Тема: Решение задач на увеличение числа в несколько раз.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: знакомство с задачами на увеличение числа в несколько раз; раскрытие смысла понятий «больше в 2(3,4…) раза
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Планируемые результаты:
предметные:
закрепить умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи, действовать по алгоритму.
личностные:
Универсальные учебные действия:
регулятивные
познавательные
использует полученные раньше знания, делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Математика пришла,
Занимай свои места.
Чтоб от безделья не зевать,
Мы научимся решать.
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности
Устный счёт
1.
2.Задачи в стихах
9:3=3 Хомячок по полю шёл,
9 зёрен нашёл.
Посмотрел к нему спешат
Трое маленьких мышат.
Возле них остановился
И находкой поделился.
Девять зёрен на троих
Разделил он в тот же миг.
Сколько получил каждый?
3*2=6 Дарит бабушка-лисица
2+2+2=6 трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте.»
Сколько всех, пересчитайте
2*5=10 Раз к зайчонку на обед
прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок?
8:2=4 Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
10*2=20 Посылали молодицу
по холодную водицу.
А водица далеко
И носить-то нелегко:
10 раз по два ведра.
Сколько вёдер, детвора?
3. Следующее задание – «Расшифруй слово» - решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока. (Устно, один из учеников располагает ответы в порядке возрастания)(мелок)
3 ∙ 7 А 2 ∙5 А
3 ∙ 6 Д 2 ∙3 З
4 ∙ 6 Ч 3 ∙10 А
-Что вы знаете о задаче?( Задача состоит из условия и вопроса. Задачи бывают простые и составные)
2. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите минутку чистописания. Обратите внимание на правильное написание цифр, каждой цифре соответствует одна клетка.
Давайте решим задачи.(задачи напечатаны на листах)(открываю по очереди)
В детский сад привезли 3 куклы, а машин на 4 больше. Сколько привезли машин?
(Записывают решение и ответ в тетради. 3+4=7(м)
Ответ: 7 машин.)
В детский сад привезли 3 куклы, а машин в 4 раза больше. Сколько привезли машин?
III. Постановка учебной задачи, темы урока
-Чем отличается эта задача от первой?( - Здесь говорится об увеличении числа в несколько раз , а в первой задаче на увеличение числа на несколько единиц.)
-Какова тема?( - Задачи на увеличение числа в несколько раз)
- Итак, какую цель поставим на уроке?( - Познакомиться с новыми видами задач на увеличение числа в несколько раз.. Научиться решать такие задачи.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Освоение нового материала
-Давайте вместе решим эту задачу.
-Сколько кукол привезли? (3)
-Что известно о машинках?( в 4 раза больше)
-Сколько раз будет по 3?( по 3 четыре раза)
-С помощью какого действия мы запишем по 3 четыре раза? (умножения)
-Какой вывод следует? (появляются карточки с записями: Увеличить на …)+
Увеличить в…раз ) х
-Если в задаче говорится, что число больше на несколько единиц, то оно находится действием сложения
-Если в задаче говорится, что число больше в несколько раз, то оно находится действием умножения
-Обратите ещё раз на значение предлогов.
Физминутка
Если для решения используете действие сложение, то приседаете, если- умножение , то хлопок в ладоши.
5 увеличить в 4 раза
19 увеличить на 20
7 увеличить в 5 раз
9 увеличить в 7 раз
7 увеличить на 3
Молодцы
V. Первичное закрепление полученных знаний
Работа в паре
Откройте учебник на стр.75 задача №1. Хорошо читающий ученик читает задачу.
-Сколько помидоров? (4)
-Что нужно найти?( сколько огурцов)
- Что сказано об огурцах? ( в 2 раза больше)
-Пользуясь одной из табличек, определите каким действием решите задачу и запишите решение в тетрадь. Тот кто быстрее решит ,поднимает руку , если решение правильное, я дотрагиваюсь до плеча и вы можете выбрать карточку любого уровня сложности Самостоятельная работа Блиц – турнир.
