СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: С.А. Есенин "Черёмуха" (3 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: С.А. Есенин "Черёмуха" (3 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ДАТА 31.01.2024.

Студент: Худякова Маргарита Александровна

Класс: 3Б

Учитель: Карачевцева Оксана Викторовна

Руководитель практики: Ильиных Елена Александровна.

Тема урока:

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: ознакомление со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха»

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с биографией Сергея Есенина, прочитать стихотворение «Черёмуха», формировать умение анализировать стихотворение.

Развивающие: развивать операции логического мышления: анализ, синтез, обобщение, аналогия; развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, содействовать воспитанию нравственных качеств ребенка.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: знают биографию С.А. Есенина; прогнозируют содержание произведения; читают стихотворение, отражая настроение; находят в стихотворении яркие, образные слова и выражения; умеют анализировать стихотворение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме, строят логическую цепочку рассуждений;

регулятивные: планируют свои действия в течение урока, понимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия по намеченному плану; оценивают правильность выполнения заданий;

коммуникативные: включаются в диалог с учителем и сверстниками, проявляют инициативу и активность в стремлении высказаться; аргументированно выражают своё мнение; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ: проявляют интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относятся к наследию поэта; понимают личностный смысл учения, проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимают необходимость следования основным моральным нормам.

Ресурсы урока: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, аудиозаписи.

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята.

- По традиции начнём наш урок с «Пятиминутки чтения». Откройте ваши книги.

-Приступайте к чтению с ускорением.

-Читаем все вполголоса с жужжанием.

-Молодцы, ребята. Дочитывайте до точки, делайте пометку карандашом, чтобы не забыть.

Выборочно опрашиваю обучающихся о том, что они успели прочитать и понять на «пятиминутке чтения»

Прослушайте два отрывка из уже известных вам произведений:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой…


Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака…

-Что же объединяет эти два отрывка из стихотворений.

-Ответ на мой вопрос-тема нашего урока.

Приветствуют учителя.



Выполняют задания.






Слушают два отрывка.







Вспоминают, анализируют.

Замотивированы на урок.

2.Актуализация знаний.

- Вспомните ваше домашнее задание.


Слушаю выразительно чтение стихотворений наизусть.

-В начале урока мы вспоминали два отрывка. Что же их объединяет?


-Предположите, чему будет посвящен этот урок.


-Какую цель мы поставим перед собой?


-Сформулируйте задачи на сегодняшний урок.

-Задачи будут звучать следующим образом:

1) Познакомиться с биографией Сергея Есенина.

2) Прочитать стихотворение «Черёмуха».

3) Проанализировать стихотворение.

-Я желаю вам удачи, у вас всё обязательно получится.

-Выучить наизусть любое из трёх стихотворений А.А.Блока.

Рассказывают наизусть.


-Оба этих отрывка относятся к стихотворениям, которые написал Сергей Есенин.


-Ознакомлению со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха».

-Цель: прочитать стихотворение С.Есенина «Черёмуха».


Формулируют задачи.

3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

- Приступим к решению первой задачи урока.

Р одился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

- Своим учителем Есенин называл А. Блока.

-Мы познакомились с биографией Сергея Есенина. А это значит, что мы решили первую задачу урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

I. И.п. –о.с. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

II. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

III. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

1) Познакомиться с биографией Сергея Есенина.






Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию.


















Выполняют физминутку.




4. Первичное закрепление во внешней речи

-Приступим к решению второй задачи.

-Откройте ваши учебники на странице 55.

-Стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Черёмуха». Но что же это такое? Я предлагаю вам выяснить. Обратите внимание на слайд презентации.

-В России растёт на влажных почвах в лесах европейской части страны, большей части Сибири и Дальнего Востока. Её легко разыскать в сырых оврагах, в долинных лесах.

Небольшое дерево 8-13 м высотой. Кора чёрная с горько- миндальным запахом. Листья в виде эллипса 6-12 см длиной, заострённые. На черешках имеются желёзки с нектаром, привлекающие Муравьёв, которые отпугивают от черёмухи вредителей.

