СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике «Конкретный смысл действия умножения» (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с действием умножения, как нахождением суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение»; развивать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами и уравнениями изученных видов; развивать вычислительные навыки,  развивать навыки устного счёта, чертёжные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции анализа, сравнения, наблюдательность, внимание; воспитывать усидчивость, активность, умение работать в группе. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике «Конкретный смысл действия умножения» (2 класс)»

Тема: Конкретный смысл действия умножения

Цели: познакомить учащихся с действием умножения, как нахождением суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение»; развивать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами и уравнениями изученных видов; развивать вычислительные навыки, развивать навыки устного счёта, чертёжные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции анализа, сравнения, наблюдательность, внимание; воспитывать усидчивость, активность, умение работать в группе.

Ход урока

І. Оргмомент

- Сегодня на уроке мы отправляемся в ИКС-педицию за новыми знаниями к математическому полюсу. И ведет нас в неё загадочный ИКС.


На доске запись


ИКС-педиция к математическому полюсу


И в этой «ИКС»-педиции

На вас я буду полагаться,

На вашу эрудицию

В дороге опираться.

Задачи в «ИКС»-педиции

Для вас, для нас, для всех,

От их решенья быстрого

Зависит наш успех.


ІІ. Устный счет

1. Математический диктант

- Я хочу убедиться, что все вы готовы к испытаниям, ведь в «ИКС»-педиции может случиться всякое. И так, вперед!

  • Я задумала число. Если к нему прибавить 14, то получится 21. Какое число я задумала?

  • Сумма двух чисел равна 17. Первое слагаемое 8. Чему равно второе слагаемое?

  • Я задумала число, вычла из него 6 и получила 24. Какое число было задумано?

  • Разность двух чисел – 8. Вычитаемое – 9. Чему равно уменьшаемое?

  • Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?

  • Какое число на 7 больше 9?

  • Увеличьте 8 на 17.

  • Уменьшите 33 на 8.

  • Найдите сумму чисел 16 и 5.

  • Найдите разность чисел 82 и 51.


Самопроверка – ряд чисел на доске: 7, 9, 30, 17, 55, 16, 25, 25, 21, 31.

- Кто выполнил задание верно? Кто допустил 1 ошибку? Кто допустил больше 3 ошибок?

- Хорошо, раз вы так хорошо справились, можно отправляться в путь. Математические термины вы тоже хорошо усвоили, поэтому в «ИКС»-педиции можете вести записи.

Итак, друзья, внимание! Вот новое задание!


На доске запись:

Х + 15 – 6 + 26 = 40


- Надо узнать, чему равен Х (икс). Как будем рассуждать? (Надо сделать обратные операции: из 40 вычесть 26, прибавить 6, вычесть 15.)


Дети решают, называют свои ответы. Записываю несколько вариантов. Проверяем, выясняем, что Х = 5.


ІІІ. Сообщение темы, цели урока

- И это не случайно! ИКС привел нас к пещере Сим-сим, в которой вместе с сокровищами спрятана математическая тайна о новом действии, которую нам предстоит сегодня разгадать.


IV. Изучение нового материала

- Дело в том, что 40 разбойников, чтобы наполнить пещеру сокровищами, тоже отправляются в экспедицию, но цели у них совсем другие. Такой большой толпой они не могут пройти незамеченными, поэтому они попросили нас разделить их на группы по 5 человек. Но они не знают, сколько групп получится. Если групп будет больше 9, то их заметят.

У вас на партах карточки. На них вы будете делать расчеты. Точками обозначено количество разбойников. Сгруппируйте их по 5 и сосчитайте число групп.


● ● ● ● ● ● ● ●

● ● ● ● ● ● ● ●

● ● ● ● ● ● ● ●

● ● ● ● ● ● ● ●

● ● ● ● ● ● ● ●


- Сколько получилось групп? (Получилось 8 групп, значит разбойники пройдут незамеченными.)

- давайте сделаем пометку в нашем журнале. Запишем на математическом языке, что мы сделали. (Мы объединили по 5.)

- А сколько всего разбойников было? (40)

- Значит, если всё сложить, то получим 40

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 40

10 15 20 25 30 35 40



- Сколько групп получилось? ( 8 )

- Смотрите, мы по 5 взяли 8 раз. Нам надо пройти через ущелье. Сколько у нас человек в классе? (26)

- Чтобы пройти, надо построиться парами, потому что тропинка узкая, и надо никого не потерять.

На следующей карточке у вас 26 точек. Сгруппируйте их по 2. Сосчитайте, сколько пар получилось. (13)

- Сделаем математическую запись.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 26


- Мы по 2 взяли 13 раз, ведь у нас 13 пар. Ущелье мы прошли и добрались до пещеры Сим-сим. Сейчас сесть бы на пенек, съесть пирожок, а хотите – по 2. (Да.)

- Тогда надо сделать расчет. Нас 26 человек, каждому по 2 пирожка. Давайте записывать.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 …

(1-му человеку, 2-му человеку, 3-му человеку, ….)

- Сколько раз по 2 надо будет сложить? (26, потому что нас 26 человек.)


Учитель пишет, сбивается, предлагает еще раз пересчитать.


- Как вы думаете, удобно так записывать? Мы с вами по 2 взяли 26 раз, а пока всё пересчитаешь… Вот наш таинственный ИКС и откроет нам тайну пещеры. А хранится там очень полезное и удобное действие умножение, которое заменяет собой сложение. Записать его можно ● или ×.

