СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Пархоменковский учебно-воспитательный комплекс № 30»

Открытый урок

по литературному

чтению

Тема: «Согласный звук [щ].

Буква Щ щ».

Учитель: Рыбалка

Любовь Николаевна





Тема«Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;

  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся;

  • воспитывать трудолюбие, любовь к животным.

Оборудование:

  • Отрывок из мультфильма «По щучьему велению», фильм о букве Щ.

  • Карточки для индивидуальной работы

  • Демонстрационный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный     момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вдохнем
И работать все начнем.

II. Повторение пройденного материала

- Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (С буквой Э).

- Какие слова на букву Э вы запомнили?

- Какой первый звук в слове эхо?

- Он гласный или согласный?

- Покажите фишку.

- Прочитаем про эхо стихотворение в «Азбуке».

- Поиграем в эхо. Дидактическая игра «Эхо»



Машина – шина,

Смех – мех
коса – оса

Экран – кран

Олень – лень.

МОЛОДЦЫ!

ІІІ. Сообщение темы урока

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

- Ребята, сегодня у нас в гостях будет один сказочный герой… А для того, чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку. Дидактическая игра «Угадай-ка»

У плетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

- Что вы знаете о Емеле? (лентяй)

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

- Сегодня нас ждёт встреча со сказкой.

ПРОСМОТР СКАЗКИ
- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].



– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

IV. Объяснение нового материала

  1. Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.



На доске   картинка щуки

 

– Произнесите слово щукавыделяя в нём первый звук.
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук   слышите после [щ] в слове щука? Но как произносим [щ]?

( мягкий)


– Какое условное обозначение выберем для [щ]?  (На доске на выбор даны красный, зеленый,  синий квадраты).

- Звук [щ] обозначается буквой Щ.

-На что похожа буква Щ?

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.





-Составим схему слова щука .



-Раскрасьте схему слова щука в карточках.

- В реке кроме щуки водятся и другие рыбы.

- Как называется эта рыба?

– Составим схему слова лещ .

(На карточках , затем проверка, аналогичная слову щука).

– Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов?  (Мягко).
– Дайте характеристику звука [щ]. (Звук [щ] – согласный, глухой , всегда мягкий).

  1. Дифференциация звуков [ш] – [щ]

На доске карточки с буквами ш и щ.

– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?

– Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. 

(Ведро с буквой ш и ведро с буквой щ)


Дидактическая игра «Поймай слово»

- Давайте поможем Емеле правильно поймать слова и положить их в вёдра.

- 1 ряд поднимает руку, если в слове есть буква ш .

- 2 ряд поднимает руку, если в слове есть буква щ.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

  1. Физкультминутка

Щука в море уплывала.

Щука букву Щ украла.

Щуку надо нам поймать.

Чтобы букву Щ забрать.



  1. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику.

-Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)

-В каких словах есть слоги ща, щу?

Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

Чу – щу пиши с буквой у.

5.Чтение скороговорки

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Прочитайте стихотворение на с. 63.

- В каких словах есть буква Щ ?

- Прочитайте правило на с. 63.

- Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

6. Печатание буквы (работа с карточкой)

V. Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на . 64.

- Какие ещё овощи вы знаете?

Загадки продолжаются

-Отгадайте слово:

У меня пропал носок,

Утащил его …( щенок)

VІ. Физминутка

Бегал по двору щенок

(бег на месте)

Видит пирога кусок,

Под крыльцо залез и съел

(приседания)

Развалился, засопел!

(потягивания)

- Какое слово в физминутке со звуком [щ] ? (щенок)

- Посмотрите фильм и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ].

(просмотр фильма о букве)

-Отгадайте слово:

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …(щётки)

Не будем мы лениться, как Емеля, а будем мы трудиться.

Чтение стихотворения о щётках на с. 65.

- Вы верно угадали слова щенок и щётки. А сейчас прочитаем стихотворение С. Михалкова о том, что случилось с щёткой и непослушными щенками.

( с. 65)

- Что случилось с щенками?

- У кого дома есть собака?

- Как вы за ней ухаживаете?



    1. Работа со скороговоркой.

Щёткой чищу я щенка.

Щекочу ему бока.

VIІ. Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
– Чем отличается [ш] от [щ]?

VІІІ. Рефлексия

Щука желает, чтобы вы продолжили предложения.

- Сегодня на уроке я получил информацию о том, что …

- Мне было очень …

- Дома маме и папе расскажу о…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!