План-конспект урока
Предмет: математика
Тема урока: «Нахождение однозначного частного»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Класс: 3Б
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию и первоначальных умений решать примеры на нахождение однозначного частного.
Задачи урока:
Дидактические:
- закрепить случаи деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным числом;
- способствовать формированию умений решать примеры на нахождение однозначного частного;
Развивающие:
- развивать коммуникативные: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о нахождении однозначного частного;
- развивать умения проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
- способствовать развитию оценочной деятельности: уметь контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректировать собственные знания; проявлять волевые усилия; оценивать собственную деятельность, правильность выполнения учебной задачи.
Воспитательные:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
- воспитывать интерес к предмету при выполнении заданий на тему «Нахождение однозначного частного»;
- воспитывать потребность к самооцениванию.
Предметные результаты:
Предметные:
- умеют решать примеры на нахождение однозначного частного;
- закрепили умения решать примеры на нахождение однозначного частного.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
- умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя о нахождении однозначного частного, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;
Познавательные:
- умеют проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимают и адекватно используют математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач
- умеют контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректировать собственные знания; проявлять волевые усилия; оценивать собственную деятельность, правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
- осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
- объективно оценивают свои достижения на уроке.
Ресурсы: учебник математики (УМК «Начальная школа XXI века», В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева 3 класс, 2 часть), рабочая тетрадь; проверочные работы; наглядность, оборудование.
Организация пространства фронтальная, индивидуальная, групповая, парная работы.
Структура урока
I. Организационный этап
-
Знакомство.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Зарина Газинуровна. Сегодняшний урок математики у вас проведу я. Как у вас настроение? Хорошо, ребята.
-
Эмоциональный настрой к уроку.
- Сегодняшний урок я хочу начать с пословицы. А звучит она так: «Без труда ничего не даётся». Как вы думаете, что означает эта пословица? (ответы) Это пословица означает, что чтобы достичь желаемых целей и успеха в жизни, необходимо усердно трудиться и прилагать значительные усилия. Успех не приходит сам по себе, а достигается только благодаря постоянной работе и настойчивости. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.
Проверка готовности к уроку.
- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока.
- А теперь откроем тетради и запишем число, классная работа. Сегодня у нас 11 апреля.
- Сейчас проведем небольшой диктант. Ответы на мои вопросы пишем в один ряд, через запятые. Пишем красиво и аккуратно. Перед тем, как написать, хорошо подумайте.
1) 30 умножить на 10 (300)
2) К 26 прибавить 14 (40)
3) Из 13 вычесть 7 (6)
4) 20 уменьшить в 2 раза (10)
5) Делимое 25 делитель 5, найдите частное (5)
6) Во сколько 36 больше 12? (3)
- А сейчас давайте проверим работу. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и простым карандашом зачеркните неправильный ответ. (Ответы на экране: 300, 40, 6, 10, 5, 3)
- Хорошо, молодцы ребята!
III.Актуализация знаний.
Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися).
- А сейчас, чтобы узнать цель нашего урока, давайте прочитаем письмо от Чебурашки. Что же он нам пишет?
Привет, ребята, это я, Чебурашка. У меня возникла небольшая проблема. Мне нужно решить несколько примеров. Несколько примеров я уже решил. Но я никак не могу решить один пример. Помогите мне пожалуйста.
- Ребята, какая трудность возникла у Чебурашки? (не может решить один пример) Мы поможем ему? Хорошо, давайте сначала решим все примеры, который предлагает Чебурашка. Посмотрите на экран и решите эти примеры. Пусть один из вас выйдет к доске.
50:10 = 400:100 =
70:10 = 430:86 =
60:10 = 900:100 =
- Давайте проверим, правильно ли вы все решили.
50:10 = 5 400:100 = 4
70:10 = 7 430:86 = 5
60:10 = 6 900:100 = 9
- Хорошо, ребята, молодцы давайте посмотрим, какой же пример не может решить Чебурашка. Давайте попробуем найти здесь пример, который отличается от других. (430:86 = 5) Чем он отличается от других примеров? Каким методом надо его решить? (методом подбора) Кто может сказать, что такое «метод подбора»? (ответы) Метод подбора — это способ деления числа на двузначное, при котором частное подбирают последовательно и проверяют умножением.
- Исходя из этого, как вы думаете, какая у нас будет цель? (научиться решать примеры на нахождение однозначного частного)
- Верно ребята, и цель нашего сегодняшнего урока: научиться решать примеры на нахождение однозначного частного.
- Исходя из этого, как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (ответы детей)
- Верно, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «Нахождение однозначного частного».
- Давайте хорошенько сегодня поработаем, чтобы отправить письмо Чебурашке. Чтобы он мог решать такие примеры, как этот (430:86=)
IV. Организация познавательной деятельности
1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)
-Чтобы достичь нашей цели, определим последовательность действий на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите план нашего урока.
1. Вспомним алгоритм деления.
2. Научимся решать примеры на нахождение однозначного частного;
- Чтобы оценить свою деятельность на уроке, на ваших столах лежат листочки под №1 - это листы самооценивания. После того, как мы решим один пункт нашего плана, вы будете ставить +, а если у вас остались какие-то вопросы, то?. А сейчас отложите эти листочки на край парты, чтобы они нам не мешали.
2.Поиск решения («открытие» нового знания).
