ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет : литературное чтение
Урок № 1
Тема урока: «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: Воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения отличную от собственной.
Образовательная цель: Продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.
Формирование УУД:
Личностные действия: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
Регулятивные действия: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Познавательные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные действия: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
№ п/п | Этапы | Содержание урока | Деятельность обучающихся | УУД |
I | Организационный этап | Мы пришли сюда учиться , Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно! | Подготовка класса к работе. | Самоопределение к деятельности |
II | Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прием Критического мышления «Кластер»
| Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. Номина будет вам читать, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ - это лепесток . 1 лепесток. Не портной, А всю жизнь с иголками ходит. 2 лепесток. Проворонила ворона вороненка 3 лепесток. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи. 4 лепесток. Нет земли краше, чем Родина наша 5 лепесток. Из какого произведения строки? «уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!» 6 лепесток Три поездки Ильи Муромца? Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки) Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.? На доске появляется цветок.( составление кластера) На какие две большие группы мы можем разделить сказки? Какие виды сказок вы знаете? Какие признаки сказки вы можете назвать? |
Загадка Cкороговорка
Cчиталка Пословица
Народная песня Былина песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д. фольклор
Авторские и народные Сказки о животных, волшебные и бытовые Животные разговаривают, волшебство, вымысел | Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
III | Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. | Вспомните, с каким разделом мы работаем? А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела. Откройте учебник на с 34. Прочитайте название произведения, которое мы сейчас будем читать. Как вы думаете, о чём может быть эта сказка? Кто автор? А о ком пойдет речь, вы узнаете из загадки: 1)Сел на елку, на сучок, Бороды торчит клочок, Как летун, он плоховат И, порою, глуховат. Какие слова помогли отгадать загадку? 2)Красавица – птица, плывет – не таится Бела, словно пена, в движеньях степенна. Клюв красным бутоном горит над затоном. А шея – дугой над тихой водой. О ком будет произведение? Что вы знаете и можете рассказать об этих птицах? Ярослав подготовил для вас сообщение о глухаре. Айдар подготовил сообщение о лебеди. | Обратьях наших меньших Русская народная сказка «Белые перышки»
Предположения детей Русский народ
Глухарь
Лебедь о Лебеди и Глухаре Высказывания детей о том, что они знают про этих птиц. Глухарь- величественная и красивая птица. Обладает идеальным слухом и зрением, очень осторожная. Глухарь имеет красивый окрас, чаще всего поднятый вверх клюв, пышный, напоминающий веер хвост. Неуклюжий, но в поисках пищи может быстро передвигаться. Летает глухарь тяжело и шумно , не высоко. Питаются глухари почками, листьями, семенами, травой. Очень любят хвойные шишки. А зимой ветками и корой деревьев. Глухаря назвали так, из-за того , что он во время своего токования временно теряет свой слух, и ничего не слышит, забывает обо всем и об опасности в том числе. Лебедь- загадочен и красив. Не случайно, в Англии его признали королевской птицей. Оперение птиц бывает трех основных цветов: ослепительно белого, серого и иссиня-черного. Ярким акцентом могут быть лапы красного цвета и желтый или ярко-оранжевый клюв. Сильная летательная мускулатура позволяет совершать долгие перелеты в тысячи километров на юг и обратно в родные места. Питаются в основном растительной пищей, которую находят в водоемах. А так же могут питаться лягушками, червями, мелкой рыбешкой. | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков |
IV | Первичное усвоение новых знаний. Прием критического мышления «Чтение с остановками»
ФИЗМИНУТКА | 1.Первичное чтение учителем до слов: « А как же я? – спрашивает грухарь…» Как думаете, что произойдет дальше? Чтение до конца учителем. 2.Беседа после первичного прочтения Ожидали ли вы такого события? Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку? В какой момент вам было грустно? А весело, радостно было? 3.Моделирование обложки. У вас на столах лежат листочки, составьте модель обложки. Объясните свой выбор моделирования. | Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно? Рассуждения детей Работа в парах Дети защищают свою обложку. Коричневый круг, потому что это сказка о животных.
