СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием"»


Технологическая карта

урока математики


ТЕМА «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»

(стр. учебника 5 стр. рабочей тетради …)


Цели урока: Создать условия для введения и усвоения понятия скорость, единицы скорости, установить взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием.



УМК «Школа России»


Технология обучения – проблемно-диалогическая



Тип урока – урок ОНЗ






















Составила студентка 341 группы

Изъюрова Анастасия Сергеевна

МОУ СОШ № 16, класс 4Г, каб. № 15

Дата проведения урока 19.01.2022

Смена 1Номер урока 1

Начало урока 8 час 00 мин.

ФИО учителя школы:

Семушова Ольга Александровна

ФИО преподавателя-консультанта:

Бизайне Анна Александровна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)


____________________, дата ________

(подпись учителя)



___________










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

  1. познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

  1. коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. связанные с актуализацией:

  1. умеют выполнять вычисления

  2. знают меры измерения величин

  1. связанные с изучением нового:

  1. понимают, что такое скорость и в чем она измеряется

  2. знают, с какими величинами взаимосвязана скорость

  1. связанные с повторением материала, изученного ранее:

  1. Умеют переводить величины из одной в другую

  1. связанные с подготовкой к изучению материала следующих уроков:

на уроке такой работы не велось.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

Создать условия для формирования нового понятия «скорость», новой единицы измерения скорости, взаимодействие скорости, времени и расстоянии


РАЗВИВАЮЩИЕ:

Организовать деятельность по формированию умения:

- выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

- взаимодействовать с одноклассниками;

- строить речь и высказывать свою точку зрения, используя математический язык;

- ставить и формулировать проблемы.




ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Создать условия для отработки навыка использования получаемой математической подготовки в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.


Оборудование.

  • у учителя:




  • у учащихся:







Библиографический список

УМК «Школа России» Математика. 4 класс. 2 часть - Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Оформление доски







Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)


ХОД УРОКА


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «Добрый день»

Форма организации учебной деятельности фронтально

Дидактические средства отсутствуют

Формы и методы контроля отсутствуют


  • Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок математики у вас проведу я.

Приветствуют учителя.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

  1. познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

  1. коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

  • Давным-давно кем-то просто и мудро придумано желать друг другу добра. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый день». Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.


  • Попробуем?


  • Добрый день всем девочкам!

Здороваются.

  • Добрый день всем мальчикам!

Здороваются.

  • Добрый день всем, кто присутствует на нашем занятии.

Здороваются.

  • Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на занятии.

Здороваются.

  • Спасибо! Молодцы!


  1. Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности фронтально

Дидактические средства тетрадь

Формы и методы контроля устный опрос

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

  1. познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

  1. коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

умеют выполнять вычисления


  • Ребята, скажите, пожалуйста, какие величины вы знаете?

Длина, масса, объем, площадь, время

  • В чем измеряется длина? Масса? Объем? Площадь? Время?

Км, кг, л, м, мин

  • Какая самая большая известная вам величина?

Объем

  • А маленькая?

Минуты, секунды

  • Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на слайд. Переведите из одной величины в другую.

Для детей:

7 см 4 мм = ... мм

3ч = ... мин

1 т 30 кг = ... кг

16 км 60 м = ... м

  • 5 мин = 300 с


Для учителя:

7см 4мм=74мм

3 ч= 180 мин

1т 30кг=1030кг

16км 60м=16600м

5мин=300с


  • ..., какие ответы у тебя получились?


  • Все согласны?


  • С чем не согласны? (разбор ошибок)


Промежуточная рефлексия

  • Как вы думаете, для чего мы сейчас вспоминали эти знания и выполняли такое задание?


  • Предположите, как нам это пригодится на уроке?


  1. Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели.

  • Создание проблемной ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

2. познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

3. коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

умеют выполнять вычисления

знают меры измерения величин

Задание.

Форма организации учебной деятельности фронтально.

Дидактические средства карточки с заданием.

Формы и методы контроля опрос.


  • У вас на столах лежат карточки. Задание: установите соответствия между величинами и единицами измерения, соедините стрелочками.

Длина

кг

Масса

л

Объём

км

Площадь

мин

Скорость

м

Время

 


Мера измерения длины – километр.

Мера измерения массы - килограмм.

Мера измерения объёма – литр.

Мера измерения площади – квадратный метр.

Мера измерения времени – минута.

  • Что у вас получилось?


  • К какой величине вы не нашли единицу измерения?

К скорости

  • Что вы знаете об этой величине?


  • У нас возникли затруднения. Почему?

Мы не знаем такую величину

  • Чем будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед собой?

Узнать об этой величине, в чем измеряется

  • Вы правы. Сегодня мы познакомимся с новой величиной – скоростью, узнаем ее единицы измерения, узнаем о величинах, с которыми связана величина скорость.


