II.Актуализация знаний и мотивация Словесный:диалог. | 4 мин | - Ребята, прочитайте стихотворение про себя: Весна, весна на улице, Весенние деньки! Как птицы, заливаются Трамвайные звонки. Шумная, веселая, Весенняя Москва. Еще не запыленная, Зеленая листва. - Прочитайте хором. - Прочитайте грустно. - Прочитайте весело. - Прочитайте с восхищением. - Прочитайте громко, тихо. - Хорошо, молодцы! - Ребята, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках? - С какими его произволениями мы познакомились? - Какой из этих трех произведение вам больше всего понравилось и запомнилось? | - С творчество Бориса Заходер. - «Что красивее всего?», «Товарищам детям», «Песенки Вини-Пуха». | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя. Словесный: диалог. | 3 мин | - Ребята, а сейчас внимательно послушайте песню одного сказочного героя, попробуйте определить, что же это за герой. Только не выкрикивать, а отвечать по поднятой руке (играет песня Чебурашки). - Какой сказочный герой пел вам свою песенку? - Верно. - Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся? - Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения? - Верно, сегодня мы познакомимся с биографией Э. Успенского и его произведением «Чебурашка». - Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем? | - Чебурашка. - Произведение «Чебурашка». - Эдуард Успенский. - Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка». | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Словесный: рассказ. Словесный: диалог. | 10 мин | - Ребята, посмотрите на экран. На экране представлен портрет Эдуарда Успенского. - Как вы думаете, каков характер автора? - Какие произведения мог написать человек с таким добрым, веселым характером? - Эдуард Николаевич Успенский родился в ЕгорьевскеМосковской области. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов, которые с интересом смотрят уже многие поколения. Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - «Крокодил Гена и его друзья» - вышла в свет в 1966 году. - Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем «Вы». В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу «на вырост». Ребёнок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. - Сейчас я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и следите за тем, где я читаю. (Чтение произведения учителем) - А сейчас будем читать по цепочке. Я буду говорить стоп, и тогда продолжит читать следующий. Следите внимательно. | - Добрый, веселый, любит детей и животных… - Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д. | Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.:поиск и выделение необходимой информации. К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. | 7 мин | ФИЗМИНУТКА Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Мы похлопаем в ладоши Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! - Ребята, встретились ли слова, которые были вам непонятны? Тропическом –наиболее жаркая местность на земном шаре. Бракованный - предмет с изъяном, некачественный. Чебурахнулся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом. Забавный – интересный, занимательный. Каюта – отдельное помещение на судне. Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости. - Итак, вы внимательно читали и слушали сказку, скажите, где жил Чебурашка? - Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте. - Как Чебурашка попал в магазин? - Почему зверьку дали такое странное имя? - Куда отнёс директор Чебурашку? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров? - Где стал работать и жить Чебурашка? | - Тропически лес, бракованный, чебурахнулся, забавный, каюта, уцененный товар. - Чебурашка жил в густомтропическом лесу. - Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улегся спать. - Когда Чебурашка залез в ящик с апельсинами, он наелся и уснул там. Затем, рабочиеего не заметили и заколотили ящик. Погрузили в корабль и отправили в далекое путешествие. Ящики с апельсинами, в которых был Чебурашка, отправили в магазин. - Когда Чебурашка в очередной раз упал с ящика из-под апельсинов, директор магазина воскликнул - опять чебурахнулся! Вот это имя и прижилось. - Директор отнес Чебурашку в зоопарк. - Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком. - Потому что он был похож на бракованную игрушку. - Чебурашка стал работать и жить в телефонной будке. | К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный:слово учителя. Практический: тестовое задание. | 7 мин | - Сейчас подпишите свой листочек. На экране будут появляться вопросы. Ваша задача выбрать и указать только одну букву, под которой указан верный ответ. Выбери правильный ответ. 1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал? A) «Приключения Чебурашки»; Б) «Крокодил Гена и его друзья»; B) «Чебурашка и старуха Шапокляк». 2. Объясни значение выражения «Уценённые товары». A) мелкие бытовые товары; Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости; B непродовольственные товары. 3. Где жил Чебурашка? A) в пустыне; Б) на необитаемом острове; B) в тропическом лесу. 4. Почему его сначала никак не звали? A) он был ещё маленький; Б) он ещё не встречался с людьми; B) другие звери с ним не дружили. 5. Как он попал в ящик с апельсинами? А) его поймали и посадили туда; Б) он туда полез за апельсинами; В) он туда случайно упал с дерева. 6. Куда привезли ящик с апельсинами? А) во фруктовый магазин большого города; Б) в зоопарк большого города; В) на деревенский рынок. (Взаимопроверка) | 1 – Б 2 – Б 3 - В 4 – Б 5 – Б 6 - А | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 4 мин | - Ребята, что вы можете сказать про Чебурашку? Какой он? - Ребята, почему Чебурашке было некому позвонить? - Какие пословицы о дружбе вы знаете? - Как вы понимаете значение этих пословиц? | - Чебурашка добрый, безобидный. - У Чебурашки не было друзей, поэтому ему некому было позвонить. - Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Нет друга - ищи, а нашел – береги.Хочешь дружить – сам будь другом. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 4 мин | - С каким произведением мы сегодня познакомились и кто его автор? - Какую главную мысль автор хотел донести до читателей? - Понравилось ли вам это произведение? | - Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского «Чебурашка». - Основная мысль произведения: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья. - Да, нам понравилось это произведение. | К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |