СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению . Тема : В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению . Тема : В. Ю. Драгунский «Друг детства»»





Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Дата:

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Тип урока :изучение нового материала

Цель: познакомить с произведением В. Ю. Драгунского «Друг детства». Совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение; совершенствовать навык выборочного чтения через серию вопросов и заданий к тексту. Развивать навыки правильного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение; понимать секрет смешного в литературном произведении; уметь рассуждать и делать выводы; осмыслить обучающимися свой опыт и знания на основе полученной информации; совершенствовать навык выразительного чтения

Метапредметные:

Познавательные: понимание авторской позиции, отношение автора к героям произведения.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать в парах, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Регулятивные: оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников..

Личностные:

Оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения.

Позитивное отношение к чтению.

Оборудование: учебник, карточки с пословицами, карточку с заданием , карточки для лексической работы, тест по произведениям Н.Носова.















Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению.

  1. Актуализация знаний

Тест по произведениям Н.Носова.

-Автора произведения, с которым сегодня познакомимся, вы сможете определить, выполнив задание на карточках.

Каждый ученик получает карточку с заданием.

д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З










Вычеркни повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложи фамилию детского писателя.

- Знаком ли он вам?

  1. Постановка проблемы, формулирование темы урока.

- Чему мы можем научиться на уроке? (познакомиться с новым рассказом, понять его, учиться задавать вопросы, определить чему учит…)

Цели определили, давайте вместе составим план для достижения этих целей (цели на доске)

    1. Тема, цель.

    1. Работа с текстом во время чтения.

    1. Физминутка.

    1. Работа с текстом после чтения.

    1. Задания на понимание текста.

    1. Итог урока.


Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, взято из книги В. Драгунского «Денискины рассказы», определите его название по иллюстрации (на слайде) ( «Друг детства»)

- У кого из вас есть друг?

- Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? (тяжело)

Работа с текстом..

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён? (Мальчик.)

– Как вы думаете, почему он в боксёрских перчатках? Предположения детей.

– Автор произведения – Виктор Драгунский. А как называется произведение?

– Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?

- Прочитайте ключевые слова текста. (боксёрская груша, плюшевый мишка, не буду боксёром).

- Попробуйте предположить по заглавию и ключевым словам, о чём будет этот текст?

( мальчик хочет стать боксёром, мальчик будет играть с мишкой, мальчик передумал быть боксёром).


4. Изучение нового материала.

- У кого возникло желание проверить наши предположения и прочитать это произведение?

Работа с текстом во время чтения.

Чтение с комментированием (обучение чтению в режиме «диалога с автором»).- Читает учитель и ученики – комбинированное чтение произведения. По ходу чтения рассказа проводится словарная работа.

Виктор Драгунский «Друг детства».

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром. (Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят? А что может


нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания? Почему именно «приспичило»,

а не «захотелось» стать боксёром?)

астроном учёный, изучающий космос

приспичило захотелось

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу! (Понял ли папа Дениску сначала? Груша – фрукт, дерево Можно ли кожаную боксёрскую грушу считать обыкновенной? А вы её видели? Груша – это спортивный снаряд боксеров для отработки силы удара)

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. (Почему папа именно так ответил? спятилсошёл с ума

Серьёзно он отнёсся к просьбе сына?- часто сын менял свои увлечения)

И он оделся и пошёл на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. (А вы догадались, что могла придумать мама?)

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел (А копаться – это как? Долго, перебирая... Что же там можно увидеть?)

мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля.

(Вот, оказывается, что было в этой корзине! Поняли, что такое «утиль»?)

(игрушечный) утиль – вещи очень старые, негодные к употреблению или новые вещи? В нашем случае утильстарые поломанные игрушки

И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! (Мама бросила Мишку на диван. Почему именно бросила? Не дорожила вещью. Что он для неё? Сарая игрушка сына. Почему мама называет его хорошим, отличным? Можно использовать как грушу: тугой толстый живот. Покажите, как можно «выкатить живот».)

