СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" с использованием приемов критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



Предмет : литературное чтение


Урок № 1


Тема урока: «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»


Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: Воспитывать  взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения отличную от собственной.


Образовательная цель: Продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.


Формирование УУД:


Личностные действия: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.

Регулятивные действия: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Познавательные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные действия: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.



п/п

Этапы

Содержание урока

Деятельность обучающихся

УУД

I

Организационный этап

Мы пришли сюда учиться ,

Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Подготовка класса к работе.

Самоопределение к деятельности

II

Мотивация учебной деятельности учащихся.





















Прием Критического мышления «Кластер»




Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. Номина будет вам читать, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ  - это лепесток .

1 лепесток.

 Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. 

2 лепесток. 

Проворонила ворона вороненка

3 лепесток.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи. 

4 лепесток.

Нет земли краше, чем Родина наша

5 лепесток.

Из какого произведения строки?

«уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!»

6 лепесток

Три поездки Ильи Муромца?

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки)

Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.?

На доске появляется цветок.( составление кластера)

На какие две большие группы мы можем разделить сказки?

Какие виды сказок вы знаете?

Какие признаки сказки вы можете назвать?







Загадка


Cкороговорка





Cчиталка


Пословица




Народная песня


Былина

песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д.

фольклор



Авторские и народные

Сказки о животных, волшебные и бытовые

Животные разговаривают, волшебство, вымысел

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.


III

Постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.


Вспомните, с каким разделом мы работаем?

А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела.

Откройте учебник на с 34. Прочитайте название произведения, которое мы сейчас будем читать.

Как вы думаете, о чём может быть эта сказка?

Кто автор?

А о ком пойдет речь, вы узнаете из загадки:

1)Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок,

Как летун, он плоховат

И, порою, глуховат.

Какие слова помогли отгадать загадку?


2)Красавица – птица,

плывет – не таится

Бела, словно пена,

в движеньях степенна.

Клюв красным бутоном

горит над затоном.

А шея – дугой над тихой водой.

О ком будет произведение?

Что вы знаете и можете рассказать об этих птицах?



Ярослав подготовил для вас сообщение о глухаре.





















Айдар подготовил сообщение о лебеди.





















Обратьях наших меньших

Русская народная сказка «Белые перышки»



Предположения детей

Русский народ





Глухарь










Лебедь


о Лебеди и Глухаре

Высказывания детей о том, что они знают про этих птиц.

Глухарь- величественная и красивая птица. Обладает идеальным слухом и зрением, очень осторожная. Глухарь имеет красивый окрас, чаще всего поднятый вверх клюв, пышный, напоминающий веер хвост. Неуклюжий, но в поисках пищи может быстро передвигаться. Летает глухарь тяжело и шумно , не высоко. Питаются глухари почками, листьями, семенами, травой. Очень любят хвойные шишки. А зимой ветками и корой деревьев. Глухаря назвали так, из-за того , что он во время своего токования временно теряет свой слух, и ничего не слышит, забывает обо всем и об опасности в том числе.


Лебедь- загадочен и красив. Не случайно, в Англии его признали королевской птицей. Оперение птиц бывает трех основных цветов: ослепительно белого, серого и иссиня-черного. Ярким акцентом могут быть лапы красного цвета и желтый или ярко-оранжевый клюв. Сильная летательная мускулатура позволяет совершать долгие перелеты в тысячи километров на юг и обратно в родные места. Питаются в основном растительной пищей, которую находят в водоемах. А так же могут питаться лягушками, червями, мелкой рыбешкой.



Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков


IV

Первичное усвоение новых знаний. Прием критического мышления «Чтение с остановками»

































ФИЗМИНУТКА


1.Первичное чтение учителем до слов:

« А как же я? – спрашивает грухарь…»

Как думаете, что произойдет дальше? Чтение до конца учителем.

2.Беседа после первичного прочтения

Ожидали ли вы такого события?

Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?

В какой момент вам было грустно?

А весело, радостно было?






3.Моделирование обложки.

У вас на столах лежат листочки, составьте модель обложки.


Объясните свой выбор моделирования.

Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?

Рассуждения детей

Работа в парах

Дети защищают свою обложку. Коричневый круг, потому что это сказка о животных.




Регулятивные: прогнозирование; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

познавательные- моделирование, смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,


V

Первичная проверка понимания. «Работа с вопросником»- прием критического мышления.

- Над каким произведением мы работаем сегодня на уроке? Чему мы учимся?

Анализ сказки- тестовая работа

1. О чём рассказывается в этом тексте?

□       о холодной зиме 

  □       о встрече глухаря и лебедей

  □       о трудном перелёте птиц

  □       о взаимопонимании между птицами

 2. Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде?

  □       отзывчивость

  □       активность

  □       сострадание

  □       вежливость

3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?

