-Здравствуйте, ребята. - По традиции начнём наш урок с «Пятиминутки чтения». Откройте ваши книги. -Приступайте к чтению с ускорением. -Читаем все вполголоса с жужжанием. -Молодцы, ребята. Дочитывайте до точки, делайте пометку карандашом, чтобы не забыть. Выборочно опрашиваю обучающихся о том, что они успели прочитать и понять на «пятиминутке чтения» Прослушайте два отрывка из уже известных вам произведений: …Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой… …Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака… -Что же объединяет эти два отрывка из стихотворений. -Ответ на мой вопрос-тема нашего урока. | Приветствуют учителя. Выполняют задания. Слушают два отрывка. Вспоминают, анализируют. Замотивированы на урок. |
- Вспомните ваше домашнее задание. Слушаю выразительно чтение стихотворений наизусть. -В начале урока мы вспоминали два отрывка. Что же их объединяет? -Предположите, чему будет посвящен этот урок. -Какую цель мы поставим перед собой? -Сформулируйте задачи на сегодняшний урок. -Задачи будут звучать следующим образом: 1) Познакомиться с биографией Сергея Есенина. 2) Прочитать стихотворение «Черёмуха». 3) Проанализировать стихотворение. -Я желаю вам удачи, у вас всё обязательно получится. | -Выучить наизусть любое из трёх стихотворений А.А.Блока. Рассказывают наизусть. -Оба этих отрывка относятся к стихотворениям, которые написал Сергей Есенин. -Ознакомлению со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха». -Цель: прочитать стихотворение С.Есенина «Черёмуха». Формулируют задачи. |
- Приступим к решению первой задачи урока. Р одился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом. - Своим учителем Есенин называл А. Блока. -Мы познакомились с биографией Сергея Есенина. А это значит, что мы решили первую задачу урока. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА I. И.п. –о.с. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. II. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. III. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. | 1) Познакомиться с биографией Сергея Есенина. Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию. Выполняют физминутку. |
-Приступим к решению второй задачи. -Откройте ваши учебники на странице 55. -Стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Черёмуха». Но что же это такое? Я предлагаю вам выяснить. Обратите внимание на слайд презентации. -В России растёт на влажных почвах в лесах европейской части страны, большей части Сибири и Дальнего Востока. Её легко разыскать в сырых оврагах, в долинных лесах. Небольшое дерево 8-13 м высотой. Кора чёрная с горько- миндальным запахом. Листья в виде эллипса 6-12 см длиной, заострённые. На черешках имеются желёзки с нектаром, привлекающие Муравьёв, которые отпугивают от черёмухи вредителей. Ещё в начале мая разворачиваются у черёмухи острые почки. Растение покрывается пышным белым нарядом, в лесу распространяется приятный, но удушающий аромат. Издали светятся белые кисти. Они предназначены для насекомых. Черёмуха - прекрасный медонос -Стихотворение относится к раннему периоду творчества автора и наполнено свойственным этому этапу светом и безмятежным настроением. -Есенин написал это стихотворение, когда ему было всего двадцать лет и он только недавно приехал в Петербург, не успев получить ударов судьбы и сильных разочарований. -Приступим к прочтению стихотворения. Прослушайте, как читает его актёр. Внимательно следите за текстом. https://www.youtube.com/watch?v=LN9L0jJdhgo -Согласны ли вы с актёрским прочтением? -Какой интонацией автор передал настроение стихотворения? -В своём стихотворении автор использовал много незнакомых для вас слов. Предлагаю провести словарную работу, чтобы узнать их значение. Словарная работа. роса медвяная (ароматная, с запахом мёда), зелень пряная (с острым ароматным запахом), проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля), волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки. обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон, вкрадчиво – осторожно, доверительно. под кручею – под обрывом. -Мы выполнили вторую задачу урока. | 2)Прочитать стихотворение «Черёмуха». Открывают учебники. Предполагают. Ознакамливаются с презентацией Слушают рассказ. Смотрят презентацию. Слушают актёрское чтение. Делятся мнениями. Знакомятся со значениями слов, рассматривают иллюстрации. |
-Приступим к решению третьей задачи урока. -Вы готовились к выразительному чтению. Сейчас каждый попробует себя в роли актёра. Обратите внимание на выразительность, правильность чтения. Слушатели должны быть внимательными и чуткими. -Какие эмоции вы смогли передать, читая одно и то же стихотворение? -Прочитаем это стихотворение хором, используя жужжащее чтение. -Мы много раз прочитали и прослушали это стихотворение, а это значит, что мы готовы его анализировать. Я предлагаю вам поработать в группах. -Вспомните правила сотрудничества. -У нас три группы. У каждой группы есть карточки с заданием. Карточка 1 ЭПИТЕТЫ (называют оценочное определение, образные, красочные признаки предметов Какой?Какая?Какие?). -Найдите эпитеты эпитеты, описывающие красоту черемухи. Карточка 2 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ(придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.) Задание: -О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит? - Какой образ олицетворяет черёмуха? Кого автор представляет юношей? -Как вы догадались? Прочитайте этот отрывок. Карточка 3. НАХОЖДЕНИЕ СРАВНЕНИЯ. (Когда мы сравниваем что-то с чем-то при помощи слов как, словно, будто, что, точно) -Найдите сравнения в стихотворении. -Приведите свои примеры сравнений. Задание для всех. -Я предлагаю вам найти: - Какие запахи присутствуют в стихотворении? - Какими словами поэт говорит о запахах? -Прочитайте эти строки так, чтобы можно было почувствовать приятный аромат. -С какой задачей урока мы справились? | 3)Проанализировать стихотворение. Читают и слушают. -Тоска, воодушевление, удивление, восхищение. Читают хором. Вспоминают правила сотрудничества. -Душистая, благоухающая, пахучая, большая, белая, вся в цвету, белоснежная, кудрявая, пушистая и др.) - Черемуха – это красивая кудрявая девушка. -Серебряный ручей. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенку поет. Приводят примеры сравнений. «Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах. «Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету. «Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху. -Мы решили третью задачу урока. |
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. - Как звучала тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой ставили? -Как вы считаете, удалось ли нам достигнуть цели? - Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? - Все ли задачи мы выполнили? - Как мы их решали? - Какие качества вам в этом помогли? -Решение какой задачи вам показалось наиболее затруднительным? - Желаю вам успехов в дальнейшем, чтобы вы успешно решали все задачи. - Благодарю вас за продуктивную работу. Урок окончен. | Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы учителя. Прощаются. |