«Арифметические действия с величинами: сложение, вычитание»
Цели:
познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания величин; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.
Методы работы:
проблемный, частично - поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии:
личностно - ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент.(1мин)
Здравствуйте дети. Займите свои места. Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. И начнем наш урок. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
Запишем сегодняшнюю дату и классная работа.
II. Актуализация знаний. (5мин)
Посмотрите на таблицу. В ней зашифровано слово, которое является объектом операций нашей темы урока. Угадайте его.
464 | 8 | 4500 | 443 | 450 | 60 | 380 | 16 |
В | Е | Л | И | Ч | И | Н | Ы |
Н – 38000:100 | Ч – 456 – 6 | И – 678 - 235 | В – 458 + 6 | Е – 80:20 + 4 | И – 600х10:100 | Л – 90 х 50 | Ы – 36: 1 - 20 |
- Над чем же мы будем работать на уроке? (Над величинами)
- Какие величины вы знаете? (Единицы массы, длины, времени, площади)
2. Математический диктант. (Можно задание вывести на слайд и выразить величины, чтобы повторить)
(Читаю утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны - знак «-». Два ученика работают у доски).
1 ц =……. (100) кг
В 1 мин 100 сек
В 1 дм 100 мм
10 дм- это 1 м
1000 кг - это 1 т
1 кг = 100г
1оо ц - это 1 т
В сутках 12 часов
1 ч= 60 мин
Ответы: 1) + , 2) - , 3) + , 4) + , 5) + , 6) - , 7) - , 8) - , 9) +.
(Проверка, самооценка.)
3. Индивидуальная работа у доски
- Выразите в указанных единицах измерения.
706 кг =….ц….кг 365 см =….м….см
190 мин =….ч….мин 6509 м =….км….м
1902 г = ….кг….г 658 мм=….дм….см….мм
III. Самоопределение к деятельности. (2мин)
IV. Постановка проблемы. (12мин)
- Найдите лишнюю запись?
3т 4 кг -2 т 2 кг
1ч 30 мин + 25 мин
6 т 486 кг + 29 м 37 см
124 м 75 см + 39 м 85 см
- Почему вы думаете, что в 6 т 486 кг + 29 м 37 см выражении допущена ошибка? (Разные именованные слагаемые)
- Значит, складывать можно только одинаковые единицы измерения.
3) Устно выполните вычитание и сложение величин.
-Какое выражение вызвало затруднение? Почему?
-Какова же цель нашего урока? (научиться складывать и вычитать величины)
V. Работа по теме урока.
На доске запись:
Сложение и вычитание величин.
1). Работа по учебнику. (Сложение в учебнике)
- Составим алгоритм решения: (карточка)
1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие столбиком (сложение или вычитание).
3. Переводим мелкие единицы в более крупные.
2.) Выполните вычитание величин:
12 ц 36 кг - 7 ц 78 кг
- Я вижу, что это задание вызывает у вас затруднение в нахождении быстрого ответа.
- Как вы думаете, какой способ поможет быстрее найти значение этого выражения?
12 ц 36 кг - 7 ц 78 кг = 1236 кг - 778 кг = 458 кг = 4 ц 58 кг (Привести величины к одной единице. Сложить или вычесть столбиком, как обычные многозначные числа.
Перевести полученный результат в более крупные единицы)
2. Работа по учебнику на стр. 67, № 313.
(Первый столбик - коллективно, с комментированием; второй - самостоятельно.)
3.Учебник стр.67, № 314
(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)
4. Решите задачу
«Петя до бабушки едет на автобусе 1 ч 25 мин и ещё 25 мин идёт. Сколько всего времени уходит у Пети на дорогу?»
1ч 25 мин +25мин =1ч 50 мин
Ответ: у Пети на дорогу уходит 1ч50 мин.
VI. Физкультминутка. (видеоклип) (2мин)
VII. Закрепление изученного материала. (15мин)
1.Работа по учебнику, решение задачи.
2. Самостоятельная работа. (Проверка.)
234 м56 см+297 м 75 см =
344т 205 кг -16 т 120 кг =
VIII. Рефлексия. (3мин)
-Оцените свою работу на уроке. (Показывают смайлик).
(Выставление оценок)
IX. Итог урока.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
-Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.
(1.Привести величины к одной единице.
2.Сложить или вычесть столбиком, как обычные многозначные числа.
3.Перевести полученный результат в более крупные единицы)
-Кто не понял новую тему?
X.Домашнее задание: учебник стр. __ №___