(Итак, Дениске приспичило быть боксёром, и мама предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого Мишку.)

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

сподручнее удобнее

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый (Отчего же он облезлый? С ним когда-то много играли. Мишка старый, не пушистый, возможно с дырочками), и у него были разные глаза: один – его собственный, а другой – из пуговицы от наволочки.

(Действительно, с ним много играли. А относились к нему как? Заботились. Он глаз потерял – пуговицу пришили.) И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот... (Смотрите, здесь Мишка как живой: так рад встрече, что про него вспомнили...)

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (Тогда – любил, жизнь бы отдал. А сейчас? Хочет использовать его в качестве боксёрской груши) И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами (Отчего смеётся? Может быть, от радости встречи, что про него вспомнили!), а я хочу тренировать об него силу удара...

– Ты что? – сказала мама. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. (Дениске сейчас хорошо или очень плохо? Он пережил и почувствовал свой будущий



боксёрский удар мишке и устыдился этого. И ему уже не нужна помощь мамы, он хочет, чтобы она слёз не увидела...) И потом, когда я скрепился (скрепился - собрался, взял себя в руки) немного я сказал:

– Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.

Физминутка

Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.

-Почему Дениска «раздумал быть боксёром»? (Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).

-Кем считает Дениска свою игрушку? (Другом детства. Нельзя бить своего друга, даже если он – игрушка.)

- Перед чтением произведения я у вас спросила: у кого из вас есть друг? Кто он? (А у Дениски тоже есть друг – это игрушка. Игрушка знакома нам с детства, она олицетворяет живое существо)

-Мы прочитали историю В. Драгунского «Друг детства». Скажите, оправдались ли ваши предположения, которые мы высказывали перед чтением произведении?.

(На слайде: мальчик хочет стать боксёром, мальчик будет играть с мишкой, мальчик передумал быть боксёром).

- Как вы поняли, о чём это произведение? (О настоящей дружбе)

- Какое понятие выделим сегодня на уроке, читая произведение «Друг детства»? (кто такой друг)


- А кто же та кой настоящий друг?

- Так что же хотел сказать нам автор?

Вывод: Не только человек может быть другом, но и игрушки. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.

-А Дениса можно назвать настоящим другом? (Да, он обладает качествами настоящего друга.


5. Обобщение и систематизация знаний учащихся

  1. Беседа о жанре.

  • Как вы думаете, чем является история Дениски?

  • К какому виду относится это литературное произведение?(рассказ)

  • Рассказ—это художественное повествовательное произведение небольшого размера.

Работа парами – составление модели обложки

  1. Деление текста на части, их озаглавливание. (работа парами)

  • Из скольких частей состоит рассказ? (из трех: зачин, основная часть, концовка)

Задание на выбор по сложности: составить план самостоятельно или восстановить последовательность событий

Работа в паре: на партах лежат карточки с выражениями

  • Мама достала старого плюшевого мишку.

  • Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.

  • Дениска вспомнил своё детство.

  • Мальчик никогда не будет боксёром.

Восстановить последовательность, пронумеровать.

6. Рефлексия.

-С каким рассказом Виктора Драгунского мы познакомились? («Друг детства»)

-Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему? (Настоящим другом может быть не только человек, животное, но и игрушка. О друге надо заботиться)

-Какие чувства вызвало у вас чтение этого рассказа? (жалость, забота, печаль, радость, уважение

-Каких целей достигли на уроке?

У каждого из вас на парте лежит смайлик. Оцените достижение целей на уроке, изобразив на мордочке радостное, спокойное или грустное выражение. (включаю песню «Настоящий друг»)

  • Каждый из вас отлично поработал. Молодцы

Домашнее задание.

-Прочитайте выразительно рассказ В. Драгунского «Друг детства»;

- Нарисовать мишку, каким его представляем по описанию В. Драгунского








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!