- Урок математики! Подойдите ко мне, встаньте в кружок! Ребята, возьмите друг друга за руку! Улыбнитесь друг другу! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу! Думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом! Пожелайте друг другу хорошего настроения и успеха! Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей! - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. – Скажите, а вы любите ходить в гости? - Когда ждут гостей или идут в гости, всегда приводят себя в порядок. Мы в порядок приведем свой ум. Прочитаем слова великого русского учёного М.В. Ломоносова: - Удалось ли вам в этом убедиться, как вам математика ум в порядок приводит? - Зачем надо знать математику? -Пусть эти слова будут напутствием к нашему уроку! А помогать нам на уроке будут герои мультфильма! Покажите, какому выражению лица соответствует ваше настроение. А вот и адрес: «Мы живем на Занзибаре, в Калахаре и Сахаре, на горе Фернандо – По, где гуляет Гиппо-По по широкой Лимпопо.» Догадались, откуда пришла телеграмма? -Из какого мультфильма прозвучала песня в начале урока? - Кто автор этой сказки? - В Африке есть большое разнообразие животных. Скажите, кто из них приглашает нас в путешествие по Африке? Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового. - Герои мультфильм предлагают привести свой ум в порядок с помощью разминки. Для чего она нам нужна? 1.Посмотрите на геометрические фигуры Мартышки. Подумайте, как продолжить ряд. Найдите в красной рамке фигуру, которую нужно поставить в первую пустую клетку. Поставьте еще три фигуры в этом ряду. -Молодцы, вы справились с заданием мартышки! 2. Ребята, кто знает, какое колючее растение произрастает в пустынях Африки? В нашем классе оно есть! Удав приглашает нас на прогулку по кактусовой поляне. Посчитайте до 10. - А теперь в обратном порядке. - Каких чисел нет в этом ряду? Разложите числа в порядке возрастания. 3.Математический диктант. Приготовьте тетрадочки. Какое число следует за числом 5, 8. Какое число стоит перед числом 4, 7. Какое число на один больше, чем 7? на два меньше, чем 5? 6 – это 4 и еще? 7 без двух это? - А сейчас проверим правильность выполнения. Поменяйтесь тетрадочками со своим соседом. Внимание на экран! Если число неправильное, то зачеркните простым карандашом. - Оцените работу своего товарища. -Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове! 4.Помогите Мартышке решить круговые примеры. - Оцените свою работу на математической разминке с помощью линеечки успеха. -Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали! А теперь мы дружно встанем, физминутку проведем! Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем, как зайки. Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули!!! -Сейчас поработаем в парах. Вспомним правила! Возьмите листочки с заданием. -Возьмите карандаши, нарисуйте дорожки от геометрических фигур к числам. -Кто готов?! - Проанализируем вашу работу! Кто готов? (учитель прикрепляет листы с выполненными заданиями к доске) -Можете ли вы сказать, какая дорожка длиннее? -Какую из этих полос легче сравнивать по длине? -Конечно! Вы совершенно правы! Почему? -Какие полоски сравнить сложнее? Почему? -Что же делать в таком случае? -Ребята, вспомните мультфильм «38 попугаев», который мы смотрели недавно. Что делали зверята этого мультфильма? -Сколько в удаве Мартышек? Слонят? А Попугаев? -Почему такие разные результаты измерения Удава получились у наших друзей? - В древности для измерения длины люди использовали такие мерки, которые всегда были при себе. Измеряли длину большим пальцем, измеряли пядью. Это расстояние между кончиком большого пальца и кончиком указательного пальца. Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую называли « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня». Самой распространённой единицей длины был локоть - это расстояние от локтя до конца среднего пальца. Для чего человеку нужно было чего-либо измерять? -Измерения везде были нужны! Но давайте подумаем, точны ли были такие измерения. Попробуем измерить один из отрезков большим пальцем. (Учитель измеряет его большим пальцем) Длина отрезка …4 пальца. - Кто желает попробовать измерить таким способом? -Какова длина отрезка? Удобным и точным ли было такое измерение? -Конечно же нет! Если меряет расстояние ребенок, то длина большого пальца ребенка значительно меньше, чем длина большого пальца взрослого. И, конечно, люди задумались, что же делать, чтобы измерения были точными. И тогда были придуманы единые единицы измерения длины. -Кто определит тему нашего урока? -С одной из них мы познакомимся сегодня. -Какую цель мы поставим перед собой? - А как называется эта единица измерения, вы узнаете из учебника (стр. 110) - Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? Кто из вас знает, как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка? -Возьмите линеечку в руки, рассмотрите ее. -Что вы видите? -Это деления. Расстояние от одного большого деления до другого и есть сантиметр. -Чтобы получить нужный результат при измерении, нужно уметь правильно ею пользоваться. -Посмотрите, как это сделали наши друзья, измеряя одинаковые отрезки. - Надо приложить линеечку нулем к началу отрезка и посмотреть, где и на каком делении наш отрезок заканчивается. -Кто из героев правильно измерил? -Вот мы приложим линейку нулем к началу отрезка и видим, что конец отрезка на делении 10. Значит длина отрезка 10 см. - Прочитаем алгоритм измерения отрезков: 1. Взять линейку. 2. Приложить ее нулем к началу отрезка. 3. Посмотреть на каком делении отрезок заканчивается. В математике сокращенно это записывают так… -Мартышка приготовила для вас задание – определить длину отрезков в упражнении №1. -Оцените свою работу на линеечке успеха. Молодцы! А сейчас пусть наши глазки отдохнут. