Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
Цель урока: Познакомить обучающихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
Задачи:
1. Предметные:
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
2. Метапредметные:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент, создание положительной мотивации:
Психологический настрой:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же приятным, как ваши улыбки!
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык…
(Ф.И.Тютчев)
Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?
- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.
Создание положительной мотивации, проверка домашнего задания.
- Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. Дома каждый поработал творчески. Мы посетим вашу картинную галерею «Мое любимое произведение в рисунке».
- Поделитесь вашими впечатлениями. Какое настроение передают эти рисунки?
- Видно сразу, что вы творчески подошли к выполнению задания. Нарисовали прекрасные иллюстрации к понравившимся произведениям. Например, А.С.Пушкин, великий русский поэт, иллюстрировал произведениями своими же рисунками. Не зря говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».
- Мне хочется поблагодарить вас за такие прекрасные рисунки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
(для снятия волнения, напряжения)
- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы открываем новый раздел нашего учебника. Прочтите его название. (Поэтическая тетрадь).
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?
А сейчас мы будем путешествовать по временам года.
1. "Лето" Алексей Николаевич Плещеев
Веселое лето! Всем дорого ты!
В лугах ароматных пестреют цветы,
А в рощице пташек звенят голоса,
Их песни хвалою летят в небеса.
Блестящие мошки кружатся толпой,
И солнышко шлет им свой луч золотой.
Мир Божий так чудно, так стройно живет!
Создатель все к жизни, все к счастью зовет.
2. «Осень» Александр Сергеевич Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
3. «Зима» Николай Алексеевич Некрасов
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
4. «Весна» Татьяна Андреевна Шорыгина
Весной
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
-А теперь еще раз обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Кто его автор?
( Ф.И.Тютчев)
Тема нашего урока: Творчество Ф.И. Тютчева.
- Что вы можете рассказать о Ф.И. Тютчеве?
Давайте послушаем сообщения о его биографии.
(сообщения обучающихся)
– В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.
Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.
Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.
В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М. П. Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой европейской литературе, о философии, математике и даже медицине.
Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.
О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.
Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником.
Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.
В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Правда, сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам.
И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева.
Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за 50! В XIX веке случай едва ли не единственный. «О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
- Вы прослушали биографию поэта, чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев? (Поэт, писал стихи)
Физминутка
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд, немножко перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё это.
Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом.
5. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» Прослушайте внимательно. (Слушание аудиозаписи с видеоматериалом «Природа нашего села»)
- Ваши впечатления о прослушанном произведении.
-Прочитайте стихотворение в учебнике на стр. 140
а) Фронтальная беседа по вопросам:
1.О чем это стихотворение?
2. Какие приметы весны вы замечали в природе?
-Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).
3.Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?
-Просмотрите текст, выделив непонятные слова и выражения.
б ) Словарная работа.
- “колышет”- слегка мирно покачивает.
- “невольно”- случайный, непроизвольный.
в) Подготовка к выразительному чтению. Чтение стихотворения обучающимися про себя.
-Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.
- Какие средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?
г) Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид” – учителем, затем читают ученики.
- Вы, наверное, уже догадались, о каком чуде природы далее пойдет речь:
- После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.
- Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Давайте послушаем еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева « Как неожиданно и ярко…» ( слушание аудиозаписи с видеоматериалом)
а) Работа с текстом
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Фронтальная беседа
- С каким настроением оно написано?
- О чем это стихотворение?
- Почему вы так решили?
- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.
- Рассмотрите рисунки в учебнике, что на них изображено?
- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?
- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?
- Что удивляет, восхищает поэта?
- Какая была радуга?
- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).
- Почему?
б) Словарная работа.
“воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.
“арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.
“вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
“изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
“нега”- приятное состояние (нега во взоре).
“всецело”- целиком, полностью.
в) Подготовка к выразительному чтению чтение цепочкой по 4 строки. Какой ряд лучше прочитает.
г) Выразительное чтение стихотворения.
- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.
- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
7. Рефлексия:
- вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.
- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
Домашнее задание: Выучить наизусть по выбору стихотворение Ф.И. Тютчева, проиллюстрировать выбранное произведение.