Математика.
Класс:3-а
Количество учащихся: 26
Тема: Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Цели:
познакомить с новым типом задач; терминами “цена”, “количество”, “стоимость”; применять правило взаимосвязи цены, количества, стоимости, выполнения упражнения для закрепления; совершенствовать вычислительные навыки.
развивать логическое мышление, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;
учить формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность, прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний;
познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выделяют необходимую информацию; сравнивают, анализируют, делают выводы;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и четко выражают свои мысли; уважают всех участников образовательного процесса.
Ход урока
Организационный момент
Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.
Минутка чистописания
-Уровень 1.
Написать все двухзначные числа, в которых количество десятков на 3 больше кол-ва единиц.
-Уровень 2 - написать их в порядке возрастания.
Стадия вызова
Устный счет :
На каждой парте карточки с заданием:
- Работа в парах (учащиеся выполняют вычисления и получают слова: цена, количество, стоимость)
- Расположив полученные результаты в порядке возрастания, вы получите ключевое слово.
5+5+5+5+5+5+5 | 35 | а |
7+7+7 | 21 | е |
3+3+3+3+3 | 15 | ц |
8+8+8+8 | 32 | н |
5*2 | 10 | ч |
3*2 | 6 | л |
2*4 | 8 | и |
7*2 | 14 | с |
2*1 | 2 | к |
2*6 | 12 | е |
2*2 | 4 | о |
8*2 | 16 | т |
9*2 | 18 | в |
10*2 | 20 | о |
5:1 | 5 | т |
70:7 | 10 | и |
9*10 | 90 | ь |
40:10 | 4 | с |
7*10 | 70 | с |
3*10 | 30 | м |
10*8 | 80 | т |
80:10 | 8 | о |
10*4 | 40 | о |
- Найдите полученные слова среди ряда слов на доске, прикрепите их к теме урока. (цена, количество, стоимость)
- Скажите, связаны ли эти слова между собой? Каким образом?
- Как вы думаете, где будут встречаться эти величины?
- Какие цели мы поставим на урок? (решать задачи с величинами Ц,К,С, узнаем как связаны между собой эти единицы)
Стадия осмысления
А) Работа с таблицей – фронтально
Цена | Показывает сколько стоит 1 предмет |
Количество | Показывает сколько предметов нужно купить |
Стоимость | Сумма денег за весь товар |
- Посмотрите на таблицу, здесь приведена точная формулировка слов из темы урока.
- А теперь давайте вернемся к вашим ответам и сравним их.
Микроитог
- Ребята, вы уже сказали, что данные слова мы можем встретить в магазинах, у нас сегодня в классе тоже есть магазин.
-Скажите, а что есть в нашем классном магазине?
- А чтобы сделать покупку, что нужно знать?
- Сколько стоят эти товары? А как вы узнали? А где написана цена товара?
- Итак, что же показывает цена?
- Бывает ли неловко вам, когда вы приходите в магазин?
Это проблема, которую надо решить. Скажите её. (Как научится сосчитать деньги). И хватит ли тех денег, чтобы купить товар.
Итак, что же такое цена товара? (на доске ЦЕНА) Это количество денег за единицу товара.
Дима взял 4 тетради. А что больше 1 или 4?
Тетрадей стало больше?
Что же такое количество? (то, сколько взяли предметов).
Тогда, что же такое стоимость?
- Дима взял 4 тетради, стоимость одной тетради 3 руб. Хватит ли Диме 10 рублей, что бы рассчитаться за покупку?
(Ответы детей)
Прием «Взаимоопрос»
- Прочитайте задачу еще раз самостоятельно, подготовьте вопросы друг другу.
- Задачи с такими величинами мы будем записывать в таблицу (показать на доске)
- Чтение задачи по частям, заполнение данных.
- Самостоятельное решение задачи. 1 ученик за доской. Самоконтроль.
Микроитог
- Кто справился с заданием?
Работа над задачами:
- Ребята, посмотрите перед нами математический магазин.
- Что можно купить в магазине?
- Что же показывает цена? (Сколько стоит один предмет.)
- Отправляемся в магазин.
- Чтобы приобрести покупку, что мы должны знать? (цену)
- Что же показывает цена? (Сколько стоит один предмет.)
У вас на столах лежат деньги. Вы должны набрать разными монетами и купюрами цену товаров. ( показывают купюрами).
Далее покупаем, 3 ручки по 2 рубля.
-Что такое 3? (Это количество ручек, купленных покупателем.)
- Сколько денег он должен заплатить? (6 руб.)
-Покажите деньги , которыми вы рассчитаетесь за покупку. (Учащиеся набирают сумму)
Далее: 2 альбома по 5 руб, 4 тетради по 3 руб, 6 карандашей по 1 руб.
Откройте учебник с.12 №1 (б). Прочитайте задачу. О чем говорится в этой задаче?
О каком количестве открыток говорится в задаче?
Сколько стоят эти 5 открыток?
Знаем ли мы цену 1 открытки? (нет, надо узнать).
Микроитог
- Как найти стоимость? (С=Ц*К)
- Как найти цену? (Ц=С:К)
- Как найти количество? (К=С:Ц)
Г) Составление схемы
- Как выдумаете, какая величина будет самая большая? (стоимость)
- Попробуйте установить взаимосвязь между величинами.
- Добавьте знаки нахождения величин.
- Какую еще взаимосвязь можно установить? (с величинами)
Стадия рефлексия.
Составление кластера:
цена
количество
Магазин
стоимость
А) Прием «Перепутанные логические цепочки» - работа в парах
- В ваших конвертах находятся формулы по изученной теме, но они рассыпались. Соберите их.
С= Ц*К Ц= С:К К= С:Ц
Самоконтроль
Сравните ваши результаты с формулами на доске.
Б) Самостоятельная работа (дополнительно для обучающихся с высоким уровнем подготовки)
Цена | Количество | Стоимость | Решение |
5 руб. | 3 шт. | ? | |
3 руб. | ?шт | 12 руб. | |
? | 6 шт. | 18 руб | |
? | 8кг | 24 руб | |
2руб | ?кг | 16 руб | |
Самоконтроль с образцом
Итог урока
Воспитательная беседа. ( На доске пословицы)
Объясните ребята, что означают эти пословицы?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не в деньгах счастье.
С какими новыми понятиями мы с вами сегодня познакомились? (цена, количество, стоимость)
- Правильно! А на что указывает цена? (Сколько стоит один предмет)
- А что называется стоимостью? (Сколько нужно заплатить за все предметы)
- Правильно! Что вам сегодня понравилось на уроке?
А сейчас вы украсите дерево успеха. Возьмите, пожалуйста, листочки. Вспомните, как вы работали на уроке, все ли запомнили? Кто запомнил всё и доволен своей работой, прикрепите зеленый листок. Кто немного запомнил и кому нужно еще постараться прикрепите желтый листок. А кто ничего не запомнил и не доволен свей работой - прикрепите красный листок.
-Урок окончен.
Домашнее задание: с.83 № 5,6
Дополнительно - придумать для одноклассников задачу на нахождение Ц,К,С