3 класс. Литературное чтение (09.10.2018)
Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)
2 урок по теме
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения:
1) по источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
2) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия в учебном процессе: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование и материалы к уроку:
учебники, компьютер, проектор, компьютерная презентация, толковые словари Ожегова – 3 книги, маршрутные листы (неведомые дорожки) для каждой пары.
Для учителя: мультимедийное оборудование,учебник
Для учащихся: учебник, сигнальные карточки «Светофор»,
• компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
• презентация,
• учебник, раздаточный материал для парной работы.
Цель:
способствовать формированию умений объяснять поступки героя,его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.
Триединая цель урока:
Обучающие:
1.Продолжить ознакомление учащихся со сказкой «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
2. Освоение литературных знаний, необходимых для проникновения в художественный текст.
3.Формирование навыка выразительного чтения через работу над отрывками из сказки.
Развивающие:
1. Развитие устной речи и обогащение словаря учащихся.
2. Развитие коммуникативных навыков учащихся.
3. Развитие у учащихся умения выделять главное, анализировать, делать выводы.
4. Развитие воображения, творческих способностей детей.
5. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, по прочтению отрывка.
Воспитательные:
1. Формирование читательской компетентности учащихся.
2. Переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт.
Цель урока:
Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Задачи:
обучающие:
выявление основной идеи сказки;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;
вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: герой, героический, бдительный
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
воспитательные:
создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;
воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Задачи урока:
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод,привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей,обосновывать своё отношение к произведению.
Личностные: оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Метапредметные:
-регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.
-познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.
-коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.
Формируемые УУД
Личностные: регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.
анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Основные понятия:
Толерантность, отношение к другому человеку
Междисциплинарные связи:
Информатика, русский язык, окружающий мир.
Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент)
- Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Если хочешь отвечать,
Старайся руку поднимать!
- Я желаю вам активности, усидчивости, удачи, самостоятельности, успехов. Хорошего дня. И вы пожелайте не удачи, т.к. мне хочется провести для вас интересный урок.
Актуализация знаний.
1) Определение жанра
-Сегодня на уроке вас ждёт немало удивительных открытий.
-Первое из них вы сделаете, если, выслушав стихотворение, вы отгадаете о каком жанре пойдет речь.
Бывает в прозе этот жанр,
а может быть в стихах.
В нём вымысел и волшебство
заключены в словах.
Здесь звери думают как люди
и даже говорят.
Народа мудрость вековая
таится в нём, как клад.
Их пишут авторы,
из уст в уста передаёт народ.
Одну из них сегодня вспомнить
настал черёд.
2) Беседа
- О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке)
- Как вы догадались? (называют признаки сказки)
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)
- Докажите, что оно является сказкой (называют признаки)
- Какая это сказка: авторская или народная?
- Волшебная, бытовая, о животных?
3) Постановка проблемного вопроса
На экране девиз (эпиграф). Прочитать. «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»
-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве девиза к уроку эти слова?
(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).
- Перечитав сказку внимательнее, вы постараетесь понять, какой намёк есть в нашей сказке. По-другому, какова главная мысль этой сказки. Но так как сказка большая, перечитывать ее мы будем по частям.
4) Тема и цель урока «Части сказки»
- Сегодня мы постараемся узнать «намёк» нашей сказки, ее главную мысль.
- Узнавая это, вы будете идти по «неведомой дорожке» знаний. (показать)
Каждая часть дороги - это задание по сказке.
Правила работы в паре:
- Работать будете в парах. Поэтому вспомним правила совместной работы (дети называют).
Примерный устав:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
- У каждой пары есть своя «неведомой дорожке» знаний
- Если задание выполните верно – ЗЕЛЕНЫЙ, выполните с недочетами – ЖЕЛТЫЙ, выполните неверно (не выполните) – КРАСНЫЙ.
III. Работа по теме урока.
Артикуляционная разминка
Вам на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.
