твердый согласный звук [ж], БУКВА Жж.
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой Ж ж; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
Мобилизующая часть урока.
- Садитесь, ребята. Готовы ли вы к уроку? Покажите свое настроение. У вас на столах лежат цветочки. Раскрасьте их так, если у вас хорошее настроение – красным цветом, вы не можете определиться – желтым цветом, плохое настроение – синим цветом. Покажите свои цветочки. Я думаю, что ваше настроение изменится к концу урока и красных цветочков станет больше.
- Вспомните, какие буквы обозначающие только мягкие (твердые) согласные звуки мы уже изучили? (Ч, Ш).
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
В какие игры вы любите играть? Давайте рассмотрим предметная картинка на странице 26 азбуки и определим, в какую игру играют дети. (Жмурки). Произнесите это слово, на какой звук оно начинается? Давайте разберем слово жмурки. Слого-звуковой анализ слова жмурки.
Игра «Кто внимательный?».
Делается вывод: согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый.
а) Найдите одинаковый звук в словах:
ужи, стрижи, ежи, снежки, снежинка, жук, лыжи.
б) Назовите имя девочки, которое состоит из первых звуков слов, изображенных на предметных картинках.
Жук арбуз ножницы носки астры
Ж а н н а
(Ответ: Жанна).
в) Я буду произносить слова, а вы, когда услышат звук [ж] в словах хлопайте в ладоши:
Кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи.
Какой вывод можно сделать? ( Согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый).
- Ребята, согласный звук [ж] на письме обозначается буквой Ж ж.
На доске прикреплена карточка с этой буквой.
Физкультминутка
2. На что похожа буква Ж?
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
– На что похожа буква Ж? (Ответы детей.)
3. Учащиеся печатают букву Ж ж в тетрадях для печатания.
Производится слого-звуковой анализ слов.
- Прочитайте текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж.
- Сколько слов получилось? Как произносится звук ж ?
- Давайте прочитаем пословицы. Когда так говорят, как вы думаете?
Физкультминутка
4. Посмотрите на иллюстрацию на с. 25.
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто изображен на картинке?
– Кто хотел выдать Дюймовочку замуж за своего сына?
– Почему Жук отказался от Дюймовочки?
– Кто автор сказки «Дюймовочка»?
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
- Чем отличен звук ж от других согласных звуков?
– Какие задания вызвали затруднения?