СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" (русская народная сказка) (3 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему»

3 класс. Литературное чтение (09.10.2018)


Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

2 урок по теме

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения:

1) по источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

2) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия в учебном процессе: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы к уроку:

учебники, компьютер, проектор, компьютерная презентация, толковые словари Ожегова – 3 книги, маршрутные листы (неведомые дорожки) для каждой пары.

Для учителя: мультимедийное оборудование,учебник

Для учащихся: учебник, сигнальные карточки «Светофор»,

• компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,

• презентация,

• учебник, раздаточный материал для парной работы.


Цель:

способствовать формированию умений объяснять поступки героя,его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.


Триединая цель урока:

Обучающие:

1.Продолжить ознакомление учащихся со сказкой «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

2. Освоение литературных знаний, необходимых для проникновения в художественный текст.

3.Формирование навыка выразительного чтения через работу над отрывками из сказки.

Развивающие:

1. Развитие устной речи и обогащение словаря учащихся.

2. Развитие коммуникативных навыков учащихся.

3. Развитие у учащихся умения выделять главное, анализировать, делать выводы.

4. Развитие воображения, творческих способностей детей.

5. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, по прочтению отрывка.

Воспитательные:

1. Формирование читательской компетентности учащихся.

2. Переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт.


Цель урока: 

 Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Задачи:

обучающие:

  • выявление основной идеи сказки;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

  • знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

  • вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.

  • применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: герой, героический, бдительный

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

  • создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;

  • воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;

  • воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

  • воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.


Задачи урока:

Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод,привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей,обосновывать своё отношение к произведению.

Личностные: оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные:

-регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.

-познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.

-коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.


Формируемые УУД

Личностные: регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.


Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.


Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.

анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.


Основные понятия:

Толерантность, отношение к другому человеку


Междисциплинарные связи:

Информатика, русский язык, окружающий мир.




  1. Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент)


- Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.


На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Если хочешь отвечать,

Старайся руку поднимать!


- Я желаю вам активности, усидчивости, удачи, самостоятельности, успехов. Хорошего дня. И вы пожелайте не удачи, т.к. мне хочется провести для вас интересный урок.


  1. Актуализация знаний.


1) Определение жанра

-Сегодня на уроке вас ждёт немало удивительных открытий.

-Первое из них вы сделаете, если, выслушав стихотворение, вы отгадаете о каком жанре пойдет речь.

Бывает в прозе этот жанр,

а может быть в стихах.

В нём вымысел и волшебство

заключены в словах.

Здесь звери думают как люди

и даже говорят.

Народа мудрость вековая

таится в нём, как клад.

Их пишут авторы,

из уст в уста передаёт народ.

Одну из них сегодня вспомнить

настал черёд.


2) Беседа

- О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке)

- Как вы догадались? (называют признаки сказки)

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)

- Докажите, что оно является сказкой (называют признаки)

- Какая это сказка: авторская или народная?

- Волшебная, бытовая, о животных?


3) Постановка проблемного вопроса

На экране девиз (эпиграф). Прочитать. «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»

-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве девиза к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

- Перечитав сказку внимательнее, вы постараетесь понять, какой намёк есть в нашей сказке. По-другому, какова главная мысль этой сказки. Но так как сказка большая, перечитывать ее мы будем по частям.

4) Тема и цель урока «Части сказки»

- Сегодня мы постараемся узнать «намёк» нашей сказки, ее главную мысль.

- Узнавая это, вы будете идти по «неведомой дорожке» знаний. (показать)

Каждая часть дороги - это задание по сказке.



  1. Правила работы в паре:


- Работать будете в парах. Поэтому вспомним правила совместной работы (дети называют).

Примерный устав:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

- У каждой пары есть своя «неведомой дорожке» знаний

- Если задание выполните верно – ЗЕЛЕНЫЙ, выполните с недочетами – ЖЕЛТЫЙ, выполните неверно (не выполните) – КРАСНЫЙ.



