тема: числовые выражения
Цели: познакомить учащихся с простейшими выражениями, их названиями (сумма, разность, произведение, частное); учить читать и составлять выражения и вычислять их значение; совершенствовать навыки решения составных задач; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задача.
У продавца 28 красных воздушных шариков и 20 жёлтых. На сколько больше у продавца красных шариков, чем жёлтых?
2. Заполните пустые «окошки»:

3. Геометрия на спичках.
а) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите три решения и сравните их.

б) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
в) Переложите две палочки так, чтобы получилось 2 квадрата.
г) Переложите две палочки так, чтобы получилось 3 квадрата.
д) Переложите две палочки так, чтобы получилось 4 квадрата.
е) Переложите две палочки так, чтобы получилось 5 квадратов.
4. Выберите картинку.

III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют «выражением».
IV. Изучение нового материала.
Учитель проводит подготовительную работу.
На доске записаны два числа: 6 и 3. Учитель ставит между ними знак «+».
– Получилась запись, которую называют выражением.
– Так как это выражение составлено с помощью знака «+», то его называют суммой. Сделайте на доске запись:

сумма
– Запишите два других числа: 12 и 4. Поставьте между ними знак «–». Получилось выражение, которое называют разностью:

разность
Следующие два выражения учитель составляет вместе с классом.
– Давайте составим из чисел 8 и 5 и знака умножения выражение, которое назовем произведением. Кто сможет записать произведение чисел 8 и 5 на доске? (Кто-либо из учеников делает запись. Учитель под этим выражением записывает слово произведение.)

произведение
– Как записать частное 12 и 3? (12 : 3.)
– Запишите под выражением 12 : 3 слово «частное».

частное
– Если в каждом из этих выражений выполнить действие, то получится число, которое называют значением выражения. (Выпишите снова все выражения одно под другим и выполните действия.)
6 + 3 = 9 8 · 5 = 40
12 – 4 = 8 12 : 3 = 4
– Назовите значение первого (второго, третьего, четвертого) выражения.
– Назовите выражение, значением которого является число 40. (8, 4, 9.)
– Число 9 мы называли суммой чисел 6 и 3, и его значение – число 9. Точно так же разностью называют выражение 12 – 4 и число 8, являющееся его значением; произведением называют выражение 8 · 5 и его значение – число 40; частным – выражение 12 : 34 и его значение – число 4.
Далее учащиеся рассматривают таблицу в учебнике (на с. 68).
– Прочитайте каждое выражение. Назовите их значение.
Задание № 1 (с. 69).
Используя карточку-помощницу, учащиеся читают числовые выражения:
• сумма чисел сорока шести и восемнадцати;
• произведение чисел девяти и четырех;
• разность чисел сорока восьми и шести и т. д.
Задание № 2 (с. 69).
Учащиеся читают разными способами выражения, используя карточку-помощницу.
Физминутка
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 8 (с. 70).
Учащиеся выполняют записи:
7 + 8 = 15 9 · 9 = 81
17 – 9 = 8 48 : 6 = 8
Задание № 9 (с. 71).
– Прочитайте данные выражения.
– Сравните выражения в каждом столбике.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Выполните действия.
Задание № 10 (с. 71).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:

Решение:
1) Сколько денег у Пети и у Сережи вместе?
4 + 3 = 7 (р.).
2) Сколько денег у Юли?
7 · 5 = 35 (р.).
Ответ: 35 рублей.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 130.
Учащиеся должны понимать, что числовые выражения состоят из чисел и связывающих их знаков арифметических действий, поэтому следующие записи не являются выражениями:

Задание № 132.
Учитель может предложить учащимся пользоваться калькулятором для нахождения значений составленных выражений.
Правильные варианты следующие:
суммы: 26 + 5, 12 + 19, 16 + 15, 3 + 28, 31 + 0.
разность: 38 – 7, 31 – 0.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите компоненты арифметических действий.
Домашнее задание: № 7 (учебник); № 124, 125 (рабочая тетрадь).