ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дата 05.04.19 г. Урок № 112 Класс 4
Тема. Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Метапредметные результаты:
- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла,
- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы;
Предметные результаты:
прогнозирование содержания произведения, определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов;
Тип урока. Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом речевой разминки, заданиями, магнитная азбука, портрет Кира Булычева, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(подробный пересказ)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
(Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты».)
— Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?
— Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)
— Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей Галактике.)
— Кто из вас смотрел о ней кинофильм?
— Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булычев.)
— Определите задачи урока.
— Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, который мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?
— Как вы думаете, о чем может говориться в таком произведении?
(Прогнозирование текста.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Кира Булычева
— Расшифруйте, что здесь написано, и вы узнаете настоящее имя писателя. (Игорь Всеволодович Можейко.)
SHWLrGOVlPSWb WBLSCSGEWBlLOSVЛOGЩOWBVSИЧGMWSЮЖGWEVSЙLlKOSL
(Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы»
(Чтение текста на с. 150-156 учебника.)
— О каком приключении Алисы вы прочитали?
— В чем заключается фантастичность, необычность произошедшего в повести?
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Захотелось ли прочитать книгу целиком?
Домашнее задание
Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии К. Булычева
Кир Булычев (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света». В 1962 г. окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР. С 1963 г. работал в Институте востоковедения АН СССР, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.
Экранизировано более 20 произведений, написанных Киром Булычевым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».
Умер Кир Булычев в 5 сентября 2003 г. в возрасте 69 лет.