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней среде. -Давайте измерим длину счетной палочки. Молодец! Ребята, вы согласны с объяснением… Оцените работу своего одноклассника. Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности). -Откройте тетрадочки на странице 4, задание 1. Измерьте в сантиметрах длину отрезков. Запишите в окошки полученные результаты. Кто готов? Обменяйтесь тетрадочками. - Расскажите о работе своего товарища. Назовите отрезки одинаковой длины. - Хорошо! Я довольна вашей работой! Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание. -Ребята, зачем мы учились сегодня измерять отрезки? - В каких заданиях мы можем применить наши знания и умения? Цели: зафиксировать новое содержание; провести анализ учебной деятельности; оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения; обсудить и записать домашнее задание. -Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Кто был у нас сегодня в гостях? - Какую цель мы ставили перед собой? - Мы познакомились? Мы научились с вами новому способу действия – измерять отрезки, различные предметы. - Что было легко на уроке? -Что было трудно? - Кому понравился урок? -Кого из учеников вы могли бы отметить за работу на уроке? - Что можете сказать о своей работе на уроке? -У вас на столе цветочки разного цвета. Давайте поблагодарим героев м\ф. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите цветок зеленого цвета. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – возьмите цветок желтого цвета. Если не разобрались в теме, было не интересно – красного цвета. Прикрепите свои цветочки к доске. -Герои м\ф благодарят вас за работу на уроке! - Я, ребята, тоже довольна вашей работой. Вы большие молодцы! Спасибо! Урок окончен! | Все учащиеся стоят около своих парт. Учащиеся пожимают друг другу хорошего настроения и успеха. (Учащиеся повернулись, посмотрели на гостей, хором проговорили стишок) Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали! Хорошо ли мы умеем И писать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного! Учащиеся проверяют. Читают хором: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» «Чтобы уметь считать, решать примеры, задачи. Чтобы быть умными!» Поднимают карточку с изображением героя мультфильма (мартышки или слоника) ( грустное выражение лица или веселое) Телеграмма пришла из Африки! Песня прозвучала из м\ф «38 попугаев». (если затрудняются, учитель сообщает сам) - Автор сказки Григорий Остер. Нас приглашают Удав, Слоненок, Попугай и Мартышка. Она нам нужна для того, чтобы вспомнить то, что знаем, умеем. Выходит ученик и двигает нужные картинки в пустые клетки. Это кактус! Счет до 10 (хором). Счет от 10 до 1 (хором). Один из учащихся, встав с места, отвечает: 9, 7, 5, 3, 1. Один учащийся выходит к доске и, двигая числа, раскладывает их в порядке возрастания: 2, 4, 6, 8, 10. Учащиеся открывают рабочие тетради (не печатные). Пишут: 6, 9. Пишут: 3. 6. Пишут: 8, 3. Пишут: 2, 5. (взаимопроверка) У каждого учащегося на столе есть наклейки-смайлики. Они выбирают нужный и приклеивают в тетрадочку соседа по парте. Учащиеся выходят к доске по очереди и вставляют в пустые окошки пропущенные числа: 8, 10, 9, 6, 7. Учащиеся передвигают изображение (свое фото) на линеечке успеха. Один ученик выходит к доске, показывает движения, рассказывая стишок. Учащиеся двигаются повторяют движения товарища. Учащиеся читают правила работы в парах. На каждой парте лежит лист с заданием: геометрические фигуры разного цвета (зеленый треугольник, красный квадрат, желтый круг, синий прямоугольник), от каждой фигуры проведена пунктирная линия к числу. Самостоятельная работа в парах. Поднимают руки с соседом по парте вместе те, кто выполнил работу. Выходят трое учащихся (по одному от каждой пары). Возможный ответ: «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос». Легче сравнить зеленую и синюю полоски. Возможные ответы детей: «П.ч. начало полосок находится на одном уровне. И тогда мы с вами видим, что зеленая полоска короче, чем синяя. Сложнее сравнить зеленую и красную, желтую и синюю. П.ч. полоски находятся на разных уровнях. -Зверята измеряли длину удава. - В удаве 38 попугаев, 5 мартышек и два слоненка. П.ч. они использовали разные мерки. Для того, чтобы отмерить ткань для пошива одежды; для того, чтобы построить ровную и удобную мебель; для того, чтобы построить дом. (Выходит один ученик, измеряет отрезок) -Длина отрезка…8 пальцев. Нет! -Единые единицы измерения. -Познакомиться с новой единицей измерения; научиться измерять предметы с помощью новой единицы измерения. (Учащиеся открывают учебник.) -Сантиметр. -Этот инструмент называется линейка. -Мы видим маленькие и большие полоски. (Читает ученица Старостина Кристина) (Учащиеся по учебнику определяют: -Длина синего отрезка 1 см, а длина красного 5 см. (Оценивают) (Учащиеся следят за точкой на тренажере) (Один учащийся выходит к доске и проговаривает свои действия) -Для этого приложим палочку одним концом к началу линейки, к нулю, и посмотрим, где палочка заканчивается. Мы видим, что это цифра… Значит, длина счетной палочки…см. Возможный ответ: -Мне понравилось объяснение… Он правильно измерил отрезок. Дал полный ответ. Самостоятельная работа учащихся. Возможные ответы: ….все отрезки измерила верно. ….Я не согласен с….. Длина ….отрезка равна…см. Это зеленый и фиолетовый отрезки. Их длина….см. - Мы учились измерять отрезки для того, чтобы измерять различные предметы; чтобы построить дом, когда вырасту; чтобы сшить платье, костюм. -Мы можем применить наши знания при решении задач. -У нас в гостях были: Удав, Мартышка, Попугай и Слоненок. -Познакомиться с новой единицей длины, научиться использовать новую единицу длины для измерения предметов. -Да! (Возможные ответы учащихся) (Учащиеся прикрепляют свои цветы к доске.) |