Вы можете выбрать карточку любого уровня: уровень «А»- легкий, уровень «Б» - сложный. Можно решить задания и двух уровней. Решение записываем в тетрадь УРОВЕНЬ А
1) Петя отгадал в кроссворде 17 слов, а Коля на 3 больше. Сколько слов отгадал Коля?
17+ 3 17- 3 17 Х 3 17 : 3
2) В гараже стояло 9 грузовых машин, а легковых машин в 3 раза больше?
9 + 3 9- 3 9 Х3 9 : 3
3) Маша идёт до школы 15 минут, а Вера на 5 минут дольше. Сколько минут на дорогу тратит Вера?
15+5 15 Х 5 15 – 5 15 : 5
4) Оля вырезала 8 звёздочек , шаров в 4 раза больше. Сколько Оля вырезала шаров?
8+ 4 8Х 4 8 – 4 8 : 4
УРОВЕНЬ В
1. В первой пачке 6 карандашей, а в другой в 3 раза больше. Сколько карандашей во второй пачке?
6 + 3 6 Х 3 6 – 3 6 : 3
2. В пруду плавало 10 лебедей , а гусей на 5 больше Сколько плавало гусей?
10 +5 10 Х 5 10 – 5 10 : 5
3. С одного участка собрали 8 кг огурцов, а с другого в 3 раза больше. Сколько огурцов собрали с двух участков?
8+3 + 8 8Х3 +8 8 -3 +8
4. Петя решил 6 примеров, а Коля на 3 больше. А Женя в 4 раза больше чем Коля Сколько примеров решил Женя?
(6 + 3) Х 4 6 Х 3 + 4 6 + 3 + 4
Время вышло. Самопроверка. (Ответы на доске) Самооценка.
Уровень А: 1) 17+3=20 2) 9 Х3 =27 3) 15+5=20 4) 8Х 4=32
Уровень В: 1) 6 Х 3=18 2) 10 +5=15 3) 8Х3 +8 =32 4) (6 + 3) Х 4=36 Карточку вложили в тетрадь, если не успели решить все задачи ,то выполните дома.
Физминутка для глаз
Хлопните в ладоши 2 раза, а глазами моргните в 2 раза больше
Хлопните в ладоши 3 раза, а глазами моргните на 1 раз меньше
На внимание молча повторяют ухо-нос
VI. Работа в группе
1 и 2 группа- остров умножения(устно решают только те задачи, которые решаются умножением)
3 и 4 группы- остров сложения
1. Игра «Мой островок».
По пути в страну знаний встретились два островка. Давайте узнаем какие, животные на них обитают. Выбирай тот островок, действием которым решал задачу. Выбери правильный ответ и узнаешь животное.
1) Лиса весит 7 кг, а это животное на 10 кг больше. Сколько весит это животное, кто это? (волк 17)
2) Дойная коза съедает в сутки 2 кг сена, а это животное в 7 раз больше. Сколько кг съедает это животное ? Угадай кто это. (Корова 14)
3) Продолжительность жизни жирафа 28 лет, а это забавное животное живёт на 37 лет дольше? Сколько лет живёт животное. Узнай его. (слон 65)
4) Прыжок леопарда 3 метра, прыжок другого животного в 2 раза длиннее? Узнай длину прыжка и назови животное.(кенгуру 6)
5) Этот зверёк в естественных условиях живёт 7 лет, а в Зоопарке продолжительность жизни увеличилась на 6 лет. Сколько лет живёт этот зверёк в Зоопарке? Узнай его (енот 13)
6) Тюлень весит 3 тонны, узнай животное , которое весит в 8 раз больше. Сколько весит животное? Кто этот гигант? (кит 24)
Проверка: на острове сложения всем животным присвоены нечётные числа , а на острове умножения чётные.
-Какой алгоритм использовали при решении задач?
Если осталось время ручеёк
VII. Рефлексия
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли её?
Как увеличить 5 в 8 раз?
- Кто уже чувствует себя уверенно в решении новых задач?
VIII. Домашнее задание
Стр 75 №3, №5, составить 2 задачи на увеличение числа в несколько раз. ( по выбору)