СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Э. Успенский «Чебурашка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Э. Успенский «Чебурашка»»







КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Э. Успенский «Чебурашка»


Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать биографию и творчество Э. Успенского;

  • уметь анализировать произведения;

  • уметь давать полные ответы на вопросы.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • осознавать личностный смысл учения.


Тип урока: урок «открытия» нового знания


Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Литературное чтение 2 класс (2 часть).






Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности


Словесный: слово учителя.

1 мин

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

- Пожелайте своему соседу по парте продуктивной работы и хорошего настояния.


Настраивание на рабту.

Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация


Словесный:диалог.






4 мин

- Ребята, прочитайте стихотворение про себя:

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

- Прочитайте хором.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте громко, тихо.

- Хорошо, молодцы!

- Ребята, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

- С какими его произволениями мы познакомились?


- Какой из этих трех произведение вам больше всего понравилось и запомнилось?
















- С творчество Бориса Заходер.


- «Что красивее всего?», «Товарищам детям», «Песенки Вини-Пуха».

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи


Словесный: слово учителя.






Словесный: диалог.


3 мин

- Ребята, а сейчас внимательно послушайте песню одного сказочного героя, попробуйте определить, что же это за герой. Только не выкрикивать, а отвечать по поднятой руке (играет песня Чебурашки).

- Какой сказочный герой пел вам свою песенку?

- Верно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся?

- Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения?

- Верно, сегодня мы познакомимся с биографией

Э. Успенского и его произведением «Чебурашка».

- Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем?





- Чебурашка.



- Произведение «Чебурашка».


- Эдуард Успенский.




- Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка».

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.


Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.


IV.Открытие нового знания

Словесный: рассказ.













Словесный: диалог.

10 мин

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлен портрет Эдуарда Успенского.

- Как вы думаете, каков характер автора?


- Какие произведения мог написать человек с таким добрым, веселым характером?

- Эдуард Николаевич Успенский родился в ЕгорьевскеМосковской области. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером.

Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино  послужили основой для создания мультфильмов, которые с интересом смотрят уже многие поколения.

  Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - «Крокодил Гена и его друзья» - вышла в свет в 1966 году.

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем «Вы». В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу «на вырост». Ребёнок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

- Сейчас я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и следите за тем, где я читаю.

(Чтение произведения учителем)

- А сейчас будем читать по цепочке. Я буду говорить стоп, и тогда продолжит читать следующий. Следите внимательно.



- Добрый, веселый, любит детей и животных…

- Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.

Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.:поиск и выделение необходимой информации.

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V.Первичное закрепление во внешней речи


Практический: работа с книгой.


Словесный: диалог.



7 мин

ФИЗМИНУТКА

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Мы похлопаем в ладоши
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

- Ребята, встретились ли слова, которые были вам непонятны?

Тропическом –наиболее жаркая местность на земном шаре.

Бракованный - предмет с изъяном, некачественный.

Чебурахнулся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.

Забавный – интересный, занимательный.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

- Итак, вы внимательно читали и слушали сказку, скажите, где жил Чебурашка?

- Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.









-  Как Чебурашка попал в магазин?







- Почему зверьку дали такое странное имя? 





- Куда отнёс директор Чебурашку?


- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?



- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?  
















- Тропически лес, бракованный, чебурахнулся, забавный, каюта, уцененный товар.









- Чебурашка жил в густомтропическом лесу.

- Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улегся спать.

- Когда Чебурашка залез в ящик с апельсинами, он наелся и уснул там. Затем, рабочиеего не заметили и заколотили ящик. Погрузили в корабль и отправили в далекое путешествие. Ящики с апельсинами, в которых был Чебурашка, отправили в магазин.

- Когда Чебурашка в очередной раз упал с ящика из-под апельсинов, директор магазина воскликнул - опять чебурахнулся! Вот это имя и прижилось.

- Директор отнес Чебурашку в зоопарк.

- Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком.

- Потому что он был похож на бракованную игрушку.

- Чебурашка стал работать и жить в телефонной будке.

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:слово учителя.


Практический: тестовое задание.

7 мин

- Сейчас подпишите свой листочек. На экране будут появляться вопросы. Ваша задача выбрать и указать только одну букву, под которой указан верный ответ.

Выбери правильный ответ.

1.  Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A) «Приключения Чебурашки»;

Б) «Крокодил Гена и его друзья»;

B) «Чебурашка и старуха Шапокляк».

2.  Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A) мелкие бытовые товары;
Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости;

B  непродовольственные товары.

3. Где жил Чебурашка?

A) в пустыне;

Б) на необитаемом острове;

B) в тропическом лесу.

4. Почему его сначала  никак не звали?

A) он был ещё маленький;

Б) он ещё не встречался с людьми;

B) другие звери с ним не дружили.

5. Как он попал в ящик с апельсинами?

А) его поймали и посадили туда;

Б) он туда полез за апельсинами;

В) он туда случайно упал с дерева.

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города;

Б) в зоопарк большого города;

В) на деревенский рынок.

(Взаимопроверка)





1 – Б

2 – Б

3 - В

4 – Б

5 – Б

6 - А



Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.




VII.Включение в систему знаний


Словесный: беседа.






4 мин

- Ребята, что вы можете сказать про Чебурашку? Какой он?

- Ребята, почему Чебурашке было некому позвонить?


- Какие пословицы о дружбе вы знаете?




- Как вы понимаете значение этих пословиц?

- Чебурашка добрый, безобидный.


- У Чебурашки не было друзей, поэтому ему некому было позвонить.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Нет друга - ищи, а нашел – береги.Хочешь дружить – сам будь другом.


К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

VIII.Рефлексия деятельности


Словесный: беседа.

4 мин

- С каким произведением мы сегодня познакомились и кто его автор?

- Какую главную мысль автор хотел донести до читателей?


- Понравилось ли вам это произведение?



- Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского «Чебурашка».

 - Основная мысль произведения: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья.

- Да, нам понравилось это произведение.



К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.





Задания для дистанционного обучения:

Познакомиться с биографией Успенского. Прочитать произведение «Чебурашка». Записать голосовое сообщение с любым выбранным абзацем.

Пройти тест.

1.  Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A) «Приключения Чебурашки»;

Б) «Крокодил Гена и его друзья»;

B) «Чебурашка и старуха Шапокляк».

2.  Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A) мелкие бытовые товары;
Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости;

B  непродовольственные товары.

3. Где жил Чебурашка?

A) в пустыне;

Б) на необитаемом острове;

B) в тропическом лесу.

4. Почему его сначала  никак не звали?

A) он был ещё маленький;

Б) он ещё не встречался с людьми;

B) другие звери с ним не дружили.

5. Как он попал в ящик с апельсинами?

А) его поймали и посадили туда;

Б) он туда полез за апельсинами;

В) он туда случайно упал с дерева.

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города;

Б) в зоопарк большого города;

В) на деревенский рынок.