Интегрированный урок математики и финансовой грамотности в 3а классе
МБОУ «Новоогаревская средняя школа №19»
Учитель: Беккер Юлия Алексеевна, учитель начальных классов.
Тема урока: «Решение текстовых задач»
Тип урока:Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока:
-создать условия для формирования умения выполнять вычитание многозначных чисел с переходом через разряд;
-совершенствовать умение решать текстовые задачи ;
-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Планируемые результаты
Личностные:
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
-научатся выполнять вычитание многозначных чисел с переходом через -разряд, решать текстовые задачи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье и обществе;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные:
Регулятивные результаты
-понимание цели своих действий;
-составление простых планов с помощью учителя;
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные результаты:
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма обучения:
-индивидуальную;
-фронтальную;
-парная.
Оборудование:Компьютер, проектор ,экран, раздаточный материал.
Ход урока
I.Организационный момент
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
II. Актуализация знаний.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Вставьте пропущенные числа
1р = …коп
1р20к= …к
5р 40к=..к
7р30к=..к
9р10к=…к
8р50к=….к
2.Заполните таблицу. Как найти стоимость?
Цена | Количество | Стоимость |
3р | 10шт | 30р Е |
5р | 14шт | 70р Ж |
2р | 13шт | 26р Т |
7р | 12 шт | 84р Д |
9р | 11шт | 99р Ю |
10р | 15шт | 150р Б |
| | |
-Расставьте полученные числа в порядке возрастания. Какое слово получили?(бюджет)
- Слышали ли вы когда – нибудь слово «бюджет»?
- Как вы его понимаете? Что входит в бюджет?
-Что такое семейный бюджет? Наш урок математики с какой темой будет связан?Как вы думаете, какова цель урока?
III.Обобщение и систематизация знаний.
-Из чего состоит семейный бюджет?(доходы и расходы семьи на определённый промежуток времени)
-Из чего состоит доход? Расход?
1.Работа по учебнику с.51.Решение задачи №4.
-Что такое аванс?-
-Что такое аванс?(денежные или иные материальные ценности, выдаваемые в счёт предстоящих платежей; часть заработной платы, выдаваемая ранее расчётной даты)
-Налог?(налог на доходы физических лиц — это налог, который платят работники).
-Сосчитаем сколько получит каждый работник в конце месяца.
9370-1280=8090(р)-Иванов.
7280+2500-940=9780-940=8840(р)-Петров.
8750+1100-3490-1410=9850-3490=6360-1410=4950(р)-Сидоров.
9630+250012130+240014530-48009730-1570=8160(р)-Васечкин.
-Сделаем вывод: как начисляется зарплата ? Какими действиями мы сосчитали зарплату работников?(сложением и вычитанием многозначных чисел).
ФИЗМИНУТКА для глаз
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем.
2. А теперь я вам предлагаю подсчитать доход и расход семьи Ивановых.В доходную или расходную часть вы несёте заработанные деньги? Сможет ли вы Ваня купить планшет за 17.000 рублей, о котором давно мечтал? Работаем в парах.
Бюджет
На продукты – 20 000 руб
Пенсия бабушки- 9000 руб
Зарплата мамы – 21 000 руб
Квартплата – 8000 руб
Зарплата папы – 28 000 руб
Одежда, лекарства, плата за дополнительное образование-10000 рублей
Бытовые товары -3200 руб
Другие расходы – 6 000 руб
Доход | Расход |
Пенсия бабушки- 9 000 руб. | На продукты – 20 000 руб. |
Зарплата мамы – 21 000 руб. | Квартплата – 8 000 руб. |
Зарплата папы – 28 000 руб. | Одежда, лекарства, плата за дополнительное образование-10000 рублей |
| Бытовые товары -3 200 руб. |
| Другие расходы – 6 000 руб. |
58 000руб | 47 200 руб |
Вывод: остаток-10800рублей.Нет ,нужно подождать еще 1 или 2 месяца.
IV. Применение знаний и умений .
-Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами.На ваших партах лежат листочки голубого и жёлтого цветов . У кого голубого цвета?Представьте, что вы в школьном буфете. Вам необходимо купить обед. У вас 100рублей. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них.Отметьте, что бы вы купили.
Прайс-лист
-пюре картофельное- 13руб
-котлета-42 руб
-чай-5руб
-суп-14 руб
-шоколад-100руб
-кириешки-43руб
-компот-12 руб
-рыба жареная-37 руб
-жевательная резинка- 27 руб
-чипсы-67 руб
-чупа-чупс- 15 руб
- булочка-16 руб
-У кого жёлтого цвета? Представьте, что вам родители дали 500 рублей и отправили в магазин за покупками. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них. Отметьте, что бы вы купили.
Прайс-лист
Молоко-60 руб.
Жевательная резинка- 27 руб
Хлеб-24 руб.
Чипсы-67 руб.
Шоколад-100 руб.
Кириешки-43 руб.
Масло сливочное-85 руб.
Макароны-43 руб.
Мука-64 руб.
Яблоко-83 руб/кг
-Подведем итог. Кто правильно распорядился своими средствами. Обсуждение.
Вывод:Необходимо учитывать свои доходы и расходы, чтобы знать, на что уходят твои деньги, чтобы расходы не превысили доход.
V.Домашнее задание: с.51,№2,3.
VI.Подведение итогов . Рефлексия.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
У каждого на столе лежат два вида монет, я прошу поднять монетку фиолетового цвета, если вам урок не принёс ничего нового и интересного, белого цвета, если вам наш урок понравился и принёс пользу.