Ещё в начале мая разворачиваются у черёмухи острые почки. Растение покрывается пышным белым нарядом, в лесу распространяется приятный, но удушающий аромат. Издали светятся белые кисти. Они предназначены для насекомых. Черёмуха - прекрасный медонос

-Стихотворение относится к раннему периоду творчества автора и наполнено свойственным этому этапу светом и безмятежным настроением.

-Есенин написал это стихотворение, когда ему было всего двадцать лет и он только недавно приехал в Петербург, не успев получить ударов судьбы и сильных разочарований.

-Приступим к прочтению стихотворения. Прослушайте, как читает его актёр. Внимательно следите за текстом.

https://www.youtube.com/watch?v=LN9L0jJdhgo

-Согласны ли вы с актёрским прочтением?

-Какой интонацией автор передал настроение стихотворения?

-В своём стихотворении автор использовал много незнакомых для вас слов. Предлагаю провести словарную работу, чтобы узнать их значение.

Словарная работа.

роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),

зелень пряная (с острым ароматным запахом),

проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),

волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,

вкрадчиво – осторожно, доверительно.

под кручею – под обрывом.

-Мы выполнили вторую задачу урока.

2)Прочитать стихотворение «Черёмуха».





Открывают учебники.






Предполагают.



Ознакамливаются с презентацией










Слушают рассказ.







Смотрят презентацию.

Слушают актёрское чтение.



Делятся мнениями.





Знакомятся со значениями слов, рассматривают иллюстрации.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Я предлагаю вам, ребята, внимательно про себя несколько раз прочитать это стихотворение и приготовиться прочитать его для своих одноклассников вслух. Выберите настроение, которое вы хотите передать. Остальные должны будут определить его.

Готовятся к выразительному чтению.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Приступим к решению третьей задачи урока.

-Вы готовились к выразительному чтению. Сейчас каждый попробует себя в роли актёра. Обратите внимание на выразительность, правильность чтения. Слушатели должны быть внимательными и чуткими.

-Какие эмоции вы смогли передать, читая одно и то же стихотворение?

-Прочитаем это стихотворение хором, используя жужжащее чтение.

-Мы много раз прочитали и прослушали это стихотворение, а это значит, что мы готовы его анализировать. Я предлагаю вам поработать в группах.

-Вспомните правила сотрудничества.

-У нас три группы. У каждой группы есть карточки с заданием.

Карточка 1  ЭПИТЕТЫ (называют оценочное определение, образные, красочные признаки предметов Какой?Какая?Какие?).

-Найдите эпитеты эпитеты, описывающие красоту черемухи.




Карточка 2 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ(придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.)

Задание:

-О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

Кого автор представляет   юношей?


-Как вы догадались? Прочитайте этот отрывок.




Карточка 3. НАХОЖДЕНИЕ СРАВНЕНИЯ.

(Когда мы сравниваем что-то с чем-то при помощи слов как, словно, будто, что, точно)

-Найдите сравнения в  стихотворении.

-Приведите свои примеры сравнений.

Задание для всех.

-Я предлагаю вам найти:

 - Какие запахи присутствуют в стихотворении?

 - Какими словами поэт говорит о запахах?

 

  -Прочитайте эти строки так, чтобы можно было почувствовать приятный аромат.

-С какой задачей урока мы справились?

3)Проанализировать стихотворение.

Читают и слушают.


-Тоска, воодушевление, удивление, восхищение.

Читают хором.



Вспоминают правила сотрудничества.



-Душистая, благоухающая, пахучая, большая, белая, вся в цвету, белоснежная, кудрявая, пушистая  и др.)




- Черемуха – это красивая кудрявая девушка.


-Серебряный ручей.      

Ручей волной гремучею

     Все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею

     Ей песенку поет.



Приводят примеры сравнений.


«Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.

«Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.

«Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.

-Мы решили третью задачу урока.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

- Как звучала тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой ставили?

-Как вы считаете, удалось ли нам достигнуть цели?

- Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

- Все ли задачи мы выполнили?

- Как мы их решали?

- Какие качества вам в этом помогли?

-Решение какой задачи вам показалось наиболее затруднительным?

- Желаю вам успехов в дальнейшем, чтобы вы успешно решали все задачи.

- Благодарю вас за продуктивную работу. Урок окончен.

Проводят рефлексию.




Отвечают на вопросы учителя.





Прощаются.