  □       чтобы глухарь не скучал

  □       чтобы подарить их глухарю

  □       чтобы ему было теплее

  □       на память о себе

 4. Глухарь остался зимовать, потому что…

  □       его не взяли с собой лебеди

  □       он не умеет летать

  □       он устал

  □       он погиб бы в пути

 5. Главным образом автор хотел…

  □       описать внешний вид глухаря

  □       описать внешний вид лебедя

  □       объяснить, как лебеди собираются на юг

  □       рассказать о взаимопонимании птиц

- Я тоже отвечала на все вопросы теста. Давайте сравним наши ответы. Я так ответила на вопросы ( слайд ). А вы? (проверка)




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: коррекция, оценка собственных действий




VI

Первичное закрепление. (Выразительное чтение сказки обучающимися)











Прием критического мышления . Составление «Синквейна»


1)А сейчас прочитаем сказку вслух.

Как надо читать, чтобы заинтересовать слушателя?

Постарайтесь передать при чтении те чувства, которые вы испытали слушая сказку.

2) Что в этой сказке выдумка?

А что правда?

Что теперь вы знаете о глухарях?

Как вы думаете, чему учит сказка?

  1. Составление «Синквейна»

Сказка

Народная, поучительная

Читать, пересказывать, анализировать

Сказка – ложь, да в ней намек.

Фантазия.


В РТ есть памятка выразительного чтения (читают)

Выразительное чтение детьми сказки.

Зимующие птицы боятся не холодов, а голода. Перелет на веревочке.

Весна наступила, прилетели с юга птицы, лето закончилось. Описание глухаря.

Нужно правильно рассчитывать свои силы, учит состраданию, сопереживанию, желанию помочь, поддержать. Надо жить с верой в лучшую жизнь.

Личностные: Владеют навыками осознанного чтения.

Коммуникативные: Формулируют ответы
на вопросы учителя.


VII

Информация о дом.зад.


Подготовить пересказ сказки: 1в- от лица глухаря, 2в-от лица лебедей



Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


VIII

Рефлексия


С какой сказкой сегодня познакомились?

Почему сказка названа так «Белые перышки»?

Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную окраску глухаря?

Ответьте на вопросы:

- Сегодня на уроке я узнал……

- Мне было интересно…….

- Мне было трудно……

- Я выполнял задания……

Дети отвечают на вопросы.

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету















САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 2 «В»
Тема урока: «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»
Тип урока и его структура: Урок «открытия» нового знания

Данный урок является заключительным уроком в разделе « О братьях наших меньших». Место и роль данного урока в курсе литературное чтение были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими уроками. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы. Цели урока следующие: Продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.

В классе 33 учащихся. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (не все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного, беглого чтения. В системе работаю над развитием речи учащихся, учу рассуждать, отстаивать свою точку зрения, начиная с первого класса, приучаю учащихся самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, готовить небольшие сочинения, сообщения, творческие отчеты.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД .

Личностные действия: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.

Регулятивные действия: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Познавательные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные действия: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.



Урок включает три основных этапа:

Мотивационно- целевой этап включает: орг. момент, актуализацию знаний, прогнозирование, постановку проблемы и открытие новых знаний.

Содержательный этап включает :открытие новых знаний, выполнение работы в парах, индивидуальную работу в виде теста, составление синквейна, физкультминутку.

Рефлексивный этап включает: итог урока, задание на дом, рефлексию.


Считаю, что главным этапом урока был содержательный этап. На этом этапе применяла технологии:

-технология выразительного чтения;

-технология развития критического мышления;

-технология деятельного подхода;

На втором этапе урока старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни. Задача: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в паре. Дети составляли модель обложки. Это способствует формированию специальных читательских умений: называть фамилию автора, заголовок. Определять жанр и тему произведения. Модель обложки позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно. При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое , абстрактное мышление восприятие.

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная

Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 3 основных этапов:

1) Организационное начало урока;

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Первичное усвоение новых знаний.

3) Подведение итогов.

Цель организационного этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Это заняло-1 мин. Цель основного этапа – познакомить детей с новым рассказом, работать над пониманием прочитанного. Продолжительность этапа-24 мин. Цель этапа закрепления – научиться читать выразительно, составить «Синквейн». Продолжительность этапа - 10 мин. На подведение итогов было отведено -2 мин, на проведение физкультминутки-3 мин. Структура урока соответствовала его целям и типу, соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам было рациональным.



Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно! Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались репродуктивный и частично-поисковый методы.

Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Дисциплина в классе была хорошая. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы, умения читать выразительно, поддерживать порядок на рабочих местах.. Были созданы условия для изучения и закрепления учащимися материала. Развивалось внимание, память, мышление, речь учащихся. Проведённый урок был направлен на получение и закрепление знаний, обогащение опыта учащихся по изученному материалу. Урок достиг своих целей.