Для того, чтобы удобнее было вести вот такие длинные записи, чтобы не путаться, не ошибаться, быстро считать, математики придумали, что при вычислении суммы одинаковых слагаемых эти суммы можно записывать короче. Вот смотрите. Мы считали группы разбойников, по 5 взяли 8 раз. Значит короче это можно записать так:


5 ● 8 = 40


- А читают это так: 5 умножить на 8 или по 5 взять 8 раз. Повторите, кто запомнил.

- Причем, число 5записано на первом месте и показывает, что слагаемое у нас именно 5, а не 8. А вот число 8, записанное после знака ● показывает, что слагаемое 5 мы повторили 8 раз.

- А как мы запишем, когда строились парами, чтобы пройти через ущелье?


2 ● 13 = 26 13 ● 2 = 26

- Давайте разберемся. Сколько человек в паре? (2)

- Значит по 2 взяли 13 раз. У нас же не 2 группы по 13 человек. Теперь осталось посчитать пирожки. Как это записать? (2 ● 26, так как по 2 пирожка 26 ребятам)

- Так когда же мы можем заменить сложение умножением? (Если все слагаемые одинаковые.)

- Итак, какое первое открытие мы сделали в нашей ИКС-педиции?


Если складываем одинаковые числа, то можем заменить сложение умножением.


V. Закрепление знаний, умений, навыков.

- Сейчас мы проверим, кто из вас это запомнил и сможет применить на практике. Ведь исследователи изучают теорию, а потом проводят практическую работу.

1. Замена сложения умножением (коментированно)

- Внимание! Для всех задание! Посмотрите на выражения и замените, где можно, сложение умножением.


  1. 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =

  2. 4 + 2 + 1 + 4 =

  3. 5 + 5 + 5 + 5 =

  4. 8 + 6 + 5 + 1 =

  5. 8 + 8 + 0 =

  6. 6 + 6 + 4 =

  7. 7 – 7 – 7 – 7 =

  8. 8 + 18 + 28 + 38 =


Дети поясняют, что в первом выражении складывали одни тройки, значит можно заменить умножением.

- А сколько там троек? (7, значит по 3 взяли 7 раз)


3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 ● 7 = 21

6 9 12 15 18 21


- Можно ли заменить умножением второе выражение? (Нет, так как слагаемые разные: 4, 2 и 1.


Если дети догадаются, что в этом выражении две четверки, то выражение можно заменить так: 4 + 2 + 1 + 4 = 4 ● 2 + 2 + 1 = 11


Далее анализируется каждая записанная сумма. Дети объясняют, где можно сложение заменить умножением и записывают в тетради.


- Что вы можете сказать про выражение 7 – 7 – 7 – 7 = ? Ведь семерки повторяются. (Здесь действие вычитание, а умножением мы заменяем только сложение.)

- Последний пример тоже интересный: 8 + 18 + 28 + 38 = .Везде есть восьмерка. Значит можно заменить сложение умножением. (Нет, это разные слагаемые. Просто в их записи есть цифра 8.)


2. Самостоятельная работа

- А теперь сами запишите с помощью знака умножения следующие суммы.

4 + 4 + 4 + 4 =

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =

6 + 6 + 6 + 6 + 6 =

8 + 8 + 8 =

9 + 9 =


3. Сравнение выражений


- Следующее испытание. Посмотрите на задание. Как вы считаете, что нужно сделать? (Сравнить.)

- Верно. Выполняйте. Если сомневаетесь, оставляйте пропуск.

4 + 4 + 4 … 4 ● 2

2 + 2 + 2 + 2 … 2 ● 2

6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 … 6 ● 6

8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 … 8 ● 8

5 + 5 + 5 + 5 …5 ● 3

7 + 7 + 7 … 7 ● 5


Дети расставляют знаки , =. Затем проводится проверка с комментированием. Рассуждают так:


- 4 + 4 + 4 – по 4 берем 3 раза, значит 4 умножить на 3, а в правой части 4 умножить на 2. Значит 4 + 4 + 4 – больше.


Остальные примеры рассматриваются детьми аналогично.


4. Работа с геометрическим материалом

- Продолжаем нашу ИКС-педицию. Вот еще одно сложное задание, только для исследователей.

Вот волшебный дом.

Много фигур в нем.

Какие фигуры заметил, расскажи.

Сколько четырехугольников (треугольников), запиши.

(9 четырехугольников, 3 треугольника)


Дети считают, записывают ответы. Затем следует проверка.


VІ. Итог урока

- Наш дом волшебный. Когда мы в него войдем, останется последнее задание, и на сегодня закончатся все испытания. Какое же открытие мы сегодня сделали в ИКС-педиции? (Узнали, что что сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением.)

- Посмотрите что у нас написано.

ИКС-педиция к математическому пǿлюсу

- Икс – неизвестное, это наше открытие, то есть – действие умножение. Почему же пОлюс? (Там буква О зачеркнута. Значит получается другое слово – «плюсу». А плюс – значит сложение. Если складываем одинаковые слагаемые, то сложение можно заменить новым действием – умножением.)

Домашнее задание:

- Придумайте дома примеры, в которых сложение можно заменить умножением.

На сегодня наша Икс-педиция закончена. Но впереди у нас еще много нового.