  • Попробуйте сформулировать тему урока.

Скорость. Единицы скорости.

Промежуточная рефлексия

  • Известно ли вам уже что-то об этой величине?


  1. Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

Форма организации учебной деятельности ….

Дидактические средства …

Формы и методы контроля….

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

2. познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

3. коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1) связанные с изучением нового:

a) понимают, что такое скорость и в чем она измеряется

b) знают, с какими величинами взаимосвязана скорость

































  • Откройте учебники на странице 5. Прочитайте текст под красным треугольником под цифрой 1.

  • Является ли этот текст задачей?

  • Да

  • Почему?

  • В нем есть условие, вопрос и данные.

  • Прочитайте условие.

  • Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние.

  • Прочитайте вопрос.

  • Сколько километров проходила эта машина за 1ч?

  • О чем говорится в задаче?


  • Что обозначает число 160?

Расстояние, которое проехала машина

  • Что обозначает число 2?

Время, за которое проехала машина

  • Что обозначает число 1?

Время, за которое машина должна пройти определенное расстояние

  • О каком транспорте говорится в задаче?

Легковая машина

  • Оформим модель задачи.


На доске:


  • Схему оформляйте к себе в тетрадь. Легковую машину сократим до обозначения Л.М.


  • Какое расстояние прошла машина? Отметим это на схеме.

160 км.

  • За какое время машина прошла это расстояние? Отметим это на схеме.

2 часа.

  • Всего машина двигалась 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Как мы покажем это на схеме?


  • Как бы поделим схему пополам.


  • Знаем ли мы сколько машина проходила за 1 час?

Не знаем.

  • Как отметим это на схеме?

Знаком вопроса.

  • Прошел один час, машина оказалась уже вот здесь. Она прошла какие-то километры за 1 час. Прошел еще 1 час, машина оказалась уже здесь.

(Показываю на схеме)


  • Всего было 160 км. Машина прошла за 2 часа. Что мы сделали с этим расстоянием?


  • Мы его прошли по кусочкам. На схеме мы его разделили.


  • Значит, для того, чтобы узнать, сколько за 1 час машина прошла, что нам нужно сделать?

Расстояние разделить на время

  • Нужно все расстояние разделить на время.


  • Что на то будем делить?

160 на 2

  • Какой будет ответ?

160:2=80

  • Что это мы узнали?


  • 80 км машина прошла за 1 час. Здесь машина прошла 80 км за 1 час. И еще здесь машина прошла 80 км за 1 час (показываю на схеме)


  • За 1 час машина проходила 80 км. В математике это принято называть скоростью.


  • Скорость в математике обозначается различными мерками.


  • Здесь нас машина шла 80 км в час. Поэтому, записывается следующим образом: км/ч. Вместо буквы В мы пишем такую черту и эта черта еще обозначает деление. Мы километры разделили на часы.


  • А если, допустим, корабль пролетает 8000 м за 1 с. Какая скорость у него будет? Это записывается так: 8000 м/с.

8000 м/с

  • Черепаха каждый час проходит 8 м. В чем здесь измеряется скорость?

М/ч

Промежуточная рефлексия

  • Что вы узнали о скорости?

Скорость - это путь, пройденный за единицу времени.

  • В чем измеряется скорость?

Км/ч, м/ч, м/с и т.д.

  1. Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания.

Форма организации учебной деятельности фронтально.

Дидактические средства учебник.

Формы и методы контроля опрос.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

связанные с изучением нового:

понимают, что такое скорость и в чем она измеряется

знают, с какими величинами взаимосвязана скорость


Задание

  • Посмотрите на задание под номером 9. Перед вами таблица.


  • Что там нарисовано?

Поезд

  • Первый поезд какой?

Пассажирский

  • А второй какой?

Товарный или грузовой

  • Как вы думаете, у кого скорость больше, у пассажирского или у грузового?

У пассажирского

  • Да, потому что он легче и меньше груза везет.


  • У пассажирского скорость 60 км/ч. Он был в пути 2 часа. Какое расстояние он прошел?

120 км.

  • У грузового скорость 40 км/ч. Он был в пути 3 часа. И тоже прошел 120 км/ч.


  • Почему так?


  • Потому что у него скорость меньше и он из-за того, что скорость меньше, шел дольше, но прошел то же самое расстояние.


  • Какой вывод мы можем сделать?


  • Чем меньше скорость, тем больше потребуется времени для прохождения одного и того же расстояния.


  • И наоборот. Чем больше времени будет в пути, тем можно с меньшей скоростью идти.


  • Почему так происходит?


  • Так происходит, потому что скорость, время и расстояние взаимосвязаны.



Промежуточная рефлексия

  • Что вы еще узнали об этой величине?



ФИЗМИНУТКА




  1. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности фронтально.

