Тема: Решение текстовых задач с применением десятичных дробей
Класс: 5-й
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока: Продолжить работу над формированием умения выделять ключевые
(важные) слова из математического текста, решением задач. Развитие мышления.
Задачи урока:
Личностные результаты:
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач направленно осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Формировать готовность введения здорового образа жизни (регулярная физическая активность). Формирование навыков рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные действия:
-Выявлять недостаточность и избыточность информации, данных для решения задачи;
Универсальные коммуникативные действия:
-воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
-ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснение по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
-обобщать мнения нескольких людей, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями)
Универсальные регулятивные действия:
-Оценивать соответствие результата деятельности и поставленной цели и условиям, объяснить причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретенному опыту.
Предметные результаты:
-извлекать, анализировать, оценивать информацию из текстовой задачи.
-решение текстовых задач арифметическим способом.
-пользоваться основными единицами измерения.
-использовать краткую запись при решении задач.
Оборудование
1. Задачи, составленные учащимися, по собранному материалу
2. Рабочий лист.
3. Колобок (мячик в виде смайлика). Коробка. Смайлики 12 шт.
4. Презентация.
5. Ребусы.
Тип урока: урока общеметодологической направленности.
Форма урока: Урок – квест.
Структура
1. Этап мотивации. (Задача 1.)
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (Задача 2)
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. (Гипотеза найди ошибку)
4. Этап включения изученного в систему знаний. (Задачи группы)
5. Этап рефлексии учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент: (Слайд 1)
Здравствуйте ребята, сегодня я надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Тогда начинаем. У вас на партах лежат рабочие листы, в них мы будем сегодня работать. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, а вы самостоятельно будете оценивать свою работу в баллах.
«2 б» - если справился без затруднения.
«1б» - если справился, но были сложности.
«0 б» - не справился и не понял. (Слайд 2).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У вас на столе находятся ребусы, вы их решали на переменке. Скажите, какие слова вы получили?
-Задача, дроби, запятая, сложение, вычитание, деление, умножение.
Какую ассоциацию вызывают эти слова?
-действия с десятичными дробями.
Как вы думаете, чес мы будем с вами заниматься на уроке?
Кто сможет сформулировать тему урока?
Решение текстовых задач с применением десятичных дробей.
Сможете назвать цель урока?
Запишите тему урока в рабочий лист. (Слайд 3).
ЦЕЛЬ: продолжить работу над формированием умения выделять ключевые (важные) слова из математического текста, решением задач.
Итак, ребята, сегодня мы будем с вами решать задачи. А как решаются задачи? Перед нами текст задачи, что мы должны сделать сначала?
-внимательно прочитать
Потом что узнать?
-о чем говориться в задаче. То есть записать условие.
Что обязательно надо выделить в задаче?
-найти вопрос.
Что дальше мы должны с вами составить?
-план решения.
Затем решить.
А перед тем, как записать ответ, что обязательно нужно сделать с результатом?
-проанализировать. Может ли вообще получиться такой ответ.
Вспомнили как решать задачи?
Готовы ли вы решать задачи?
Применение умений и навыков по теме. (Слайд 4).
Ребята, а вы любите русские народные сказки? И я их очень люблю. Поэтому предлагаю вам отправимся в путешествие –математическую сказку со сказочным героем.
Чтобы узнать, кто он – необходимо отгадать загадку:
Прямо с полки на порог
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок
Кто же это… (Колобок)
А кто автор сказки «Колобок»?
-Это русская народная сказка, у неё нет автора, её создал народ. (Слайд 5).
Конечно русский народ ее пересказывал из века в век. Сказка была впервые опубликована в 1873 году в первом томе «Народных русских сказок» Александра Николаевича Афанасьева. Позже К. Д. Ушинский в своих трудах пересказал ее по-новому, в своей интерпретации. Константин Дмитриевич Ушинский, великий педагог и писатель, которому исполняется в этом году 200 лет со дня его рождения, а объявленный указом президента Российской федерации Год педагога и наставника приурочен к этой юбилейной дате. А вот обработал эту сказку Алексей Николаевич Толстой в 1965 году. Мы же попробуем пересказать ее в своем видении. В современном математическом.
- Во время путешествия нам предстоит выполнить много заданий, чтобы спасти Колобка. Вы готовы? Тогда сказка начинается. (Слайд 6).
Жили-были дед и баба. Продолжите…, а покатился колобок не по лесу, а так как сказка современная, то действие происходить будет в офисе.
Вот однажды говорит старик: «Старуха испекла бы ты колобок». По амбарам старуха помела, по сусекам поскребла и испекла колобок. Поставила его она на окошко студить. Надоело колобку без дела лежать, и решил он сделать что-нибудь полезное. Спрыгнул с подоконника и покатился. И прикатился…Нет не в лес…В офис…. (Слайд 7).
Катится колобок по офису, а навстречу ему заяц. Заяц секретарь-референт. Он был чем-то расстроенный. Увидел он колобка, обрадовался. (Слайд 8).
-Иди, говорит- сюда. Я тебя съём и немного успокоюсь.
-Не ешь меня, лучше расскажи, чем ты расстроен. Я тебе помогу, а ты меня отпустишь.
И заяц ему поведал свою проблему.
Я тут купил сотовый телефон. Мне по работе нужно звонить. Как минимум на разговор у меня уходит 5 мин. Хочу подключить тариф «Просто как день». У меня всего 296 рублей. Вот, сижу, думаю, хватит ли мне денег на месяц.
Задача 1:
По тарифному плану «Просто как день» компания сотовой связи каждый вечер снимает со счёта абонента 16 руб. Если на счету осталось меньше 16 руб., то на следующее утро номер блокируют до пополнения счёта. Сегодня утром у Зайца на счету было 296 руб. Хватит ли Зайцу баланса на месяц?
Ребята, поможем колобку справиться с задачей для Зайца? Стоит ли ему подключать этот тариф?
Задача 1:
Решение:
Было- 296 руб.
В день тратится - 16 руб.
Хватит ли баланса на 30 дней?
16*30=480руб – надо на 30 дней.
А у зайца 296 руб. не хватит на месяц.
Что ответим зайцу?
Это плохо, говорит Заяц. Быть без связи мне нельзя. Я же секретарь. Может подключить поминутную тарификацию?
Решите самостоятельно, на работу вам 1 мин.
Задача 2:
На счету мобильного телефона Зайца 296 руб. Хватит ли зайцу разговаривать по 5 минут в день, если одна минута разговора стоит 1 руб50 коп? Решение:
Было - 296 руб.
1 мин – 1,5руб (Как перевести 1 руб50 коп в десятичную дробь?)
Разговаривает 5 мин
Месяц-30 дней
Хватит ли зайцу денег?
1,5*5=7,5 (руб.) –заплатит за 1 день
7,5*30=225руб. ему надо на месяц.
Ответ: хватит
Что мы ответим зайцу?
Лучше взять поминутный тариф.
Как вы думаете, решили мы проблему Зайца? Помогли колобку? Не стал его есть заяц, поблагодарил и отпустил.
Оцените в рабочем листе свою работу. Что у вас получилось?
Покатился колобок по дорожке дальше. А навстречу ему ВОЛК -Бухгалтер. (Слайд 9).
У меня проблема с принтером. Уже три дня никак не могу понять.
Принтер печатает 350 страниц за 3м 30 секунд. Я вычислил, что этот принтер напечатает 2000 страниц примерно за 19 минут. Когда начинаю печатать, то получается ровно 20 мин. Теряется минута, я не могу понять, где я ее потерял. Практика расходится с теорией. Помоги мне колобок найти, где я ошибаюсь.
Ребята, давайте обсудим, где ошибся волк. Я предлагаю вам в парах вначале это обсудить и не кричать с места. Выдвинете ваши предположения (гипотезы). Если есть гипотеза, поднимите вверх руки.
Вычисление волка:
350:3,3=106,060606 страниц печатает за 1 минуту. (Примерно 106 страницы)
5000:106,060606=47,1428572 (Примерно 47мин)
Работа в паре.
Правильное решение.
3 мин 30 сек=3,5 (Волк неправильно перевел время в десятичную дробь)
350:3,5=100 страниц печатает принтер за 1 мин.
5000:100 =50 мин.
Ответ:20 мин.
Проверяем работу в паре. Итак, волк ошибся при переводе времени в десятичную дробь.
Волк обрадовался, колобок ему помог. А мы помогли колобку.
Оцените в рабочем листе свою работу. Озвучить итоги работы в паре.
И покатился колобок дальше. Напомните мне, кого он встретил дальше? Конечно медведя. (Слайд 10). Физминутка.
Катится дальше.
Вот навстречу лиса. Шеф-повар офисного кафе. (Слайд 11).
Обрадовалась лисичка. Она готовилась к корпоративному обеду для медведей, и как раз составляла меню к нему.
-Это хорошо -говорит плутовка-будешь у меня на столе вместо закуски. А то у меня книга рецептов древняя, и я никак ее не могу понять.
-Давай я тебе помогу разобраться с книгой рецептов, а ты меня не будешь есть.
-ну если ты справишься, и я смогу приготовить праздничный обед, то есть тебя не стану.
Ребята, нужно помочь колобку, иначе вы помните, чем закончилась сказка…
Нам нужно приготовить три рецепта. Если будем разбирать каждый рецепт, то можем не успеть к обеду. Как быть?
Очень часто при работе в офисе приходиться работать в группе, выполнять командные задания.
Давайте и мы поработаем в группах. Развернитесь первые парты, образуем три группы.
Напомнить правила работы в группе.
Работа в группах. 1 мин.
Задача 1.Пирог
В стариной книге имеется рецепт пирога с черносливом. Для пирога следует взять 0,1 фунта чернослива. Сколько граммов чернослива следует взять для пирога, рассчитанного на 3 человек?
Считайте, что 1 фунт равен 0,4 кг. Фунт — старинная весовая единица. 1 русский фунт = 0,40951241 кг.
Решение:
0,1 · 3 = 0,3 фунта чернослива на 3 человек
0.3*0,4=0,12 кг. Перевели фунты в килограммы
0,12*1000=120 гр перевели кг в граммы
Ответ:120 гр.
Задача 2. Каша
В стариной книге имеется рецепт вкусной каши. Для каши следует взять 0,02 пуда крупы. Сколько грамм крупы следует взять для каши, рассчитанной на 3 человек? Считайте, что 1 пуд равен 16,4 кг.
Пуд — устаревшая единица измерения массы русской системы мер. С 1899 года один пуд равен 16,3805 кг.
Решение:
1) 0,02*3=0,06 пуда надо взять на 3 человек
2) 0,06*16,4=0,984 кг крупы
3) 0,984*1000=984 гр.
Ответ:984 гр.
Задача 3. Коктейль
В стариной книге имеется рецепт приготовления молочного коктейля. Для молочного коктейля следует взять 2щепоти корицы и две косушки молока. Сколько литров молока следует взять для коктейля, рассчитанного на 3 человек?
Решение:
2*0,31=0,62 это две косушки молока
0,62*3=1,86 л молока. Косушки перевели в литры.
Ответ:1,86 л.
От каждой группы прошу одного человека, который расскажет, как работала группа.
Проверяем работу группы. Прочитаем задачу. Скажите, какой вопрос напрашивается, в чем была проблема у лисы?
Задайте этот вопрос группе.
(что такое фут).
Расскажите, как решали проблему?
Ответ перевели в граммы?
Итоги работы в группе
Лисе понравилось, как вы работали, а вы оцените в рабочем листе свою работу.
Давайте с вами закончим сказку…..
6. Рефлексия: (Слайд 12).
А я хочу вам предложить свою концовку сказки. Покатился колобок дальше и …прикатился к нам в класс (учитель достает из коробки мячик в виде колобка) и просит каждого из вас закончит ее своими словами, но начинаются слова (Слайд 13).
Сегодня на уроке мне удалось:
-узнать…
-понять…
Колобок передается ребятами друг другу, они проговаривают чему научились, где не получилось и т. д.
7. Итог урока. (Слайд 14).
Пришло время подвести итог нашему уроку. Самое тяжелое, оценить себя.
Посчитайте количество баллов в листе самооценки.
Какие результаты получили?
Ребята, а где могут пригодиться вам знания и навыки, полученные на уроке? Не только в профессии, но и в повседневной жизни.
Домашняя работа: Придумать свою математическую сказку
Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо, что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. А я благодарю вас за урок! Спасибо всем за работу! Я дарю вам в память о нашем уроке маленьких колобков. (Раздать смайлики)