Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по программе «Школа России». Тема: "В.Бианки. «Музыкант»"
Метапредметное обучение детей – все четыре группы – формировала понятие «доброта человека».
Этапы урока | Обучающие и развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование УУД каждого этапа |
Организационный момент | Все вместе: В нашем классе все друзья, Ты, вы, мы и я Улыбнись соседу справа Улыбнись соседу слева, Улыбнись своим гостям, Вместе мы одна семья Ты, вы, мы, я Вместе нам скучать нельзя. – Ребята, народная мудрость гласит: «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». - Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей) - Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей. - На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в прекрасную страну и отправляемся в путь… - А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? (видеосюжет «Новаторы») В работе нам будут помогать Новаторы. Кто это такие? - А в каком источнике точно можно узнать значение этого слова? (в словаре) - Обратимся к словарю Ожегова: НОВАТОР, Человек, который вносит новые, прогрессивные идеи, приёмы в какой-нибудь области деятельности. - Какими мы будем сегодня с вами? Какие качества должны развивать? – Чтобы продолжить работу, нам предстоит выполнить задания. А помогут нам наши новаторы. | Слушать учителя, понимать и выполнять задания на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. (Познавательные УУД). Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. (Коммуникативные УУД). |
2. Речевая разминка | – Начиная исследования нам нужно немного поработать с нашей речью. Прочитайте скороговорку записанную на доске: МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ. - Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее. - Прочитаем её тихо, громко, ещё громче. - Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно. - Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе). | Регулятивные УУД: - соотносить выполнение задания с образцом, предложенным учителем; - мобилизовать силы и энергию на плодотворную работу на уроке литературного чтения. |
3. Актуализация знаний Проверка домашнего задания Постановка проблемы, выдвижение гипотезы | Итак, первое задание: Посмотрите в своих рабочих тетрадях представлен текст и писатели, сопоставьте их, соедините стрелочками автора и его произведение Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел. (Пришвин «Ребята и утята») Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела. С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы. (Житков Б.С.) Рассказ Храбрый утёнок. И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу:топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. Страшный рассказ. Чарушин Е.И. – Скажите, из каких произведений эти тексты и кто автор? («Храбрый утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин.) – Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе). - Ребята, вы ничего не заметили? Остался лишний портрет. Кто это? | |
4. Мотивация к учебной деятельности | (У доски выставка книг) - Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора- Виталия Бианки) - Посмотрите чей это портрет. - А можно догадаться, О ЧЕМ ПИСАЛ Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные) – Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте его расшифровать. Слово начинается с буквы М. – Что это за слово? (Музыкант.) – Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей) – Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант? – Сейчас Лиза прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов) – Подтвердились ваши предположения? | Регулятивные УУД: - организовать своего рабочее место. Коммуникативные УУД: - уметь вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД: - уметь строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Определение темы. Постановка цели, задач урока | – Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите, свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки. – Кто сформулирует тему урока? (В.В. Бианки «Музыкант») (На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант») - Зная тему, поставьте цель урока. Узнать, почему произведение называется музыкант? Определить главную мысль произведения? – Можем мы это сделать? Почему? – Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа. – Правильно сформулировали тему урока? | Регулятивные УУД: -следовать режиму организации учебной деятельности; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. ПознавательныеУУД: - осуществлять поиск нужной информации. |
6. Работа с текстом до чтенияПрогнозирование ситуации | – На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию – На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?) – Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя) – Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей) – В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения. - Чтобы понять содержание текста, нужно прочитать произведение. | Личностные УУД: - ценить и принимать базовые ценности: «добро», «сострадание»; - формировать желание учиться. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные УУД: - определять, в каких источниках найти необходимую информацию для выполнения задания. |
7. Физкультминутка | Учитель: 1) - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. Игра «Определи музыкальный инструмент?» (Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина). 2) аз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть | Личностные УУД: - учебная мотивация. Регулятивные УУД: - контролировать правильный результат свой и одноклассников. |
