- Михаил Михайлович Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату». Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. - М.М.Пришвин написал много книг для взрослых и детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в школьной библиотеке. - Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в рассказе? - Кто видел маленьких утят? - Где? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин - Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику. - Понравился рассказ? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? - А сейчас поработаем над трудными словами - Прочитайте слова плавно по слогам, затем целыми словами. раз-ли-ва-лось – разливалось за-швы-ря-ли – зашвыряли пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала ве-ли-чай-шем – величайшем дейст-ви-тель-но – действительно об-ра-до-ва-лись – обрадовались про-дол-жа-ла – продолжала пу-те-шест-ви-е – путешествие за-пы-лён-ны-е – запылённые - А теперь прочитайте самостоятельно текст в учебнике - Поработаем над неизвестными нам словами Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница – помещение, где работают кузнецы. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. - Что взволновало автора? - Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? - Кто именно? - А кто нет? - Почему? Физкультминутка - Перед вами представлен план - Прочитайте название первой части. - Прочитаем эту часть. По цепочке. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? - Сколько надо было идти до озера? - Сколько это километров? - Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. - Почему уточка-мать шла позади утят? - Какие враги были у уток? - Прочитайте название второй части. - Прочитайте эту часть цепочкой по предложению. - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? - Зачем ребята это делали? - Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. - Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. - А какое чувство пережили утята? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь? - А какая она уточка мама? - Верно, для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. - Прочитайте название третьей части. - Где заканчивается третья часть? - Прочитаем третью часть по цепочке. - Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Докажите строчками из произведения. - Прочитайте название четвёртой части. - Прочитаем ее. - Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? - Докажите строчками из произведения. - Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала впереди? - Прочитайте название пятой части. Прочитаем эту часть. - Как мальчиков назвал рассказчик? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Как Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Перед кем этот знак уважения? Почему? - Как мальчишки на это прореагировали? Почему? - Что пожелали люди уточке. - Нужно ли было пожелание людей уточке? - Почему? |