III. Работа по теме урока.

  1. Артикуляционная разминка

   Вам на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.


У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

(закрашивают 1 часть - РАМИНКА)



2) Словарная работа. Работа с источниками информации.

- Итак, вернемся к нашей сказке.

- Что обозначает слова герой? героический? Выбрать правильные определения:

1. Герой – человек, который никого не слушается, не боится, поэтому он герой.

2. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

3. Герой – человек, совершивший героический поступок.

- Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

- Подберите синонимы к прилагательному ГЕРОИЧЕСКИЙ

Героический – красивый, мужественный, умный, отважный, смелый.

(закрашивают 2 часть СЛОВАРЬ)




3) Части сказки

- Вспомним, что в нашей сказке 8 частей. Расположите их в правильной последовательности:

*Мирная жизнь

*Страшная весть. Сборы в дорогу.

*Встреча с прохожим и старухой

*1 бой

*2 бой

*3 бой

*Конь-помощник

*Возвращение домой

(закрашивают 3 часть ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ)




4) Анализ текста сказки


А) - Ребята, найдите, прочитайте 1 часть сказки «Мирная жизнь» (друг другу в парах; потом вслух)

-Что вы узнали? (жили, трудились)

-Подчеркните, какие герои по характеру

- Какие герои? (работящие, трудолюбивые, дружные, мирные, )

(закрашивают 4 часть ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)


Б) Найти и прочитать 2 часть:

- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

- Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любящие Родину)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

(закрашивают 5 часть ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ)




5) Физминутка

- Поможем братьям подготовиться к трудному сражению, сделаем зарядку.

- Правильно (потягиваемся)

- Неправильно (шагаем)

- Сомневаюсь (встаем)


*Встретился по дороге братьям старый человек (потягиваемся)

*Он сказал братьям, что для битвы им нужны дубинки (шагаем)

*Мечи булатные братья нашли в глубокой пещере (потягиваемся)

*В пещере еще были луки, стрелы, копья… (приседаем)

*Доехали братья до деревни, где все повыжжено, нет ни одной живой души (потягиваемся)

*Встретили они там красну девицу в тереме (шагаем)

*Переночевали братья у старухи и отправились в путь-дорогу (потягиваемся)

*Подъехали они к реке Малина, к сосновому мосту (шагаем)

*По всему берегу лежат мечи да луки поломанные (потягиваемся)

Садятся.

(закрашивают 6 часть ФИЗМИНУТКА)


- Что решили братья? Кто принимал решение? (Иван)

- Почему?








6) Анализ текста сказки


В) Соотнесите части сказки и чудищ. В каком бою, какое чудище было:


1 бой девятиголовое чудо-юдо

2 бой двенадцатиголовое чудо-юдо

3 бой шестиголовое чудо-юдо

-Какими себя показали братья? (смелыми, добросовестными, безответственными, сонливыми, трусливыми, беспечными)


-Каким себя показал Иван? (ответственный, храбрый, веселый, мужественный, скромный)


- Какими оказались все чудища? (хвастливые, жестокие, честные, коварные)

(закрашивают 7 часть ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ)




Г) Чтение по ролям (с. 43 Вышел тут…… себя не береги.)

(закрашивают 8 часть ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)




Г) Беседа фронтальная

- Какой бой оказался самым трудным? Почему?

- Почему Иван смог победить?


Д) Главная мысль:

*Иван победил, так он безответственный, недобросовестный, храбрый, ответственный, ведёт справедливый бой за Родину.


(закрашивают 9 часть ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)



XI. Рефлексия.

  1. Анализ «дорожек»

  • Что запомнилось?

  • Что узнали нового?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

НАД ЧЕМ НУЖНО ПОРАБОТАТЬ

ХII. Домашнее задание – по выбору:

……………………….

- придумать продолжение сказки.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!