| Регулятивные: прогнозирование; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; познавательные- моделирование, смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, |
V | Первичная проверка понимания. «Работа с вопросником»- прием критического мышления. | - Над каким произведением мы работаем сегодня на уроке? Чему мы учимся? Анализ сказки- тестовая работа 1. О чём рассказывается в этом тексте? □ о холодной зиме □ о встрече глухаря и лебедей □ о трудном перелёте птиц □ о взаимопонимании между птицами 2. Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? □ отзывчивость □ активность □ сострадание □ вежливость 3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев? □ чтобы глухарь не скучал □ чтобы подарить их глухарю □ чтобы ему было теплее □ на память о себе 4. Глухарь остался зимовать, потому что… □ его не взяли с собой лебеди □ он не умеет летать □ он устал □ он погиб бы в пути 5. Главным образом автор хотел… □ описать внешний вид глухаря □ описать внешний вид лебедя □ объяснить, как лебеди собираются на юг □ рассказать о взаимопонимании птиц - Я тоже отвечала на все вопросы теста. Давайте сравним наши ответы. Я так ответила на вопросы ( слайд ). А вы? (проверка)
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: коррекция, оценка собственных действий
|
VI | Первичное закрепление. (Выразительное чтение сказки обучающимися) Прием критического мышления . Составление «Синквейна» | 1)А сейчас прочитаем сказку вслух. Как надо читать, чтобы заинтересовать слушателя? Постарайтесь передать при чтении те чувства, которые вы испытали слушая сказку. 2) Что в этой сказке выдумка? А что правда? Что теперь вы знаете о глухарях? Как вы думаете, чему учит сказка? Составление «Синквейна» Сказка Народная, поучительная Читать, пересказывать, анализировать Сказка – ложь, да в ней намек. Фантазия. | В РТ есть памятка выразительного чтения (читают) Выразительное чтение детьми сказки. Зимующие птицы боятся не холодов, а голода. Перелет на веревочке. Весна наступила, прилетели с юга птицы, лето закончилось. Описание глухаря. Нужно правильно рассчитывать свои силы, учит состраданию, сопереживанию, желанию помочь, поддержать. Надо жить с верой в лучшую жизнь. | Личностные: Владеют навыками осознанного чтения. Коммуникативные: Формулируют ответы на вопросы учителя. |
VII | Информация о дом.зад. | Подготовить пересказ сказки: 1в- от лица глухаря, 2в-от лица лебедей | | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
VIII | Рефлексия | С какой сказкой сегодня познакомились? Почему сказка названа так «Белые перышки»? Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную окраску глухаря? Ответьте на вопросы: - Сегодня на уроке я узнал…… - Мне было интересно……. - Мне было трудно…… - Я выполнял задания…… | Дети отвечают на вопросы. | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |
| | | | |
| | | | |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс: 2 «В»
Тема урока: «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»
Тип урока и его структура: Урок «открытия» нового знания
Данный урок является заключительным уроком в разделе « О братьях наших меньших». Место и роль данного урока в курсе литературное чтение были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими уроками. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы. Цели урока следующие: Продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.
В классе 33 учащихся. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (не все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного, беглого чтения. В системе работаю над развитием речи учащихся, учу рассуждать, отстаивать свою точку зрения, начиная с первого класса, приучаю учащихся самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, готовить небольшие сочинения, сообщения, творческие отчеты.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД .
Личностные действия: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
Регулятивные действия: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Познавательные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные действия: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Урок включает три основных этапа:
Мотивационно- целевой этап включает: орг. момент, актуализацию знаний, прогнозирование, постановку проблемы и открытие новых знаний.
Содержательный этап включает :открытие новых знаний, выполнение работы в парах, индивидуальную работу в виде теста, составление синквейна, физкультминутку.
Рефлексивный этап включает: итог урока, задание на дом, рефлексию.
Считаю, что главным этапом урока был содержательный этап. На этом этапе применяла технологии:
-технология выразительного чтения;
-технология развития критического мышления;
-технология деятельного подхода;
На втором этапе урока старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни. Задача: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в паре. Дети составляли модель обложки. Это способствует формированию специальных читательских умений: называть фамилию автора, заголовок. Определять жанр и тему произведения. Модель обложки позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно. При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое , абстрактное мышление восприятие.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная
Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 3 основных этапов:
1) Организационное начало урока;
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Первичное усвоение новых знаний.
3) Подведение итогов.
Цель организационного этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Это заняло-1 мин. Цель основного этапа – познакомить детей с новым рассказом, работать над пониманием прочитанного. Продолжительность этапа-24 мин. Цель этапа закрепления – научиться читать выразительно, составить «Синквейн». Продолжительность этапа - 10 мин. На подведение итогов было отведено -2 мин, на проведение физкультминутки-3 мин. Структура урока соответствовала его целям и типу, соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам было рациональным.
Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно! Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались репродуктивный и частично-поисковый методы.
Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Дисциплина в классе была хорошая. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы, умения читать выразительно, поддерживать порядок на рабочих местах.. Были созданы условия для изучения и закрепления учащимися материала. Развивалось внимание, память, мышление, речь учащихся. Проведённый урок был направлен на получение и закрепление знаний, обогащение опыта учащихся по изученному материалу. Урок достиг своих целей.