  «О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

- Вы прослушали биографию поэта, чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев? (Поэт, писал стихи)

Физминутка

Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд, немножко перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё это.

Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом.




5. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» Прослушайте внимательно. (Слушание аудиозаписи с видеоматериалом «Природа нашего села»)

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

-Прочитайте стихотворение в учебнике на стр. 140

а) Фронтальная беседа по вопросам:

1.О чем это стихотворение?

2. Какие приметы весны вы замечали в природе?

-Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

3.Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

-Просмотрите текст, выделив непонятные слова и выражения.

б ) Словарная работа. 

- “колышет”- слегка мирно покачивает.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.


в) Подготовка к выразительному чтению. Чтение стихотворения обучающимися про себя.

-Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

- Какие средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

г) Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид” – учителем, затем читают ученики.



- Вы, наверное, уже догадались, о каком чуде природы далее пойдет речь:

- После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

- Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Давайте послушаем еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева « Как неожиданно и ярко…» ( слушание аудиозаписи с видеоматериалом)

а) Работа с текстом

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Фронтальная беседа

- С каким настроением оно написано?

- О чем это стихотворение?

- Почему вы так решили?

- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.

- Рассмотрите рисунки в учебнике, что на них изображено?

- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?

- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?

- Что удивляет, восхищает поэта?

- Какая была радуга?

- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).

- Почему?

б) Словарная работа. 

  • “воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.

  • “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.

  • “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.

  • “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

  • “нега”- приятное состояние (нега во взоре).

  • “всецело”- целиком, полностью.

в) Подготовка к выразительному чтению чтение цепочкой по 4 строки. Какой ряд лучше прочитает.

г) Выразительное чтение стихотворения.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?



7. Рефлексия:

- вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?



Домашнее задание: Выучить наизусть по выбору стихотворение Ф.И. Тютчева, проиллюстрировать выбранное произведение.

© 2019, 9758 665