Дата____________________
Тема: Урок 4 3. Прием вычислений вида 26 + 4
Цели: познакомить с приемом вычислений вида 26 + 4; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей..
Ход урока
Организационный момент
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Актуализация знаний
1. Логическая разминка
Я задумала два числа из этого круга. Сложила их и получила 20. Какие числа я задумала? (11 и 9, 12и 8и т. д.)
Я задумала три числа. Сложив их, я получила 20. Какие числа я задумала? (8, 7, 5; 9, 7, 4 и т.д.)
Из числа 20 я вычла одно из чисел, стоящих в круге, и получила 12. Какое число я вычла? (8.)
Придумайте подобное задание для своих товарищей.
— Подумайте, как быстрее найти сумму чисел 1, 2, 3,4, 5,6, 7, 8,9. ((1 + 9) + (2 + 8) + (3 + 7) + (4 + 6) + 5 = 10 + 10 + 10 + + 10 + 5 = 45.)
2.Геометрический материал (На доске рисунок.)
— Сколько на рисунке треугольников? (9.)
3.Устный счет
Игра « Чья ракета быстрее взлетит?»
(Каждый ряд получает листочек с примерами. Учащиеся по цепочке решают их. Выигрывает ряд, который быстрее решит все примеры и не допустит ошибок.)
Игра «Молчанка»
(На доске записаны примеры. Вместо некоторых чисел — звездочки. Учитель показывает звездочку, учащиеся — карточку с пропущенным числом.)
4Занимательная нумерация
— В ряду чисел, которые я назову, два числа переставлены местами: 68, 69, 71,70, 72. Какие это числа? (70и 71.)
_Как называются эти числа? (Двузначные.)
Из каких разрядов они состоят? (Из десятков и единиц.) (На доске записаны числа и дана таблица.)
35, 56, 86, 32, 82, 88,51.
Разложите числа на разрядные слагаемые, найдите буквы на пересечении десятков и единиц, и вы узнаете имя великого математика.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
30 | Н | А | Е | Г | П | Д | Т | Я | Щ |
50 | Р | А | П | И | Т | и | ь | Ю | С |
80 | Ф | Г | В | А | м | ф | ч | О | Е |
Ответ: Пифагор.
______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Самоопределение к деятельности
- Математик принес на урок таблицу. Заполните ее, и вы узнаете, какие знания нам понадобятся при изучении нового материала.
10 —это | 1 | | 3 | | 5 | | 7 | | 9 |
| 2 | | 4 | | 6 | | 8 | |
Итак, что же вам нужно будет помнить сегодня на уроке, чтобы разобраться в новом материале? (Состав числа 10.)
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
(Учащиеся откладывают 2 пучка палочек по 10 штук в каждом и еще 6 палочек.)
Прибавьте к числу 26 число 4. Как это сделать? (К 6 палочкам добавить 4.)
Сколько получилось? (10.)
Математик показывает веревку. Как вы думаете, что он хочет сказать? (Наверное, он предлагает связать 10 палочек в пучок.)
Хорошо, давайте сделаем, как он предлагает.
(Учащиеся связывают палочки в пучок.)
Сколько пучков у вас было? (2.)
Сколько еще получили? (1.)
Что будем делать? (Сложим пучки.)
Сколько пучков стало? (3.)
Сколько палочек в 3 пучках? (30.)
Как мы прибавляли к числу 26 число 4? Что мы сделали сначала? (Разложили число 26 на десятки и единицы - 2 десятка и 6единиц.)
Что потом сделали? (Сложили 6 и 4, получили 10.)
Что дальше? (К20прибавили 10, получили 30.)
(Учитель делает запись на доске.)
26 + 4 = 20 + 6 + 4 = 20 + 10 = 30
/\
20 6
Запись можно выполнить короче.
Откройте учебник на с. 60.
Посмотрите на примеры сверху. Первый пример мы с вами только что разобрали. Кто хочет объяснить решение второго примера?
(Один ученик объясняет: 95 разложили на 90 и 5. 5 + 5 = 10. 90+ 10= 100.)
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз — прыжок и три кивка,
Два — направо голова,
Три — налево поворот.
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику № 1 (с. 60).(Устное выполнение.)
№2 (с. 60).
(Первый столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Коллективная проверка.)
№3 (с. 60).
Прочитайте условие задачи.
Что нужно узнать?
Сколько песен было предложено в игре? (12.)
Сколько песен узнала Лена? (5.)
Сколько песен узнала Света? (Неизвестно.)
Что сказано о песнях, которые узнала Света? (Она узнала не только те песни, что и Лена, но и еще 4.)
Что значит «не только те, что и Лена»? (Света узнала Ленины песни — 5.)
Света узнала песен меньше или больше? (Больше.)
На сколько больше? (На 4.)
— Запишите задачу кратко.
Выполним схематический чертеж. Что примем за длину всего отрезка? (12 песен.)
Что будем делать дальше? (Отложим 5 песен, которые узнсаи и Лена, и Света, и еще 4 песни, которые узнала Света.)
Что еще? (Еще останутся песни, которые не узнала Света, обозначим их знаком вопроса.)
А мы знаем, сколько песен узнала Света? (Нет.)
Что сделаем? (Тоже обозначим знаком вопроса.)
Как задачу решать легче? (По схеме, ее было легче составлять.)
Запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
Как записать решение одним выражением? (12 - (5 + 4) = = 3(п.).)
№6 (с. 60).
Сколько минут в 1 ч? (60мин.)
Сколько дециметров в 1 м? (10дм.)
Сколько сантиметров в 1 м? (100 см.)
Сколько миллиметров в 1 см? (10мм.)
(Учитель закрепляет на доске карточки.)
— Выполните задание самостоятельно.
(Проверка по образцу на доске.)
№5 (с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. Взаимо -оценка.)
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 60). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.)
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 50 (с. 45).
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________