Дидактические средства учебник.

Формы и методы контроля беседа.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

связанные с актуализацией:

умеют выполнять вычисления

знают меры измерения величин

связанные с изучением нового:

понимают, что такое скорость и в чем она измеряется

знают, с какими величинами взаимосвязана скорость

связанные с повторением материала, изученного ранее:

Умеют переводить величины из одной в другую

  • Обратите на задание под номером 8. Прочитайте. Является ли текст задачей?

  • Да.

  • Почему?

  • В нем есть условие, вопрос и данные.

  • Прочитайте условие.

  • Аист может лететь со скорость 600м/мин.

  • Есть ли там еще данные?

  • Да, 1 с.

  • Прочитайте вопрос.

  • Какое расстояние он пролетит с этой скоростью?

  • Что еще нужно сделать в задаче?

  • Записать скорость полета аиста в разных единицах.

  • Что означает число 600?

  • Скорость аиста.

  • Что означает число 1?

  • Время.

  • Что нам нужно найти?

  • Путь, пройденный за 1 с.

  • Сможем ли мы сразу найти ответ на вопрос задачи?

  • Нет.

  • Почему?

  • Нужно преобразовать величины измерения.

  • Что во что нужно преобразовать?

  • Минуты в секунды

  • Преобразуйте. Сколько получилось?

  • 60 с.

  • Имея полученные данные, как мы ответим на вопрос задачи и каким действием?

  • Делением.

  • В какой единице измерения будет измеряться расстояние, которое пролетел аист?

  • м/с

  • Найдите ответ на вопрос задачи. Что у вас получилось? Продиктуйте действие.

  • 600:60=10 (м/с)

  • Мы ответили на вопрос задачи?

  • Да.

  • Проверим, правильно ли мы решили задачу. Нам известно расстояние, которое пролетел аист за 60 с. Как найдем скорость? Продиктуйте действие.

  • 60*10=600 (м/мин)

  • Данные задачи сходны с исходными данными. Какой вывод сделаем?

  • Задача решена верно.

  • Запишите 600 м/мин в м/c, км/ч

  • 10 м/с, 36 км/ч.

Промежуточная рефлексия

  • Получилось ли у нас выполнить задание с полученными сегодня знаниями на уроке?

  • Да

  • О чем это говорит?

  • Мы пополнили копилку наших знаний


  1. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

  • Обратите внимание на задание 12. Прочитайте.


ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Умеют оперировать знаниями.

коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

связанные с актуализацией:

умеют выполнять вычисления

знают меры измерения величин

связанные с изучением нового:

понимают, что такое скорость и в чем она измеряется

знают, с какими величинами взаимосвязана скорость

связанные с повторением материала, изученного ранее:

Умеют переводить величины из одной в другую

  • Является ли текст задачей?

  • Да

  • Почему?

  • В нем есть условие, вопрос и данные

  • Прочитайте условие.

Читают условие

  • Прочитайте вопрос.

Читают вопрос

  • Что означает число 6?

  • Скорость папы

  • Что означает число 10?

  • Во сколько раз на машине едет быстрее

  • Что означает число 4?

  • Во сколько раз на велосипеде едет медленнее.

  • В каком виде будет удобно оформить краткую запись?


  • Почему не в таблице?


  • Посмотрите внимательно. Есть ли в задаче такие данные, как время и расстояние?


  • Нет. Указана только скорость.


  • Какие опорные слова возьмем для краткой записи?

  • П, М, В

  • Верно. Какие данные запишем в строку, где папа?

  • 6 км/ч

  • Где машина?

  • Неизвестно, но сказано в 10 р.б., чем папа идет пешком. Покажем стрелкой.

  • А где велосипед?

Учитель оформляет краткую запись на доске.

  • Неизвестно, но сказано в 4 р.м., чем на машине.

  • Что нам нужно найти?

  • С какой скоростью папа едет на велосипеде.

  • Задание выполняем самостоятельно в тетради. Краткую запись можно не переписывать. Затем кого-то одного я попрошу написать решение у доски.


  • Кто готов, поднимите руки. Есть желающие ответить у доски?

Один ученик пишет решение у доски.


  • Ребята, все согласны?

  • Да/нет.

  • Если нет, где ошибка?

Разбор ошибок. Исправляем на правильный вариант.


  • Молодцы!


Промежуточная рефлексия

  • Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?


  1. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.

  • Что мы делали с вами на уроке?



  • Какие знания вы получили?


  • Обобщим. В чем измеряется скорость?


  • С какими величинами она взаимосвязана?


  • Обязательно ли она взаимосвязана?


Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся)

  • Учебник, стр. 5, задание под ?


ЛИЧНОСТНЫЕ:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

Умеют выполнять рефлексию.

  • Всем спасибо за урок, до свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!