(закрашивают 1 часть - РАМИНКА)
2) Словарная работа. Работа с источниками информации.
- Итак, вернемся к нашей сказке.
- Что обозначает слова герой? героический? Выбрать правильные определения:
1. Герой – человек, который никого не слушается, не боится, поэтому он герой.
2. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
3. Герой – человек, совершивший героический поступок.
- Сколько значений имеет слово герой?
-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?
- Подберите синонимы к прилагательному ГЕРОИЧЕСКИЙ
Героический – красивый, мужественный, умный, отважный, смелый.
(закрашивают 2 часть СЛОВАРЬ)
3) Части сказки
- Вспомним, что в нашей сказке 8 частей. Расположите их в правильной последовательности:
*Мирная жизнь
*Страшная весть. Сборы в дорогу.
*Встреча с прохожим и старухой
*1 бой
*2 бой
*3 бой
*Конь-помощник
*Возвращение домой
(закрашивают 3 часть ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ)
4) Анализ текста сказки
А) - Ребята, найдите, прочитайте 1 часть сказки «Мирная жизнь» (друг другу в парах; потом вслух)
-Что вы узнали? (жили, трудились)
-Подчеркните, какие герои по характеру
- Какие герои? (работящие, трудолюбивые, дружные, мирные, )
(закрашивают 4 часть ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)
Б) Найти и прочитать 2 часть:
- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.
- Как характеризует их принятое решение?
(Они решительные, смелые, дружные, любящие Родину)
-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?
(Только один имеет имя. Он главный герой).
(закрашивают 5 часть ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ)
5) Физминутка
- Поможем братьям подготовиться к трудному сражению, сделаем зарядку.
- Правильно (потягиваемся)
- Неправильно (шагаем)
- Сомневаюсь (встаем)
*Встретился по дороге братьям старый человек (потягиваемся)
*Он сказал братьям, что для битвы им нужны дубинки (шагаем)
*Мечи булатные братья нашли в глубокой пещере (потягиваемся)
*В пещере еще были луки, стрелы, копья… (приседаем)
*Доехали братья до деревни, где все повыжжено, нет ни одной живой души (потягиваемся)
*Встретили они там красну девицу в тереме (шагаем)
*Переночевали братья у старухи и отправились в путь-дорогу (потягиваемся)
*Подъехали они к реке Малина, к сосновому мосту (шагаем)
*По всему берегу лежат мечи да луки поломанные (потягиваемся)
Садятся.
(закрашивают 6 часть ФИЗМИНУТКА)
- Что решили братья? Кто принимал решение? (Иван)
- Почему?
6) Анализ текста сказки
В) Соотнесите части сказки и чудищ. В каком бою, какое чудище было:
1 бой девятиголовое чудо-юдо
2 бой двенадцатиголовое чудо-юдо
3 бой шестиголовое чудо-юдо
-Какими себя показали братья? (смелыми, добросовестными, безответственными, сонливыми, трусливыми, беспечными)
-Каким себя показал Иван? (ответственный, храбрый, веселый, мужественный, скромный)
- Какими оказались все чудища? (хвастливые, жестокие, честные, коварные)
(закрашивают 7 часть ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ)
Г) Чтение по ролям (с. 43 Вышел тут…… себя не береги.)
(закрашивают 8 часть ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)
Г) Беседа фронтальная
- Какой бой оказался самым трудным? Почему?
- Почему Иван смог победить?
Д) Главная мысль:
*Иван победил, так он безответственный, недобросовестный, храбрый, ответственный, ведёт справедливый бой за Родину.
(закрашивают 9 часть ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)
XI. Рефлексия.
Анализ «дорожек»
Что запомнилось?
Что узнали нового?
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
НАД ЧЕМ НУЖНО ПОРАБОТАТЬ
ХII. Домашнее задание – по выбору:
……………………….
- придумать продолжение сказки.