СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Теремок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Теремок"»

Е. Чарушин «Теремок»

Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Учить анализу поступков героев, чувств и мыслей действующих лиц, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать мышление и речь учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты :

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.


ЛичностныеУУД: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные :



Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: коллективная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Материально-техническое обеспечение: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. словарь С.И.Ожегова, презентация, экран, компьютер, проектор.



Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий

( для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I . Мотивация учащихся.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нет проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место


Личностные УУД

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»

Регулятивные УУД настрой на организацию учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

II. Речевая разминка.


- Откройте учебник на стр. 25 и прочитайте стихотворение с восклицательной интонацией, с утвердительной интонацией, весело, грустно, не забывайте про выразительность.

(Дети читают)


Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое… Кто это- гном?

Шшш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Читают стихотворение на стр.25

Уметь: правильно и выразительно читать

Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя

Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

III. Актуализация знаний


- Ребята, а скажите, пожалуйста, какие книги вы любите читать? (Сказки, энциклопедии, приключения и т.д)

-Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске? (Слайд №1)

RСКYАЗVКLИW , ЗАQГJАДSКUИ, YRНZQEYRБJGLЫSЛRИWQЦVZЫJ

- Как расшифровать эту запись? ( Читать только русские буквы)

-Что получается? (Сказка)

-Кто сформулирует название нашего нового раздела в учебнике?

-Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?

- А сейчас прочитайте на стр. 29 чему мы научимся изучая этот раздел и чему будем учиться? С чем познакомимся?

Коллективная работа.

Отгадывают зашифрованную запись


Читают название раздела.(с.29)


Слушают учителя Отвечают на вопросы.






Знать: название известных сказок.

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение


IV. Открытие новых знаний и способов действий.


- Ребята, вы сказали, что очень любите читать сказки, а давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»? (В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми)

(Слайд 2)

- А скажите, что может отражаться в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания)

(Слайд 3)

- Ребята, откройте учебник на стр. 30 и обратите внимание на обложки книг расположенные внизу страницы. На всех ли книгах есть авторы? (Нет)


- Почему, как вы думаете? (У некоторых книг нет конкретных авторов, это народные сказки)

-А пишет народные сказки? (Народ)

- Посмотрите, на виртуальную выставку, какие бывают книги со сказками. Они красочные, яркие и интересные.

(Слайд 4,5)

- Мы сегодня с вами тоже сделали выставку «Моя любимая сказка». Вы можете с ней ознакомиться на перемене.


Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении



Знать: определение слова «сказка»

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Коммуникативные УУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении




















































Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.



Физкультминутка


Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(Сесть на место за парту)




V. Продолжение работы по теме урока.




































































































VI. Подведение итогов










VII. Рефлексия.

- Отгадайте загадки.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора. (Слайд 6, 7)

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц)


Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой. (Слайд 8, 9)

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса).


На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки (Слайд 10, 11)

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? …(Лягушка).


Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты, (Слайд 12, 13)

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

(Мышки)

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? (Теремок)

-Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал сказочник? (Народная)

(Слайд 14)

- Верно, это народная сказка, ее пересказывали многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. А вот вариант, с который мы будем читать, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

(На слайде портрет Е. И. Чарушина)

(Слайд 15)

Рассказ учителя.

Краткое знакомство с Е. И. Чарушиным.

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми писателей сказок о животных. Евгений Чарушин был и одним из тех добрых детских писателей, которые сохранили свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. На всю жизнь художник и писатель сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»

- Ребята вот таким был этот писатель. А сейчас мы читаем его сказку «Теремок».

( Чтение сказки, 1 раз)

- Ребята, прочитайте имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке? (Мышь, лягушка, заяц, лиса)

- Я вам предлагаю прочитать эту сказку по ролям.

(Чтение по ролям)

- Молодцы, А скажите, чем заканчивается сказка? (Пришел медведь и сломал теремок, а потом построил новый)

- Каких героев не хватает? (Волка, медведя)

- Ребята, мы выяснили, чем заканчивается сказка, а теперь придумайте новый конец. Свой вариант. (Медведь построил рядом дом, и они ходили друг к другу в гости)

- А подумайте, можно ли эту сказку закончить словами: «Всё хорошо, что хорошо заканчивается»? (Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех)

- Ребята, какие пословицу можно подобрать к этой сказке. (В тесноте, да не в обиде)

(Слайд 16)

Дополнительный материал: просмотр мультфильма «Терем-теремок» (1971)

(Слайд 17)



- Какую сказку мы сегодня читали? (Теремок)

- Кто ее автор? (Е. И. Чарушин)

- А назовите действующих лиц? (Мышь, лягушка, заяц, лиса)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Узнали интересные факты из биографии писателе Е. И. Чарушина, познакомились со сказкой «Теремок»)


- Ребята, скажите что на уроке у вас получилось хорошо?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Были ли у вас трудности? Какие?


- Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат смайлики выберите подходящий смайлик: если вы все хорошо поняли- выбираете желтого улыбающегося смайлика, а если у вас что то не получилось или вы не поняли, то выбираете синего грустного смайлика.



Отгадывают загадки

Знать: название сказки.

Уметь: восстанавливать последовательность событий.












Знать: новый жанр литературного произведения

Уметь: участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.





















































Знать: произведение: называть автора, название

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения