Урок-сказка по математике во 2 классе по теме
«Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.»
Цель: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки и единицы; называть числа; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: Рисунки героев к сказке «Гуси-лебеди», рабочая тетрадь, учебник «Математика» Моро М.И.
Ход урока
1. Организационный момент
1.1. Проверка готовности к уроку
1.2. Представление гостей урока
- Предлагаю внимательно посмотреть на рисунке, которые я буду открывать на доске, а вы должны сказать из какой это сказки. (Яблоня, печка, река — кисельные берега)
- Правильно, это герои из русской народной сказки «Гуси-лебеди». А что они сделали в этой сказке?
- Сегодня мы поможем Алёнушке спасти своего брата Иванушку. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам нужно серьезно приготовиться. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся в нашем путешествии? (смекалка, умение решать, считать, смелость, оказывать друг другу помощь…)
- Предлагаю в начале нашего путешествия размяться и выполнить задание, которое предлагаем Алёнушка.
2. Актуализация знаний
2.1. Минутка чистописания
Сегодня, милые ребятки,
Цифра спряталась в загадке:
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мню вся семья. (5)
- Пропишите цифру 5 всю строку.
2.2.Устный счёт
- Сосчитайте от 34 до 42, от 54 до 61, от 66 до 74.
- Назовите число, в котором 3 десятка и 4 единицы, 4 десятка и 3 единицы, 7 десятков, 5 десятков, 6 единиц, 8 десятков и 4 единицы.
- На доске записаны числа. Прочтите их.
57, 30, 66, 92, 42, 24, 19, 91, 74, 87.
- Какое из чисел самое большое?
- Какое число самое маленькое?
- Назовите соседей числа, в котором 0 единиц.
- Назовите предыдущее число для числа, в котором десятков и единиц поровну.
- Чем похожи и чем отличаются числа 42 и 24?
2.3.Логическая разминка
Молодцы, ребята. Отправляемся в наше трудное и серьёзное путешествие. А чтобы Алёнушке небыло скучно в дороге, решим задачу.
Маша, Катя и Ира в платьях разных цветов — синее, жёлтое и белое. У Кати платье не белое и не жёлтое. У Маши платье не белое. Какого цвета платье у каждой девочки?
3. Самоопределение к деятельности.
Вот и пришли мы с вами к домику Быбы Яги. Вон на лужайке и братец Иванушка сидит. Чтобы нам его забрать, нужно правильно решить задачу.
День рожденья у Оксаны.
Я принёс ей 3 тюльпана,
А Серёжа алых роз
Ровно 9 штук принёс.
Вот беда — она не может
Сосчитать свои цветы.
Кто ребята ей поможет?
- Как вы узнали?
- Что в числе 12 обозначает цифра 1?
- А цифра 2?
- Назовите число, которое при счете идёт за числом 12.
- Что обозначает каждая цифра в записи этого числа?
- Кто уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Откройте учебник на с.8. Проверьте свои предположения, прочитайте задачу урока.
4. Работа по теме урока.
Молодцы ребята. Но нас не пропускает собачка,. Чтобы мы могли пройти, нам надо выполнить ещё задание.
- Выложите с помощью геометрических фигур число 42. Десятки обозначьте треугольниками, а единицы — квадратами.
- Сколько в этом числе десятков?
- Сколько единиц?
- Как записать это число?
- Какую цифру вы записали на первом месте справа?
- Что она обозначает?
- Какую цифру вы записали на втором месте справа?
- Что она обозначает?
- Как вы думаете, что произойдёт, если цифры захотят поменяться местами?
Выложите модель этого числа из геометрических фигур.
- Сколько в новом числе единиц и десятков?
- Какой можно сделать вывод?
- Какое место занимают единицы?
- Какое место занимают десятки?
- Выложите числа 45, 81, 18. Сколько в каждом десятков и единиц?
Запишите числа, в которых 5 десятков и 3 единицы, 3 десятка и 5 единиц, 9 десятков, 1 десяток.
- Чему мы с вами учились? (записывать двузначные числа).
5. Физминутка.
Молодцы ребята. Собачка нас пропустила и теперь наша задача состоит в том, чтобы добраться до дома и нас не схватили гуси-лебеди. А теперь бегом до дому.
6. Закрепление изученного материала
Ой, ребята, у нас кажется беда. Следом за нами летят гуси-лебеди. Но вот, посмотрите, недалеко яблоня. Спрячемся под деревом. Но, ребята, яблоня просит сначала выполнить задание.
Работа по учебнику. №2, №3 с.8
Ребята с этим заданием вы справились быстро. И гуси-лебеди нас не заметили. Побежали дальше.
Ребята, гуси-лебеди возвращаются. Нам срочно нужно спрятаться. А вот и река — кисельные берега. Но прежде, чем она нас спрячет, мы должны выполнить задание.
Работа по учебнику. № 4 с.8
Гуси-лебеди нас не заметили. Можно бежать дальше. Но кажется они возвращаются. А вон и печка. Выполним задание.
Работа по учебнику. № 5 с.8
7. Рефлексия.
Молодцы. А вот и дом наш. Скоро и родители Алёнушки и Иванушки вернутся. А Аленушка ещё не все задания, данные родителями выполнила. Поможем ей?
«Проверь себя» (учебник с.8) (самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске).
№6 с.8
- Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
- А теперь давайте вспомним задачу урока.
- Кто может сказать, что уже научился записывать двузначные числа?
- Кто ещё сомневается?
- Что на уроке показалось самым простым?
- Что пока ещё кажется сложным?
- Ребята ,Алёнушка с Иванушкой нас поблагодарили за помощь и подарили нам вот такой ларец. Давайте заглянем в него. ( В ларце конфеты по количеству участников)
9. Домашнее задание
Учебник с.8 №7