8. Работа с текстом во время чтения СЛАЙД 3 | Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем с помощью машины времени новаторов отправимся в охотничий домик на опушке леса. С. учебника 142 Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там. МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ И ВЕСТИ ДИАЛОГ С АВТОРОМ, ЗАДАВАТЬ АВТОРУ ВОПРОСЫ, САМИ ИСКАТЬ НА НИХ ОТВЕТЫ, И ПРОВЕРЯТЬ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ПО ХОДУ ЧТЕНИЯ. Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся. ИТАК, ВИТАЛИЙ Бианки «Музыкант» 1) Чтение. Учитель: Я начну читать рассказ, а вы продолжите по цепочке, после прочтения я задам вам несколько вопросов. По ходу чтения идет словарная работа. Словарная работа (по щелчку) – Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик) ; – Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома) – Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл) 2) Вопросы по содержанию. – Чем занимался старый? (Он пиликал на скрипке) – Для чего медвежатник, сидя на завалинке пиликал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.) – Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.) – Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть). Подтвердите из текста. – Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку) – Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник) – Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу). – Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения. – Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть рассказа. Ребята, КАКИЕ У ВАС ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, пойдет старик на охоту или нет? Продолжаем 2 часть – Прочитайте значение слова - колхозник – работник колхоза - опушка – край леса Вопросы: - Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн») - С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной) - Как об этом пишет автор? (Как струна пропела.) - Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.) – КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? Кто мог издавать звонкий ласковый звук? 3 часть - чтение цепочкой Вопросы после прочтения 3 части: Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева. - Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…) - Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.) - КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? - Как поступит старик с медведем? ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ? 4 ЧАСТЬ - Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я) - Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю) Учитель: - Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок. - Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник, струна) | Познавательные УУД: - анализировать предлагаемую информацию, сравнивать; - характеризовать и оценивать; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - проявлять инициативность и самостоятельность, контроль и коррекцию. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; - выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные УУД: - адекватно реагировать на трудности; - развивать эмоционально-нравственную отзывчивость; - оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм. |
9. Определение жанра произведения | Сказка Басня Стихотворение Рассказ Загадка – Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение? Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника). | Познавательные УУД: - подробно пересказывать прочитанный и прослушанный текст; - составлять простой план; - находить необходимую информацию в учебнике; - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; - организация работы в трёх группах; - владеть грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные УДД: - оценивать задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
а) работа в парах |
А герой рассказа – медвежатник и медведь похожи? Чем? А теперь поработаем в паре - Сравните как старик и медведь слушали пение щепки. В тетради у вас есть табличка слова - помощники (внимательно, любил музыку, не нравился звук) Свои наблюдения запишите. А действительно ли старик (медведь) музыкант? Почему? Значит, в каком смысле употреблено это название – в прямом или переносном? - Сколько частей вы выделили бы? Почему? Давайте назовем каждую часть, о чем она. Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения. ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ПЛАН РАССКАЗА. Работаем в паре в рабочей тетради. 2-е у доски. План рассказа «Музыкант». 1 часть. Старый медвежатник любил 2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя. 3 часть. Медведь – музыкант. 4 часть. Охотник пожалел медведя. |
10. Работа в группах: Биография автора. Составление плана рассказа. Обложки Иллюстраций | А теперь задания для групп. Помним правила работы в группе? 1 группа – создает паспорт автора рассказа. ЧТО ВАМ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ? Биография автора:– Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». 2 группа – обложку для книжки. ЧТО ВАМ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ? 3 группа - располагает сюжетные картинки в правильной последовательности, озаглавить их. ЧТО ВАМ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ? Вам понравился рассказ? Что в нем было интересного, что вызвало у вас улыбку? Как вы бы охарактеризовали старого медвежатника? |
11. Обобщающая беседа | На доске пословица: Красив тот, кто красиво поступает. - К какому герою рассказа может подойти эта пословица? - Как вы относитесь к поступку охотника? - Как бы вы поступили на его месте? – Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе) – Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.) – Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? КАКИЕ КАЧЕСТВА ОПИСЫВЕТ?(Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.) КАКОВА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?(учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие) | |
12. Итог урока. Домашнее задание | В начале урока мы сказали, народная мудрость гласит: «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». Хорошо мы потрудились? - Какие цели перед собой ставили? Ваши предположения были верны? - Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?) - Что бы хотели выполнить ещё раз? - Продолжите предложения: СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ… МНЕ ХОТЕЛОСЬ… МНЕ БЫЛО ТРУДНО... Домашнее задание: На выбор: 1. чтение и пересказ рассказа «Музыкант» 2. понравившейся части нарисовать рисунок С. 142–145, выразительное чтение С.145 задание 6 | Познавательные УУД: - контроль, оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: - ценить базовые ценности «добро», «милосердие», «природа»; - формировать интерес (мотивацию) к учению |
13. Рефлексия | б) Итак, давайте оценим себя самостоятельно. - Кто всё понял сегодня, не испытывал трудностей при работе, поднимают карточку с солнышком и показывают ее соседу. - Кто всё понял сегодня, но немного запутался в заданиях, – поднимают карточку с солнышком и тучкой. - Кому сегодня не всё было понятно, у него что-то не получилось, было очень сложно работать – поднимают карточку с тучкой. Ну, что молодцы, ребята! Я тоже считаю, что вы отлично сегодня поработали. А МЫ НЕ ПРОЩАЕМСЯ С НОВАТОРАМИ. ВПЕРЕДИ НАС ЖДУТ ЕЩЕ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ. | Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности. |