- Ребята, что нужно знать при выполнении любого действия? (алгоритм выполнения действия)
- Давайте вспомним этот алгоритм, выполняя парную работу. Как мы работаем в парах? (дружно и сообща) Сейчас я вам раздам конверты, внутри которых будет алгоритм нахождения частного и вам нужно будет их расставить в правильном порядке.
- Давайте проверим, посмотрите на экран. Все ли правильно распределили?
1) Проверить, сколько цифр будет в частном.
2) Находить частное способом подбора, начиная с пяти.
3) Перебирать цифры через одну: 5,7,9 или 5,3,1,
4) Подходящее число есть искомое частное.
- Хорошо, молодцы ребята! Вот мы с вами и повторили алгоритм нахождения частного.
- Сейчас откройте 89 страницу учебника. Посмотрите №1. Пусть один из вас прочитает задание.
- Итак, давайте попробуем ответить на вопрос. 144 надо поделить на 24. Почему заяц начал подбор частного с числа 5? Как вы думаете, как он рассуждал? (ответы детей) Если начинать подбор частного с числа 5, то будет меньше шагов в подборе частного. Т.е. нам не придется тратить много времени на нахождение частного. Поэтому желательно начинать подбор частного с 5 и перебирать цифры через одну: 5,7,9 или 5,3,1,. Потому что так нам будет намного легче, и мы сэкономим время.
- Ребята, сейчас вы поработаете индивидуально. Я раздам вам карточки. Вам нужно решить данную вам задачу. На каждой парте будут разные задачи, поэтому каждая парта работает самостоятельно.
Задача:
-
126 конфет раздали детям по 14 штук. Сколько детей получили конфеты?
-
248 человек разбили на 31 группы. По сколько человек оказалось в
каждой группе?
- Вижу, что вы закончили. Сейчас давайте проверим. Посмотрите на экран. (читаю задачи)
-
126 конфет раздали детям по 14 штук. Сколько детей получили конфеты?
Решение:
126:14= 9 (д)- получили конфеты
Ответ: 9 детей получили конфеты.
-
248 человек разбили на 31 группы. По сколько человек оказалось в
каждой группе?
Решение:
248:31=8 (ч) – в каждой группе
Ответ: в каждой группе оказалось 8 человек.
Ваши ответы совпадают? У кого есть ошибки? Молодцы, ребята!
- А сейчас возьмите листы самооценивания. Прочитайте первый пункт. Мы вспомнили алгоритм деления? Если да, и вы все поняли, поставьте +, если у вас остались вопросы, то поставьте ?.
- Хорошо, сейчас давайте поработаем в группах. Я раздам вам карточки с примерами. Вам нужно решить эти примеры на этих же карточках методом подбора частного. Не забываем алгоритм нахождения частного, и что начинаем подбор частного с 5. В группах работаем дружно и сообща.
Примеры:
234 : 26 = 486 : 81 =
152 : 76 = 425 : 85 =
356 : 89 = 630 : 70 =
775 : 155 = 936 : 156 =
- Сейчас давайте проверим ваши ответы. Посмотрите на экран и проверьте, все ли вы правильно решили.
234 : 26 = 9 486 : 81 = 6
152 : 76 = 2 425 : 85 = 5
356 : 89 = 4 630 : 70 = 9
775 : 155 = 5 936 : 156 = 6
Физкультминутка.
- А сейчас давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. Аккуратно встаньте из-за парт. Повторяйте за мной. (2 раза)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
- Молодцы, садитесь на свои места.
- Сейчас мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу. Посмотрите на экран. Вам нужно решить эти примеры в своих тетрадях по вариантам. Вариант считаем с окна.
Самостоятельная:
1 вариант 2 вариант
264:33= 175:25=
485:97= 369:41=
126:18= 284:71=
Ответы:
1 вариант 2 вариант
264:33=8 175:25=7
485:97=5 369:41=9
126:18=7 284:71=4
- Хорошо, ребята. Давайте проверим. Посмотрите на экран и сравните свои ответы. Если у вас нет ошибок, ставите себе оценку «5», если у вас 1 ошибка, ставите оценку «4», если 2 ошибки, ставите оценку «3», а если нет верных ответов, ставите оценку «2».
- Хорошо, ребята, вижу, вы все справились с этим заданием. Значит, вы были активными на уроке, молодцы!
- А сейчас возьмите листы самооценивания. Прочитайте второй пункт. Если мы выполнили этот пункт, и вы все все поняли, поставьте +, если у вас остались вопросы, то поставьте ?.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним тему урока. (называют тему) Верно, а какая у нас была цель? Научиться решать примеры на нахождение однозначного частного. Хорошо, мы с вами достигли цели? Отлично. Давайте вернемся к нашему плану, все ли пункты плана мы выполнили? Отлично! Теперь мы можем отправить письмо Чебурашке и помочь ему? (да) Верно, теперь мы можем помочь Чебурашке.
- А сейчас давайте оценим свою деятельность на уроке. Для этого продолжите фразы:
Я научился/ась…
Мне понравилось…
Мне было интересно…
-Хорошо, молодцы, ребята! Все сегодня отлично поработали.
VI. Домашнее задание
- Ребята, запишите домашнее задание. На доске вам даны примеры. Дома вам нужно будет их решить.
888:222=
780:156=
504:56=
270:45=