Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Первомайская многопрофильная гимназия – дошкольное образовательное учреждение ясли-сад «Аленький цветочек» комбинированного типа
имени Николая Милютина»
Урок математики
«Названия компонентов и результата деления»
2 класс
Подготовила
Побочная Елена Владимировна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Первомайск
2024г.
Тема: Названия компонентов и результата деления
Цель: познакомить с названиями компонентов, результата и выражения при делении.
Задачи: 1) повторить названия компонентов и результата действия сложение, вычитание, умножение; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
2)развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания; логическое мышление;
3) воспитывать активность, усидчивость.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Понимать конкретный смысл действия деления; уметь моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков и чертежей; решать задачи и примеры действием деления, записывать их, называть компоненты деления.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме; находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
при работе в парах управление поведением партнера – контроль, оценка действия партнера.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с названия компонентов действия и результата деления, карточки для самостоятельной работы и устного счета, картинки для составления задач.
Ход урока
1. Организационный момент
-Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
-
Мотивация учебной деятельности.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
-
Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите дату. 26 марта Классная работа.
а) Минутка каллиграфии
- Назовите число, которое находится на числовом отрезке между числом 7 и 9. Составьте с ним двузначное число. Расскажите о нём всё, что знаете.
(чётное, имеет 8 дес. и 8 ед, не круглое, соседи 87 и 89, сумма разрядных слагаемых 80+8=88).
Пропишите число 88, соблюдая все каллиграфические нормы.
б) Проверка домашнего задания с.61 Задача 5
1) 25 + 32=57 2) 100 - 57 = 43
2 Примеры 6
14,28,41 64,79, 85 57, 87, 100
в) Устный счет
1) Игра «Посчитай ответ»
5*2-3 5*2-10 5*3+5 5*3-5
2) Работа над задачами. Записываем только примеры, которыми решаются задачи.
-
Составьте задачу по картинке про велосипеды на умножение.
-
Составьте задачу по картинке про конфеты на умножение.
-
Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?
4. Постановка целей, задач, самоопределение к деятельности.
-Ребята, назовите действия, которыми мы пользовались при решении задач. (Умножение, деление)
-Давайте прочитаем записанные решения с помощью названий компонентов действий. (Ученики читают первые две записи, а при чтении 3,4-ой записи испытывают трудность)
-Почему мы не можем прочитать последнюю запись? (Не знаем названия компонентов и результата действия деления)
-Тогда, давайте поставим цель нашего урока. (Мы должны узнать названия компонентов и результата действия деления)
-Что мы должны повторить? (Решение задач, примеров)
-А что вам понадобиться для того, чтобы справиться с этими задачами? (Быть внимательными, усидчивыми)
5. Усвоение новых знаний
1) Решите такую задачу.
16 яблок разложили на 2 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?
Запишите пример: 16:2 =8
-Ребята, число, которое мы делим, называется «делимое». (Учащиеся читают хором)
-Число, на которое делим, называется «делитель». (Учащиеся читают хором)
-Результат действия деления – это «частное». (Учащиеся читают хором)
-Также и само выражение при делении называется «частное».
2) Откройте учебники на с.62, рассмотрите таблицу.
-Как называются компоненты при делении?
-Как называется число, которое делим?(Делимое)
-Как называется число, на которое делим? (Делитель)
-Как называется результат действия деления? (Частное)
Как называется выражение при делении? (Частное)
3) Учитель на доске записывает пример 6:2=3
-Прочитайте пример, называя компоненты и результат деления. ( Делимое 6, делитель 2, частное 3)
Прочитайте пример, используя название выражения и результата деления. (Частное чисел 6 и 2 равно 3)
5. Физминутка
6. Первичная проверка понимания
а) Поработаем с учебником. Стр.62 №1
б) Задача 2. Реши задачи и сравни решения. -Прочитайте обе задачи.
1) Юля посадила 18 луковиц в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду?
2) Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?)
-Чем они похожи? ( Здесь говорится о луковицах, числовые данные одинаковые)
-А чем они различаются? (Разные условия и вопросы)
-Выполним рисунок к первой задаче. Сколько всего луковиц посадила Юля? (18)
-Как она их сажала? (В 3 ряда поровну)
-Что означает поровну? (На каждой грядке одинаковое количество луковиц)
-
Сколько луковиц надо посадить, чтобы в каждом ряду было по 1 луковице? (3)
1
ряд
2
ряд
3 ряд
-Что делать дальше? (Взять еще 3 луковицы и посадить на следующие ряды по 1, и так пока не закончатся все луковицы)
1
ряд
2
ряд
3 ряд
-Что мы узнали? (Сколько раз по 3 содержится в 18)
-Запишите решение задачи и ответ.
18:3=6 (л.)
Ответ: 6 луковиц в каждом рядом
-Самостоятельно сделайте рисунок ко 2-ой задаче, запишите решение ответ. (Проверка: один ученик выполняет рисунок на доске, другой – читает решение и ответ)
18:3=6 (р.)
Ответ: 6 рядов получилось
7. Закрепление изученного материала
1) Решите уравнения. Задания выполняется по вариантам.
1 вариант – х-9=7 2 вариант – х+30=70
(Проверка у доски по одному ученику с каждого варианта)
2) Самостоятельная работа.
Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Взаимопроверка. 0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4-5 ошибок – «2»
Оценивание.
8. Рефлексия
Сегодня я узнал…
На уроке мне понравилось…
На уроке мне было трудно…
У меня получилось...
9. Итог урока
-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Получилось ли нам достигнуть поставленную цель?
- Как называются числа при делении?
-Кроме новых знаний, что на уроке мы еще повторяли? (Решение задач, примеров, уравнений, работали самостоятельно)
10. Домашнее задание Учебник стр.62 № 3,8
-Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
Карточка
1)Реши примеры
1 ⸱ 5 = 10 ⸱2 =
0 ⸱ 10 = 6 ⸱ 3 =
7 ⸱ 1 = 5 ⸱ 4 =
1⸱5 =5 10⸱2=20
0⸱10=0 6⸱3 =18
7⸱1 =7 5⸱4 =20
Взаимопроверка
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4-5 ошибок – «2»
5
⸱3
+5
-5
?
13